Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.






Культура – система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности.

Исторический процесс трансформации культуры может быть объяснен через понятия традиция, преемственность, творчество, новация; циклизм культуры; взаимодействие и диалог культур.

Преемственность – это связь между историческими периодами развития культуры, процесс накопления и наследования культурного опыта. Преемственность реализуется в форме культурных традиций. Основу традиции составляют нормы, поскольку ценностное сознание воплощается в нормах— стереотипах мышления и действия, присущих конкретной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах. Они варьируются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах национальных культур и общегуманистических, универсальных. Разрушение культурной традиции в результате войн, революций, социальных потрясений чреват для общества разрушением механизма воспроизводства социальных связей и отношений, разрушением или патологической трансформацией общественной жизни. Преемственность может быть непрерывной (культура быта, народная культура, язык – самая прочная связь поколений) и прерывной (эпоха Возрождения восстановила античные традиции, Россия возвращается к православию после 70 лет доминирования атеизма).

С другой стороны, развитие культуры, предполагает новаторство – приращение культурного богатства, процесс культурного творчества. Нормативность и творчество — две взаимодополнительные стороны культуры. В своем историческом бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, ибо воплощают их содержание в инструментально-практической форме. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых социальных идеалов, изменяются и нормы.

В 19- 20 в.в. с развитием исследований местных культур развивается культурологический подход к истории. О. Шпенглер одним из первых показал циклический характер развития локальных культур как особых живых организмов, развил идею об их принципиальной замкнутости друг по отношению к другу. А. Тойнби вводит понятие «цивилизации», которую сравнивал с циркулярной пилой. Пила, вращаясь, совершая круг возникновения, расцвета, гибели, все глубже врезается в древесину, ближе подходя к центру, высшим, единым для всех духовным ценностям. Купленная ценой страданий мудрость, переходит от одной цивилизации к другой в процессе взаимодействия (христианство, зародившись в Риме, было освоено варварами).

Результатом развития культуры является ее внутреннее разнообразие. В современной культуре можно выделить западную и восточную; материальную и духовную; национальную и интернациональную, светскую и религиозную, народную, массовую и элитарную, молодежную и взрослую и др подсистемы культуры. Понятия субкультуры и контркультуры отражают внутреннюю дифференциацию и противоречивость культурных процессов.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека (материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки, знания людей). Таким образом, под материальной культурой понимается многообразие проводимых человеком предметов, а также природные вещи, явления, измененные в результате воздействия человека. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущностных сил человека, его способностей и потребностей, проявляющихся в различных общественных отношениях. К духовной культуре относится вся совокупность продуктов духовной и интеллектуальной деятельности человека, не имеющих предметного, вещного характера (нравы, обычаи, мифы, концепции, теории и т.п.).

Элитарная и массовая культуры – своего рода различные полюсы любой локальной культуры.

Элитарная культура или высокая — это культура, рассчитанная на " избранных". Данное понятие стало широко использоваться в ХХ в. в связи с широким распространением ее противоположности — массовой (низкой) культуры, охватывает все слои населения. Элитарная культура используется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов или других продуктов культуры, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. Элитарная культура ХХ века представляет собой сферу производства культурных образцов, существующую в постоянном взаимодействии с различными формами массовой, локальной и других типов культуры. В то же время, для элитарной культуры характерны:

ü высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда, так и определенным уровнем образованности

ü необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по " расшифровке" авторского послания

ü рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания.

Понятие массовой культуры обобщенно выражает состояние западной культуры с середины ХХ в., для которой было характерно:

ü широкое развитие средств массовой коммуникации — радио, кино, телевидения, газет, журналов и т.п.

ü индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ

ü повышение уровня образованности масс населения

ü увеличение времени досуга и затрат на него

ü Серийная продукция массовой культуры ориентирована на подсознание, иногда инстинкты (жажда обладания, насилия, чувство собственности, культ секса, насилия, успеха)

ü отличается установкой на развлекательность, сентиментальность, забавность. В то же время массовая культура выполняет ряд весьма важных социальных функций:

ü занимает место " наивной" народной культуры, оформляя в яркие, эмоционально насыщенные образы смутные движения и желания коллективного бессознательного

ü работает в режиме психотерапевта, " великого утешителя".

ü роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя при помощи новейших технологий общественные настроения и массовые предпочтения

ü служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.

Субкультура (т.е. " под-культура") — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Можно выделить т.н. маргинальную культуру, которую представляют индивиды, чьи установки соотносимы с разными культурными системами, но ни в одну из них полностью не интегрированы. Это деревенские жители в городе, иммигранты, заключенные в тюрьмах, бомжи и пр.

В обществе складываются контркультуры, главный объединительный признак которых – неприятие господствующей культуры.

Современная культурология и философия (постмодернизм) исследуют кризисные процессы в культуре, которые выражаются:

- в вульгаризации культуры – господстве массовой культуры, деперсонализации личности, стандартизации мышления и поведения человека;

-кризис культуры выражается в неспособности современного человека эффективно адаптироваться к новым формам реальности (новой технической среде, информационному разнообразию, урбанизированному миру, скоростям социальных реформ);

- в замене импульса к творчеству на страсть к потребительству.

Между формами и слоями культуры существует взаимодействие. Перспективы развития современной культуры – в разностороннем диалоге культур, в развитии кросскультурных взаимодействий.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал