Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные стратегии исследования науки. Проблемное поле философии науки.
1. Понятие науки. Под наукой понимается: 2) особым образом организованная специализированная деятельность человека; 2) результат этой деятельности – особое знание о мире; 3) социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2). В силу того что наука играет грандиозную роль в жизни современного общества для развертки научных исследований требуется привлечение очень весомых ресурсов (экономических, умственных и т.д.), а посему стихийное развитие науки, во-первых, не возможно, а во-вторых, для общества оно не приемлемо. Отсюда рефлексия над наукой попытка осмыслить этот феномен в разных ракурсах. 1. Дисциплинарная стратегия. Рассмотрения науки с точки зрения различных дисциплинарных стратегий. К дисциплинарным стратегиям относятся: история науки, социология науки, психология науки, экономика науки, логика научного познания (в рамках аналитической стратегии). a. История науки (конец 19 в.). Первоначально знание существует в форме летописи (родился, учился, умер). Перед нами первоначально история людей. К концу 19 в. это этап истории идей. В 70 годы 20 в. – это не просто описание людей или идей а попытка выяснить как социокультурная среда влияет на развитие науки, и с этим тесно перекликается такое направление как антропология науки (наука как системное образования в мире различных культур, отсюда и антропология). Антропология науки достаточно успешно развивается, в частности, в России в конце 20 в., что связанно с тем, что Россия дает возможность оценить развитие науки в отклоняющихся условиях, которые совершенно не пригодны для развития науки. ü наука предполагает демократическую организацию общества, чего в России нет; ü наука предполагает наличие определенных ценностей, напр., профессионализм; требуется подготовка кадров в достаточно широких масштабах, что в России практически отсутствовала. Актуальность антропологии науки связанна с тем, что наука развивается не только в странах первого эшелона техногенной цивилизации, без нее не возможен процесс индустриализации во всем мире, она становится достоянием самых разных социокультурных сред. b. Аналитическая стратегия: интерес к языку науки (рубеж 19-20 вв.), первое десятилетия логика науки. Основания математики открывают целый ряд парадоксов, в теории множеств, идут ускоренные процессы формализации и математизации и в науке оказывается востребован искусственный язык математики. В физике математика не только оформляет массив эмпирического знания, но и формирует поиск этого знания. Математика демонстрирует конструктивный характер научного познания. В силу вступает метод математической гипотезы. Начало положено Б. Фреге – который приходит к выводу о том, что все парадоксы в основаниях математики связанны с использованием некорректных языковых средств и начинается разработка логического аппарата, позволяющего анализировать язык науки. Логика науки рассматривает науку как семантическое образование, как знаковую систему не интересуясь историей, персонажами идеями, социокультурным окружением науки. Наука выступает как грандиозная знаково-символическая система, а семиотика в дальнейшем позволяет эту систему рассмотреть в трех аспектах: синтактика, семантика, прагматика. И тогда язык науки анализируется в трех аспектах. Первый семантика - интерес представляет соотношения знака и предмета обозначения. Второй синтактика – рассматривает связь между символами (грамматика языка). На ее основе возникла современная формальная логика, математическая логика (Б. Фреге: как должны быть связанны между собой термины языка).Логика науки развивается в творчестве Фреге, Рассола, затем деятелями венского кружка (Карна, Шлига, Рехербах). c. Наука это важнейший социальный институт и поэтому в 30-40 годы начинает оформляться социология науки. Социология науки развивается в творчестве Мертон и Парсонса (основатель структурно функционального направления в социогуманитарном знании) (наука как социальный институт). Мертон занимается социологией науки и его интересует в частности проблема ценности в науке. С именем Мертона связанно становление этики науки. d. психология научного творчества. Начиная с Канта, с 18 столетия, мир философии обнаруживает, что познание не есть зеркальное отражение действительности. Познание в культуре начинает пониматься как творчество, а не простое зеркальное воспроизведение внешнего мира. Творчество, прежде всего, ассоциируется с отдельным человеком, и поэтому проникает область под названием психология научного творчества. Акцент на уникальных особенностях отдельной личности. Эти особенности хотелось бы исследовать, а затем алгоритмизировать и сделать их достоянием всего научного сообщества. 2. Междисциплинарный подход. Попытка использовать информацию, притекающую из самых различных отраслей нацеленных на исследования науки. Синтез логики и истории науки, социологии и истории. Первоначально этот интерес к междисциплинарному исследованию науки демонстрируют сами естествоиспытатели. a. Наукаметрия. Наука это некая конструкция, функционирующая в обществе и как любую конструкцию ее можно оценить (ее составные части, взаимосвязь между ними, количественные параметры, объем научной информации, степень ее востребованости, эффективность научных исследований, затраты). Очень большую роль играет такая отрасль знания как экономика науки и менеджмент науки. Все то, что позволяет увидеть науку как сложную конструкцию, существующую в современном мире. b. Нормативное направление. обращено к анализу науки как социального института, взаимодействия науки и общества. Изучает взаимодействие науки и власти, науки в бюрократической системе, проблемы государственного регулирования науки. c. Аналитическое направление пытается изучить структуру и динамику науки, совмещая логический и психологический аспекты. 3.Философия науки (19 -20 вв.) — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки: что такое наука, какова её организация как знания, каковы её формы и методы, что представляет собой динамика научного знания. Основное проблемное поле: структура научного знания; формы и методы научного познания; процессы динамики науки. Философия по отношению к науке выступает как метазнание. Фил науки появляется в первой половине 19 в. Первая версия в 30 гг. – позитивизм: Огюст Конт, первая попытка классификации наук. 60-70 гг. 19 в.- появляется проблема динамики науки: Спенсер и Миль под влиянием дарвинизма. Далее появляется неопозитивизм – рассматривает соотношение теоретического и эмпирического базиса науки (вопрос, когда физика вышла к освоению микромира). Неопозитивизм также ставит вопрос о структуре научного знания и анализа языка науки. Вторая половина 20 в. – появляется социокультурный подход или постпозитивизм: акцентирует внимание на факторах эволюции науки. В настоящее время – интегративные подходы. В них делается попытка объединить потоки информации не только из истории науки, языка науки, но и психологии и т.д. В качестве опорных точек выступают научные открытия.
|