Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предпосылки генезиса науки.
Наука это феномен техногенной цивилизации, но предпосылки её обнаруживаются в предыдущих эпохах. Античность. Два великих открытия: ü демократическое устройство социальной жизни, ü теоретическое мышление. ü Возникает ценность знания. ü Познавательное отношение к миру. ü появляется интерес к миру как к таковому. Средние века. ü работа с текстом (нарабатываются фигуры логики, абстрактные механизмы, критицизм мышления, возможность выработать свою позицию по отношению к информации); ü развивалась риторика и логика (богословские дискурсы); ü усиливалось рефлексивное начало человеческой психики (приходя на исповедь, нужно было прежде обдумать свои поступки, проанализировать их). Возрождение. ü трудовая деятельность приобретает новый статус в культуре: служение Богу через труд, а не через аскезу или молитву. ü расширение кругозора, ü в человеке ценится креативность – способность к творчеству, без чего невозможна наука. ü идея однородности пространства и времени. ü Равноценность всех точек пространства и времени. Без последних двух идей не может быть обеспечена корректная воспроизводимая процедура эксперимента. Новое время. ü Наука оформляется как естествознание в 17 в. в Западной Европе развивается производство => возникает интерес не только к объекту, но и к средствам преобразования его в продукт. ü В естествознании возникает две интенции: 1) Эмпиризм – экспериментальное изучение природы. 2) Рационализм – предполагает дедуктивный подход, опору на силу и мощь человеческого разума, решение проблем умозрительным путём, не прибегая к действиям. - Первоначально естествознание не дифференцированно и нацелено на освоение всего природного мира. - В середине 19 в. возникает дисциплинарно организованная наука. - Наука входит в производство, возникает одна из основных функций науки – наука как производительная сила. Появляется технознание. - Развитие общества вызывает появление социо-гуманитарного знания, которое позволило бы преобразовать общество на разумных началах. Лидируют дисциплины экономического профиля. На этом фоне, самая существенная причина, почему именно техногенная цивилизация, собрав воедино все предпосылки, стала средой, в которой появляется наука: смена типа производства – от ремесленной формы организации к мануфактуре и машинному производству.
|