Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Феномен научной рациональности. Научное и паранаучное знание.
1. Рациональность – отличительная особенность науки. Наука – это рациональный способ постижения мира. Она оперирует не чувственными образами, а развёрнутыми категориальными комплексами, апеллирует к рациональным структурам психики. 2. Что такое рациональность. Рациональность – это сугубо человеческий способ существования в мире, в основе которого лежит не адаптация, а преобразование мира, предполагающее постановку целей, нахождение способов их реализации, оценку полученных результатов. Рациональность предусматривает замещение объектов образами, оперирование ими, создание моделей того, что ещё не существует, реализацию этих моделей, в результате чего рождается нечто новое в человеческой жизни, несводимое к адаптации. Рациональность – это один из способов приобщения человека к миру. Возможны и другие способы, например, через любовь к Богу или через единение с природой. Но в этих способах нет необходимости моделировать фрагменты реальности, затем проигрывать эти ситуации, получать новые знания и воплощать их в жизнь. Рациональность предполагает рациональное (логическое) мышление, это система понятий определенным образом связанных между собой, моделирующих эту реальность и дающих человеку возможность войти в эту реальность наиболее эффективным способом, постановка целей и разработка способов достижения этих целей. Эта постановка целей возникает только тогда, когда мы имеем дело с техногенным обществом, т.к. оно существует за счет преобразования внешнего мира и самого себя. Рациональность обеспечивает человеческую деятельность как родовую характеристику: человек - существо, которое способно не только к актам поведения, но и преобразования окружающего мира. Рациональность предполагает фильтрацию разнообразных процессов через сетку понятий, через вербальную сетку. Отличительные особенности рационального постижения мира:
предполагает критическое отношение человека к миру, оно несет в себе заряд критицизма. 3. Что такое научная рациональность. В науке деятельность усложняется (специализируется в большей степени) и поэтому регулятивы этой деятельности становятся еще сильнее. Это не просто упорядоченность, не просто использование языка, не просто обоснованность, а жесткая регламентация деятельности, которая может обеспечить успех в достижении поставленных целей. Это правила регламентирующие процедуры науки: процедуры описания и объяснения, обоснования и доказательства, процедуры, задающие эталон построения научного знания. Это общие ориентиры, которые задают специфику научного познания природы. меняется сама наука и соответственно и принципы ее регламентации. Сама по себе научная рациональность, как и любой феномен, может быть рассмотрена в двух отличных между собой срезах. Диохронный срез. Приемы описания науки и ее регламентации, могут быть вычленены с оглядкой на то, что собой представляет наука в определенный исторический период. Перед нами следующие формы научной рациональности: классическая научная рациональность, неклассическая научная рациональность, современный тип научной рациональности (постнеклассическая). Необходимо обратить внимание на то, что они не просто сменяют друг друга, каждая не исчезает бесследно, она просто отодвигается на периферию и преобладает та научная рациональность, которая больше отражает действительность. ü классическая рациональность (соответствующая классической науке). Концентрирует внимание на объекте. Стремление при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания. Рефлексия – наука начинает сама себя анализировать с помощью философии. Для классического типа научной рациональности характерно противопоставление субъекта и объекта познания. Идеал познания предполагает, что можно создать одну мысленную конструкцию изучаемого объекта, которая будет одинаковая, универсальная для всех. ü неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке). Возникает в первой половине XX в. – последняя четверть XX в. Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии. Неклассическая научная рациональность " берется" учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины. ü постнеклассическая рациональность. Расширяет поле осмысления деятельности, учитывая соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем анализируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. постнеклассический тип рациональности – неразрывное соединение всех трех компонентов: объектов, средств, субъектов познания. Наука переходит к человекомерным объектам, т.е. объектом познания становится сам человек. «Чистота» объекта познания невозможна в принципе, поскольку мы сами – заинтересованная сторона. Синхронный срез. В данном срезе нас не интересуют процессы, происходящие с наукой как таковой, а специфика постижения реальности в разных отраслях науки. И тогда можно выделить следующие типы научной рациональности: математическая рациональность (специфика на обосновании, нет эксперимента), рациональность фундаментального естествознания (проверка результатов логических выводов связанна с экспериментом), рациональность технознания (обоснованием выступает эффективность), рациональность социогуманитарного знания (проверка и доказательность отсутствует, и в качестве обоснования выступает система ценностей). 5. Паранаучное знание. Всегда в цивилизационном развитии имеются попытки проникнуть в тайну не только с помощью науки. И в 20 веке на реализацию такой задачи претендует паранаучное знание (или околонаучное знание). Паранаучное знания аппазиционирует себя не как дополнения к науке, а замещение науки. Это, прежде всего, связанно с формирование массового общество и массовая культура. И это влечет за собой целый ряд проявлений: 1. в массовом обществе информация становится доступной; 2. наука как система знаний постоянно усложняется, и овладения ее содержание требует все больших и больших усилий, а массовое культура предлагает человеку наглядные сюжеты и человек ориентируется на простоту и доступность; 3. в этой культуре не ценится профессионализм; 4. издержки научно-технического процесса; 5. ответ на то, что наука претендует на очень многое, сомнения появляются в 19 веке у Кьеркегора (есть тайны человеческого бытия); 6. Развитие науки в 20 веке демонстрирует вариабельность, то есть, нелинейное развитие, в самой науке возникает проблема выбора между различными теориями. Паранаучное знание многолико. Основные типы паранаучного знания: · Протонаука – наука в стадии оформления и развертки. Она содержит в себе и зародыши будущей науки и массу всякой чепухи, которые со временем отсеиваются и уходят (Стандартным примером является алхимия, которая позднее стала химией, или астрология, из которой впоследствии развилась астрономия.). · Дивиантная наука – отклоняющаяся в своих нормах и методах от обычной науки. Квантовая механика в начале своего развития – это девиантная наука. Оценка, обоснование занимает определенное время и поэтому в науке всегда существуют такие теоретические конструкты, которые однозначно оценить невозможно. Но в этих конструкциях присутствуют научная рациональность, признается ее. · Лженаука. Она отрицает научную рациональность. Для нее характерно: воинствующий дилетантизм; апелляция к простоте, наглядности; стремление обеспечить быструю эффективность в использовании предлагаемых идей; спекуляция на социальных потребностях; и социальная мимикрия (например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота — это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно. И были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть).
|