Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука как специфическая форма познания. Сущность, структура и функции науки в современном обществе.
1. Понятие науки. Под наукой понимается: 1) особым образом организованная специализированная деятельность человека; 2) результат этой деятельности – особое знание о мире; 3) социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2). В нашем контексте: Наука – социально организованная деятельность, направленная на получения объективных, достоверных и систематизированных знаний о мире. Специфика научного знания: · Объективное знание – знания, в котором вычленено и вынесено за скобки все то, что не относится непосредственно к объекту, на который нацелено усилие познающего субъекта. · Обоснованность, доказанность знания. · Систематизированное знание ( в отличие от рецептурного). Системная организация дает возможность действовать в рамках теоретических моделей, относительная самостоятельность. Системность предполагает эвристику возможность предвиденья (что не предполагает рецептурное знание). · устремленность к неосвоенным сферам реальности, к тем сферам, которые еще не втянуты не только в практику, но даже в познавательную деятельность (математика это наука о возможных мирах). Наука дает опережающее отражение действительности. · требуется соответствующий инструментарий. · Необходимость в особом языке науки (обыденным языком воспользоваться нельзя, т.к. лексика другая). В качестве грамматических конструкций выбираются конструкции нормативных языков и, прежде всего английского, немецкого. Формализация языка науки. · Необходимость подготовки кадров. · Наука нуждается в определенной форме организации. · всегда стоит проблема метода. · Рефлексия над собственной деятельностью, осознание ее сути. Сама по себе наука весьма сложна своей внутренней организацией. Структурирование может проводится по разным основаниям. 1. Структурирование по предметным областям (сер. 19 в.), а до этого вся наука это естествознание. Дифференцирование по предметным областям продолжается в современных условиях, и мы имеем дело не с физикой, а с системой физического знания. Наряду с процессами дифференциации есть процессы интегративного характера. Уже в середине 19 века к 70 годам возникают направления на стыки традиционных научных направлений, которые достаточно сложно отнести к какому либо разделу научного знания (физическая химия, биофизика, квантовая химия, развивается микробиология, биохимия). 2. Приближенность к практике: фундаментальное теоретическое знание (дальше всего стоит от сиюминутных запросов практики; пример, физика элементарны частиц), прикладное теоретическое знание (не путать с эмпирическим знанием; пример, физика твердого тела), технико-технологическое (техническое знание), уровень технологических разработка (они непосредственно внедрены в производство; пример, различные разработки, действующие в различных технологических цепочках). 3. Специфика профессиональной деятельности: теоретическое исследование, экспериментальное исследование (эмпирическое). Появление синергетики связанно с необходимостью моделирования процессов наблюдаемых в разных сферах, и в сферах экспериментальной практики (автоколебательные процессы в химических растворах, авиастроение) и в сферах сугубо теоретических исследований (волновых процессов). Функции науки. · Мировоззренческая. Это то, что дает наука миру социума. Она выступает в оппозиции с религиозной картиной мира и полемизирует с ней, затем религия берет на себя нравственную функцию. · Наука выступает как важнейшая производительная сила общества. Ее наука обнаруживает уже в развитом состоянии техногенного мира. · Наука - социальная сила (20 век). Научно обоснованные проработанные в науки алгоритмы внедряются не только в технологию производства материальных ценностей и благ, но и в образования, медицину, в процессы управления на разных уровнях, в экономическую, политику (политтехнологи). Наука организует самые разнообразные процессы например распределение ресурсов. · Эвристическая функция.
|