![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Редукционизм
Отсутствие учёта субъективного фактора Культуроцентристская программа (объективное начало). За основу полагается духовное начало. В основе социодинамики лежит мир культуры и мир ценностей. Общество как целое имеет духовную сущность по природе и источнику. Источник этотвне сознания, он объективен. Начинается в Нем. классике – Гегель: Духовная жизнь общества доминирует в качестве определяющего начала в социодинамике. Абсолютный дух отчуждает природу, затем общество и далее проявляет себя в человеке, познающем окружающий мир. Общество – как результат ‘копирования’ этой духовной реальности. Позиция в целом близка к объективному идеализму: рассматриваются надындивидуальные начала, однако психические состояния не рассматриваются как начала для описания общества. Психоаналитический подход (субъективное начало). Общество как психическое состояние. Фрейдизм, психоанализ: Социальные процессы сопрягаются с психическим состоянием отдельного человека, а именно его бессознательным. Далее у Юнга, Фромма – концепция коллективного бессознательного. Социодинамика как реализация коллективного бессознательного сквозь индивидуальное бессознательное. В 20 в. Идеи Фрейда трансформируются: личность – источник социальной жизни, центр социальной жизни – психика отдельного человека. Общее у программ классической философии: Противопоставление объективного мира и мира субъективности. Очень мощный редукционизм. Постлассика: Постклассика вводит новые стратегии, но классическое наследие сохраняется. Например, творчество Гумилева, классическое по своему характеру, приходится на сер. XX. Аналогично – психоаналитические подходы (тоже сер. XX). Таким образом, классика и постклассика сопровождают друг друга. Постклассика появляется с середины XIX и сталкивается с той же проблемой – объективные процессы социальной реальности проявляются в деятельности людей, обладающих сознанием. Социальная стратегия сразу осознает необходимость синтетических подходов, и это является кардинальным отличием постклассических версий. Классическая философия выбирает одно из двух начал: субъективное либо объективное. Постклассика начинает с того же. ü Соц. реализм: Основа – материалистическое понимание истории. Отправная точка – социальная тотальность (О): история, в которой нет места отдельному человеку. Социальные процессы проявляют себя в производственных отношениях, экономической структуре общества. Модель: Общество – системное образование, функционирующее по законам, не зависящим от человеческого сознания (наукоцентризм), движется по ступенькам формации, которая определяется типом производственных отношений: отношений, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, в конечном счете, всё это определяется отношением к собственности. Считается объединяющей концепцией, потому что ставит вопросы соотношения С и О, устанавливает их субординацию. Предсказательность +Невозможность учёта роли идей на жизнь общества -Рассматриваются лишь производственные отношения -Подразумевается социальная тотальность -Не учитывается роль выдающихся людей. ü Историцизм: Вт. Пол. XIX. В историческом процессе интересует не социальная общность, а индивид, носитель духовных ценностей, представлений о мире. Основная задача – не объяснение, а понимание. Дельтей, Неокантианство. +Учитывается роль духовных факторов +Различные смыслы в одной социальной ситуации -Нет предсказательности Синтетические программы: Теория социального действия Макса Вебера Вебер пытался объяснить сущность социальной жизни через индивида. Считается, что исходить из тотальности общества по отношению к индивиду означает, что один человек ничего не значит. Отмечал, что источник социальной жизни – индивид, активный, действующий, вносящий изменения. Противопоставление С и О уходит. Основной концепт – социальное действие: некое взаимодействие между людьми, обладающее смыслом и ориентированное на другого. Социальное действие как концепт – это способ выделения закономерностей в социальном хаосе. Существуют различные типы социального действия: Аффективное (человек руководствуется эмоциями, аффектом) Традиционное (человек руководствуется традициями) Ценностно-рациональное (человек руководствуется системой ценностей) Целерациональное (человек руководствуется целями) Процессы социального действия: Рационализация человеческой истории. Процесс развития общества как усиление рационального начала. ü Структурно-функциональный анализ – Парсонс. Общество – целостный организм, который для сохранения стабильности должен поддерживаться социальной структуры. Задача – установить связь между структурами и функциями, ими выполняемыми. Функции, обеспечивающие выживание социального организма: 1)адаптация (реализуется через экономику, производственную сферу) – деньги. 2)целедостижение (социальные институты: политические) – власть. 3)интеграция социального целого (правовые институты) – влияние. 4)социолизация (образование культура) – удовольствие. Согласованное действие всех институтов происходит за счет медиаторов. +Плюсы от наукоцентризма: предсказательность, выделение посредников в структурах -Нет отдельного человека, актуализации смыслов · Хабермас: Теория коммуникативного действия. Люди демонстрируют определенные модели социальных действий. Социальные действия придают определенный характер социальной коммуникации – это такой вид деятельности, который определяется современным обществом. Коммуникация – смысловой аспект взаимодействия. 2 типа социальной коммуникации: ü Инструментальный (присущ части общества, называемой системой); ü Жизненный мир. Они находятся в конфликте. Цель системы – поддержание порядка, обеспечение целостности. Жизненный мир – гражданской общество (опирается на возможность плодотворной коммуникации как взаимодоговора о том, что они делают и зачем). Как упорядочить нарастающий хаос конфликта – консенсус и новая коммуникация. · Теория социальных практик Поля Бурдье. Социальная жизнь субъекта – совокупность социальных практик. Любой субъект социален, он в процессе социализации переводит вовнутрь всю совокупность окружающей среды., формируя габитус. Человек – малый космос, который отразил в себе космос большой. Габитус определяет жизненный выбор человека. Выбор – деньги –> бизнесмен.Предлагает совершенно новое описание.
|