Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По носителю.
a) Автокоммуникация. Мы постоянно ведем внутренний диалог с собой, со своим внутренним голосом совести. b) Межличностная. Носитель: некая группа. c) Публичная. Носитель становится более объемным. Она осуществляется с помощью особых посредников (пример: книга). d) Массовая. Носитель: радио, телевидение, компьютерные сети. Охватываются громадные массы населения. 2. По средству (Герберт МакКлюэн). a) Аудиокоммуникация. Средство коммуникации: голос. Формирует культуру. Характерна для древнего общества. Здесь важны вожди. b) Визуальная коммуникация. Использование текста в качестве посредника делает связи между людьми «удлиняющимися», косвенными. Коммуникация охватывает большие коллективы, приобретает публичный характер. В таком типе коммуникации возникает критицизм в оценке смысла: слышат все одинаково, а вычитывают разные смыслы из одного и того же текста. Это способствует становлению человека индивидуального. c) Аудиовизуальная коммуникация. Это эра «тотального объятия» – все сенсорные подсистемы человека включены, охвачены. Мы видим мир сквозь призму телевизионной картинки. Более того, мы отождествляем эту картинку и мир. Картинка сообщает информации критицизм, а звучащий голос внушает определенную точку зрения. Человек безоружен перед этим тотальным объятием средств массовой информации. Коммуникация приобретает массовый характер. Этой массовой коммуникацией продуцируется определенный тип личности. Массовой культуре, в отличие от элитарной, присущи следующие 1. всегда дает четкую наглядную картинку. 2. Она зачастую апеллирует к архетипам коллективного бессознательного. 3. Ориентация на непосредственность восприятия. Все очень наглядно. 4. Точный выбор потребителя. Нацеленность на аудиторию. 5. Произведения массовой культуры проектируются, создаются и тиражируются сообразно с определенной технологией. И эта технология вычленена, отрефлексирована. Массовая культура с ее приоритетами, с ее ценностями содействует формированию человека массы с ее качествами потребительства, конформизма, переживанием настоящего, отсутствием жизненного проекта, слабо выраженным чувством благодарности предшествующим поколениям, чувством долга и чувством ответственности. Тем более, что успехи экономического развития техногенного общества дают возможность повысить качество жизни и «гасить в зародыше» или относить на периферию социального пространства всякие нонконформистские настроения. Личность утрачивает свою индивидуальность, растворяется в процессе коммуникации (процесс омассовления). Однако это омассовление вызывает протест. Квинтэссенцией этих протестных настроений выступает философия экзистенциализма. 15 - 16. Личность и общество. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности. 1) Проблема человека – фундаментальная проблема философии 20 века. Эта проблема может решаться с помощью разных подходов. Одним из таких подходов является субъективистский, который концентрирует свое внимание на человеческой индивидуальности, неповторимости, уникальности. Ярким представителем такого подхода является экзистенциализм. Экзистенциальные проблемы – это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире. Экзистенциализм интересуется не сущностью, а существованием. Здесь возникает такое понятие, как экзистенциальный опыт личности – это опыт индивидуального человеческого существования, это опыт, характерный для каждого человека в процессе его бытия в этом мире. Это опыт индивидуального переживания своего присутствия в мире каждым человеком. Актуальность: опыт накапливается и используется, пограничные ситуации все еще возникают, экзистенциальный опыт личности приобретается, и нужно этому учиться. 2) Экзистенциализм: наука не может решить все проблемы человека; она интересуется общим, типичным; она нивелирует человека. Наукоцентризм теснится в понимании человека, и тогда речь идет об описании человека сквозь самые разнообразные его характеристики. Для экзистенциализма, начиная с Хайдегера, человек рассматривается в мире, входит понятие «человек-в-мире». Мир – это не природа и не социальная среда, это мир, в котором человек участвует, это мир, явленный в деятельности, поведении, коммуникации, жизненный мир человека. Отталкиваясь от Хайдегера, философия экзистенциализма в разных своих проявлениях приумножает эти характеристики. Карл Ясперс вводит коммуникацию. Он также вводит такую характеристику, как пребывание человека в пограничной ситуации. Именно в таких ситуациях, перед лицом «ничто» раскрывается индивидуальность человека (его «экзистенция»), с него слетает шелуха обыденности, повседневности. Еще одна характеристика: смертность человека; смерть рассматривается, как условие появления человеческой экзистенции. Одной из характеристик человеческого существования у Сартра выступает свобода. Он отталкивается от Хайдеггера, для которого человек постоянно находится в изменении. В классике он отлит из бронзы – разумен и ответственен. Для Хайдеггера же он постоянно меняется, и его бытие есть бытие-возможность. Это бытие-возможность делает человека «обреченным на свободу». Свобода как данность сопрягается у Сартра с выбором: каждый момент жизни человек выбирает себя, а выбирая, он несет ответственность. Ответственность – это предвидение результатов своей деятельности. Для Сартра человек – незаконченный проект. Вкладом экзистенциализма в мир культуры является интерес к отдельному человеку, детальная проработка важнейших характеристик человека. 3) Чтобы зафиксировать экзистенциальный опыт личности, нужно ввести ряд параметров, таких как: страх, временность существования, коммуникация, свобода, ответственность, выбор, смысл жизни, проблема жизни и смерти, любовь, надежда, забота, счастье. Свобода – возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями. Диапазон понимания свободы очень широк. Античность. Человека н волнует понятие свободы. Средние века. Появляется понятие свободы. Человек – автономное существо, свобода заключается в свободе выбора собственной жизни, греховой или праведной. Возрождение. Свобода – беспрепятственное всестороннее развертывание личности. Новое время. Свобода – осознанная необходимость. Спиноза: “Свобода деятельности в мастерской природы.” Свобода – знание и осознание природы и использование ее во благо. 19 в. Свобода человека переустраивать мир на гуманных началах. Свобода “для”, а не только “от”. Марксизм: Свобода – фикция, человек мыслит и поступает в соответствии с побуждениями среды, причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. 20 в. Свобода выбора своего пути, свобода выбора способа самореализации. Мир полон возможностей. Экзистенциализм: Сартр: Свобода – нечто абсолютное раз и навсегда данное человеку (“человек осужден быть свободным”). Свобода – это свобода выбора. “Человек – это будущее человека.” Каким бы ни был человек, впереди его ждет неизвестное, которое он выбирает сам. Человек выбирая для себя, выбирает и для других. Он ответственен за свой выбор. Диапазон понимания свободы очень широк. Шопенгауэр: выявить содержание понятия свободы можно только указывая на определенные препятствия, мешающие человеку реализовать себя. Свобода – это преодоление трудностей. Исчезла трудность – родилась свобода. Свобода возникает как отрицание чего-то, через саму себя ее определить невозможно. Георг Нибур: человеку свойственна склонность злоупотреблять своей свободой, переоценивать свое значение, и стремиться стать всем. Так, человек впадает в грех. Гете: Каждый сможет обрести свободу, если научится ограничивать себя и находить самого себя. Зачем нам избыток свободы, если мы не можем его использовать? Психоанализ: поведение человека запрограммировано впечатлениями детства. Фромм: бегство от свободы. Свобода сделала человека независимым, но она и изолировала его, пробудила в нем чувство тревоги. Следствием этого стало одиночество. Человек, утратив все формы зависимости, остается только наедине с собой. Счастье – это наслаждение жизнью. Мировой процесс – это разнообразие жизни в различных ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. Страх. В обыденном познании страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с сознанием конечности своего существования. Человек – единственное из существ, кто знает о том, что он в конце концов обязательно умрет. Смерть. В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает религия, как приближение к жизни вечной. А как координату, которая помогает определить ценность жизни. Поэтому человеческая индивидуальность лучше всего проявляется перед лицом смерти, когда с человека слетают все маски. Индивидуальность проявляется в отношении к смерти. Смерть открывает нам ценность жизни. Эти параметры человеческого существования и дают возможность зафиксировать экзистенциальный опыт личности, который во всей полноте (по Ясперсу) предстает в пограничных ситуациях. Пограничная ситуация – определенная жизненная ситуация, в которой проявляется истинное бытие человека. 4) Личность и общество. Личность – философская категория для обозначения человека с социально значимыми качествами (эти качества не обязательно социально признаны). Личность – выдающийся человек, то есть его деятельность важна для социума. За счет таких людей общество способно к интеграции развитию. Личность определяется обществом, оно решает: личность или нет. Личность не рождаются. Личность – самосозидающийся индивид, он автономен от общества. Личность может рассматриваться в качестве субъекта (творца) истории на том основании, что именно ее деяния меняют поступь истории. Такое решение вопроса получило широкое распространение среди мыслителей французского Просвещения XVIII века. Другой вариант: народные массы в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Именно народ творит историю — такой вывод делается, к примеру, в марксизме.
|