Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.






1) Описание и объяснение природных процессов, всего того что происходит в окружающем нас мире невозможно без изучения проблемы движения. Динамическая организация бытия не может быть описана без анализа проблемы движения. Поэтому эта проблема традиционна для теоретического мышления как в науке, так и в философии. Для характеристики динамической организации бытия используют также такие понятия как взаимодействие и развитие.

Движение – способ существования материи (нас интересуют изменения в мире, не зависящим от нашего сознания, мы не детализируем природу этих изменений, мы не говорим ни о каких важнейших характеристиках этих изменений, кроме одной единственной — они разворачиваются в мире).

Взаимодействие – изменения, которые происходят в системе материальных объектов (нас интересуют те структурные единицы, которые объединены этим взаимодействием в системные целостности; нас интересуют изменения, которые происходят не просто в мире вне человеческого сознания, а изменения, которые происходят в системе материальных объектов).

Развитие – направленные необратимые закономерные изменения отдельных объектов (нас интересует один единственный объект, материальный объект, как он появляется, как он развивается или изменяется и как заканчивается его существование в данном качестве).

Движение. Основные подходы к пониманию движения в историческом ракурсе и основные характеристики движения.

ü В понимании движения классическая наука и философия 17 – начало 19 вв транслировало в культуру представление о движении как перемещении в пространственно-временном континууме. К тому же механическое взаимодействие и в таком случае движение сводилось к механической форме движения(механицизм ). Своеобразная редукция, все богатство изменений в мире преломлялось сквозь призму представлений классической физики, классической механики сводилось к механическому движению, взаимодействию, осуществляемому с помощью механического движения, подчинявшихся законам механики. Идея первотолчка.

ü Далее в начале 19 века не только механика изучает изменчивость универсума, начинают изучаться тепловые процессы и электромагнетизм. И тогда, реагируя на вот эти расширяющиеся предметные области физики в первую очередь, Энгельс приходит к выводу, что движение не может быть сведено к механическому перемещению, движением надо называть любое изменение, всякое взаимодействие. Второй момент, который преодолевается: первотолчок – источник движения.

ü Идея самодвижения. В качестве импульса изменчивости, изменению выступают внутренние противоречия, концепция первотолчка уходит в историю.

Свойства движения:

ü Объективность;

ü Абсолютность и относительность (все в мире движется и каждый объект движется);

ü Противоречивость (надо передать процесс, при этом мы используем формальную логику, которая никак не приспособлена для передачи процессуальности мира);

ü Прерывность и непрерывность;

ü Связь с материальным носителем (мы можем узнать природу любого объекта, рассмотрев его взаимодействие с другими объектами и его изменение);

ü Многообразие форм (классификация форм движения служит основой для классификации науки, что необходимо для прогнозирования развития науки, разработки стратегий развития, упорядочения представлений о мире).

Гегель предложил следующую классификацию форм движения в своей “Диалектике природы”: механическая (тела), химическая (молекулы), физическая (атомы), биологическая (белки), социальная (индивидуумы).

Развитие. Развитие может осуществляться как по линии возрастающей сложности структуры, прогрессивное развитие, а может наоборот уровень сложности может деградировать и тогда может осуществляться регрессивное развитие. В сложной развивающейся системе эти две тенденции спарены, прогресс по одним признакам, а регресс по другим. Важно, как процесс развития предстает в теоретическом мышлении. Важна констатация, что раньше моделировать процесс развития начинает философское знание о мире, затем к этому процессу подключается естествознание. Философия — в античности, а естествознание — 19 век (появляется некая модель развития).

2)Диалектика – философская концепция развития, метод философского познания, согласно которому мир нужно исследовать как меняющийся, развивающийся, мир, в котором все объекты и процессы взаимосвязаны.

До немецкой классической философии теории развития нет, есть только некоторые модельные представления. Высшая точка развития диалектики – материалистическая диалектика.

Историческая развертка:

Античность.

Гераклит. “Весь мир рождается в огне, из него происходит, в огонь и уходит”. Развитие здесь – закономерный процесс (развитие природы).

Далее классическая философия античности, испытывающая интерес не только к природе, но и к человеку, к миру его субъективности.

Сократ: диалектика — это искусство диалога, в котором рождается истина.

Аристотель: выработка категориального аппарата, который дает возможность представить модель развития.

19 в. – немецкая классика.

Кант: его интерес был сосредоточен на познании мира человеком. Он заметил, что разум, выходящий за рамки формальной логики наталкивается на противоречия (напр. с помощью логических средств можно доказать как существование, так и несуществование Бога; для одних и тех же объектов характерны свойства конечного и бесконечного); он признавал непознаваемость мира; идея противоречивости познания и мира, скрытого за этим процессом, идея противоречивости сущего.

Гегель: все формы бытия – развертка единого начала – Абсолютного духа; полагал мир как развивающуюся реальность в процессе познания, сформулировал диалектику как метод познания, который можно применять к исследованию любых объектов.

Постклассика: Здесь также попытка представить теорию развития, но в основе этого процесса некие иррациональные рассматриваются начала. Шопенгауэр (иррациональное начало диалектики - воля), Кьеркегор (индивидуальность отдельного человека), Ницше (воля к влати).

Вт. Половина 19 в. – конец 19 в. – материалистическая диалектика (Маркс).

Принципы материалистической диалектики. В первую очередь те принципы, которые отличают диалектическое видение мира от метафизического. Это принципы связи и развития. Плюс ещё один принцип — принцип материального единства мира. Единство движения и материи.

Далее основные законы, которые должны в процессе развития зафиксировать самые важные моменты и ответить на самые важные вопросы. Это вопросы источника развития, механизм развития, направленность развития.

ü Источник развития содержится в законе единства и борьбы противоположностей. Тогда в качестве источника выступают внутренние противоречия. Развитие сквозь призму этого закона предстает как разрешение противоречий и возникновение новых.

ü Механизм прописан в законе перехода количественных изменений в качественные. Постепенные незаметные количественные изменения накапливаются, переходят границу меры и скачком переводят нас в новое качество.

ü Направленность развития. Эта проблематика отражена в содержании закона отрицания отрицания. Сочетание поступательности и цикличности, а точнее возращение в исходное положение, но на качественно новой основе. Развитие носит спиралеобразный характер.

20 в. – диалектизируется наука в целом.

Социально-критическая стратегия. Основная проблема, с которой он столкнулся — проблема существования человека в условиях репрессивных социальных практик, проблема отчуждения. Речь идет о необходимости изменения социального бытия. Изменение предстает как разрешение противоречий согласно идее диалектики. (Адорна, Маркузе, Хайдегер).

Экзистенциально-психологическая стратегия (Сартр в первую очередь).

То же самое, идея революционного обновления, но это обновление видится в рамках свободы, выбора и ответственности. Человек сиюминутно выбирает себя, человек — не законченный проект, человек постоянно выбирает бытие, этот бесконечный выбор и есть его свобода. Выбор сопряжен с ответственностью. Разрешение постоянно возникающих в человеке внутренних противоречий. В разработке социально-феноменологической стратегии.

Постмодерн. Отсутствие попыток каких-либо теоретических построений.Теряется основную характеристику развития — закономерность изменений.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал