Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза. Человек в системе социальных коммуникаций.






Проблема происхождения человека и ее анализ дает нам возможность уточнить наши представления о природе человека. Этой проблемой интересуются и наука, и другие формы культурного творчества.

Специфики различных подходов.

ü Научный подход: выявляются общие закономерности этого процесса, опора на данные научных исследований. В современных условиях эти научные исследования представлены многообразно: антропология, эволюционное учение, генетика. Для науки причины неизвестны, но предполагаются, постулируются и носят естественный характер. Ищутся объективные причины возникновения человека и закономерности.

ü Вненаучный: религиозный (креационизм, причины сверхъестественного происхождения, идея разумного творения), уфологический (контакт с внеземными цивилизациями).

ü Философский подход: рефлексия на ту информацию, которую поставляет в целом мир культуры, обращенный к человеку.

Концепции антропогенеза:

ü Научные концепции антропогенеза сводятся к современному дарвинизму: человек появился примерно 5 млн. лет назад в процессе естественного отбора, эволюции, факторы: прямохождение, изменение объема головного мозга, функции руки. Она позволяет вписать человека в общий контекст; с другой стороны ей трудно определить «промежуточные звенья», трудно определить точное время появления человека. Вопрос остается открытым.

ü Философские концепции:

· Трудовая: решающий фактор становления человека – труд и коммуникация. Энгельс: основные факторы формирования человека – труд и речь. Исходит из главного отличия человека от животного – способность к труду. Не объясняет возникновение эмоционально мира человека, духовной культуры, науки, искусства. Факторы: эволюция семейно-брачных отношений, системы надбиологических регуляторов человека: табу, обычаи, традиции.

· Психоаналитическая: человек рождается и несет в себе нравственный потенциал, отличный от мира животных, благодаря культуре, которая «канализирует» «Оно», превращает его в «Я», – система запретов (которая утверждает репрессивный характер культуры) является фактором возникновения человека. Первые табу регламентировали кровнородственные отношения; формой религиозного сознания, закрепившей эти отношения, является тотемизм – поклонение общему кровному предку. Фрейд: человек живет в мире культуры – мир запретов и табу, культура носит репрессивный характер по отношению к глубинам человеческой психики. Возникновение культуры – стремление защитить свой род путем создания нормативов поведения.

· Игровая ( Хийзинга ): человеческая деятельность регламентируется определенными социокодами культуры, однако регламентация не носит очень жесткого характера. Заданы правила, а в рамках правил возможно творчество. Игровой момент есть и в жизни животных, однако там правила игры генетически запрограммированы. У человека есть биологическая программа, а есть и социальная, которая очень мощно трансформирует биологическую.

· Семиотическая: Человек руководствуется в своих актах поведения и деятельности символикой. Человек – символическое существо. У человека изначально расшатаны инстинкты – поведенческие реакции, закрепленные генетически. А раз они расшатаны, то человек может действовать по методу любого вида, подражая. Подражение закрепляется с помощью символов, и возникает новая программа наследования – социальная программа, – связанная с использованием символов. Человек заменяет объекты символами (языком).

Кузьмин: «Можно ли рассматривать символы как «общественную» альтернативу биологическим генам?» Это не альтернатива. Это социокоды, которые записаны в геноме цивилизации; не геноме отдельного человека или популящии, а в геноме цивилизации. И записаны они с помощью символов.

· Уфологическая гипотеза антропогенеза, указывая на избыточную слож­ность структур мозга, функциональных возможностей сознания человека по отношению к требованиям, предъявляемых человеческому роду со стороны земной цивилизации, связывает первоначальное появление разума с инопла­нетными мирами, откуда он якобы и был когда-то занесен на Землю.

4)Общество – саморазвивающаяся система, то есть система открытая, которая функционирует и меняется за счет постоянного обмена с внешней средой веществом, энергией информацией. Социальная информация – один из важнейших источников существования и развития общества. Общество саморазвивающаяся и рефлексивная система, то есть существует при условии постоянного самопознания. Социальная информация концентрируется и систематизируется в системе человеческой культуры. Индивид в процессе социализации попадает в разнообразные культурные подсистемы и осваивает сложную систему срциально-культурных программ, интегрируя определенный объем социальной информации. Социальная информация – обязательный аспект социальных взаимодействий. Вебер: две обязательные черты социальных взаимодействий – направленность на другого, личная значимость взаимодействия. Социальная коммуникация – смысловой аспект взаимодействия, неотъемлемая характеристика человека. Социальная коммуникация – не просто обмен информацией, но и интеграция социального смысла.

По мере развития человеческого общества появляются новые средства социальной коммуникации. В качестве средства коммуникации может выступать любой символический язык. Далее средства меняются и появляется потребность их классифицировать.

Коммуникация может быть классифицирована по разным основаниям.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал