Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
1) Научная картина мира. 2) Противоречия между биологическими системами и физическими системами. 3) Принцип глобального эволюционизма как решение этих противоречий. 1) Научная картина мира — это своеобразный образ природы, складывающийся на основе специального научного знания и определенных философских идей. Она является формой познания мира и определенным связующим звеном между специальным научным знанием и знанием философии. Научная картина мира относится к метатеоретическим основаниям науки. Классическая наука и механическая картина мира, первоначально возникающая в качестве научной картины. Образ природы как гигантского механизма. Следующий этап — неклассическая наука. Рассматривает саморегулирующиеся системы. А постнеклассическая наука и современная научная картина мира — самоорганизующиеся или развивающиеся системные образов. 2) В современной научной картине мира есть фундаментальные противоречия. Система биологического знания рассматривает свои объекты как развивающиеся, а система физического и химического знания — как неразвивающиеся. Если применяются энтропийные характеристики, для биологических объектов энтропия уменьшается, при нарастании уровня сложности структуры, то классическая наука и наука первой половины 20 века исходит из жесткой идеализации замкнутой системы и принципа неубывания энтропии. Противоречия между двумя блоками информации: физика с одной стороны и биология с другой стороны — это противоречие нужно снять. Энтропи́ я — мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов. Попытки снять эти противоречия: ü попытка физикализации биологии, попытка подвести биологическое знание под физическое знание. Оно заключается, например, в попытке объяснить процессы жизни с позиции квантовой механики (Гейзенберг). Об этом размышляет гениальный Бор, когда пытается понять, как соотносится инструментарий физики, химии и биологии. Он приходит к выводу, что без физико-химических методов в биологии далеко не уйдешь (это ещё 30-е годы), она носит описательный характер. ü антропный космологический принцип. Возникновение познающего субъекта человека было возможно в силу того, что крупномасштабные свойства Вселенной именно таковы, какими являются. Если бы они были другими, Вселенную некому бы было познавать. Существует некоторый тип универсальных системных связей, определяющий целостных характер существования и развития Вселенной как определенного системно организованного фрагмента материальной природы.
На уровне специального научного знания эти попытки не носят универсальный характер. 3) выход за рамки фундаментального знания к метатеоретическим основаниям науки. Эта некая идея, призванная сочетать разнородные подходы в разных отраслях знания. И в качестве такой идеи выступает принцип глобального эволюционизма. Концепция глобального, эволюционизма сложилась и получила достаточно широкое признание в последней трети XX столетия. Согласно этой концепции, системные объекты различной природы как и мир в целом, находятся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности. В результате не только биологические и социальные системы, но и физические объекты, рассматриваются как эволюционирующие, изменяющиеся во времени объекты. Её утверждение связано с подпиткой информаций, перетекающей из различных отраслей знаний, изучающей процессы развития не только в живой, но главным образом в неживой природе. Процесс становления этой философско-методологической парадигмы может быть репрезентирован (с определенной долей условности) как состоящий из трех относительно автономных этапов: ü Развитие идеи динамизма и изменчивости мира в различных исторических формах диалектической философии; I ü Разработка эволюционных представлений и освоение методологического потенциала идеи развития в дисциплинарно-организованных отраслях естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; ü Формирование концепции глобального эволюционизма в современной науке и культуре. Основные моменты: ü Вселенная – развивающееся во времени природное целое; ü Вся история Вселенной – единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социологический типы эволюции приемственно и генетически связанные между собой. ü Направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной – единый процесс эволюции, самоорганизации, саморазвития материи. ü Идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных новообразований, неэффективные – отбрасываются. Качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторической развертки материи. Принцип глобального эволюционизма с одной стороны дает представление о мире как о целостности, с другой стороны – ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.
|