Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии
Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях; уникальный фрагмент духовной культуры, особое знание, которое направлено на выявление фундаментальных принципов бытия человека и мира. Одной из специфических особенностей становления и развития философии выступает. инициируемый ею непрестанный поиск предельных оснований бытия природного, социального и человеческого миров. Таким образом оформляется онтология, как раздел философии, исследующий наиболее фундаментальные принципы и основания бытия. 1) Классика: Античность. Первые концепции бытия предложили древнегреческие философы. Для них бытие совпадает с материальным, совершенным космосом. Тут осуществляется поиск первоначала бытия, его первостихии. Выделяют 4 субстанции первостихии: огонь, воздух, земля, вода. Парменид: бытие – неизменное, единое, неподвижное, тождественное самому себе. Идея тождества бытия и мышления: “мыслить и быть есть одно и то же”. Бытие -> наличное и открывающееся мышлению. Гераклит: бытие – непрерывно становящееся, где становление – это непрерывных переход их одной противоположности в другую. Платон: мир истинного бытие – “мир идей”, то есть бытие фиксируется в отношении к небытию. Аристотель: бытие и мысль тождественны, есть мир природы, и его нужно изучать. Физика как наука о неживой природе, о тех вещах, которые даны в чувственном опыте человека. Выделяет в едином массиве раздел, который ориентирован на описание и постижение того, что не дано в чувственном восприятии, и это он называет метафизикой (вне). Тогда онтология существует в данном контексте как метафизика, и этот термин становится общеупотребительным. Средневековье. Рассмотрение бытия самого по себе. Христианство проводит различие между божественным и сотворенным бытием. Средневековая фил. Различает действительное бытие и возможное, материальное и духовное. Проблема бытия рассматривается с точки зрения разных концепций. ü монизм: утверждается единственное начало бытия – материальное или идеальное; ü дуализм: признает равноправное существование двух независ. и несводимых др. к др. начал; ü плюрализм: признает существование множества независ. и несводимых др. к др. начал или видов бытия. Возрождение. Культ материального бытия. Оно рассматривается как реальность, противостоящая человеку, осваиваемая человеком в его деятельности. Бытие – объект, противост. субъекту. До 17 века – онтология – учение о природе, метафизика (натурфилософия). Новое время. 17 век – возникает понятие онтологии как учения о бытии. Спиноза: бытие – единая, протяженная, неделимая субстанция. Декарт: дуализм души и тела. Постклассика: Бытие – нечто, связанное с практической деятельностью человека. Кант: бытие – не свойство вещей, а связка в суждении. Прибавляя к понятию свойство бытие, мы не прибавляем ничего нового. Важно не то, что существует, а как существует. Гегель. сущность бытия составляет идеальное. Бытие – это Абсолютный дух. Конец 19 – начало 20 века: бытие как продукт деятельности духа. Критика представлений о бытии как о субстанции. 20 век: антропологический поворот, аналитика человеческого бытия (экз.-фен. философия). Хайдегер: бытие осознанное человеком, “здесь бытие”. Сартр: “бытие с другим человеком” – еще одна форма бытия человека. 2) Основные формы бытия: ü бытие человека; ü бытие природы; ü социальное бытие; ü духовная реальность (субъективное духовное бытие и объективное) Основные понятия онтологии: ü бытие (наиболее общая философская категория, которая обозначает всеобщее свойство вещей и процессов существовать, быть в наличии); ü небытие. Вывод: В современных условиях проблема природного бытия интересует естественно, по-прежнему проблема пространства-времени, господствующая реляционная концепция, проблема размерности, компактификации, физическое пространство-время и специфика биологического пространства и времени, специфика социального пространства и времени и целый ряд других проблем. На первый план выдвигается социальное бытие современного мира, человеческое бытие и каким он мог быть в версии онтологической проблематики (та же заявка на виртуальную реальность, некий феномен, который обозначил себя в жизни информационного общества и с которым мы хотим разбираться на разных уровнях анализа).
|