Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России






Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях; уникальный фрагмент духовной культуры, особое знание, которое направлено на выявление фундаментальных принципов бытия человека и мира. Философия – это освоение мира, пропущенное сквозь систему ценностей и особенностей социально культурного развития того или иного социального организма.

Специфику философского знания можно вычленять по разным основаниям, связывать с исторической судьбой разных этносов. Философия всегда играла роль в судьбе различных этносов, помогая их самоопределению. Философия всегда предворяла буржуазно-демокртические преобразования, в ходе которых оформлялось национальное государство. Всегда в области философии вырисовывались проблемы развития, ориентиры этого развития, они становились особенно актуальны в конкретной национальной истории в переломные моменты, когда образовывались национальные государственные образования.

О национальной самобытности и национальном самосознании можно говорить в разных ракурсах, в частности можно связывать ее с развитием различных этносов, различных национально-государственных образований. Тогда, стоит заметить, что философия, с одной стороны, интернациональна, это феномен культуры всего человеческого общества, но общество само по себе внутренне структурировано и исторически меняется, значит, с другой стороны, философия сцеплена с самобытностью развития философского сознания в разных социокультурных контекстах, то есть связана с историей различных социумов, различных этносов.

 

Русская философия как таковая оформляется в 19 веке. Однако, зарождается она в Киевской Руси и ее возникновение связано с принятием христианства (988 г.). В русской философии мысль сформировалась в русле, так называемой, “русской идеи” – идеи особой судьбы и предназначения России. Русскую философию отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем.

Основные черты:

ü религиозность; тесное переплетение с художественной литературой; космизм (представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира»); соборность; интуитивизм; некабинетный стиль философствования.

Одной из центральных проблем русской философии является проблема миссии России, проблема выбора пути развития.

Другие проблемы:

ü проблема человека; проблемы морали и нравственности; проблема власти; проблема государства;

ü проблема социальной справедливости;

Существует две основные версии решения проблемы выбора исторического пути России.

Славянофилы:

ü основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни;

ü русский народ принципиально отличается от народов запада;

ü критика крепостничества, не отвечающего христианским заповедям;

ü идея особой миссионерской роли России в мире;

ü Россия, опираясь на православную духовную основу, идет своим путем, который должен привести ее к мировому лидерству;

ü Западные государства – искусственные создания, а Россия не искусственно создана, она выросла;

ü общинное устройство русской жизни, по мнению славянофилов, наиболее важный принцип в жизни русского народа, определяющий ее особый исторический путь, экономическая деятельность общины гармонично сочетает личные и общественные интересы;

ü принцип “соборности” (себя общности «единоверцев», отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно»).

Представители: Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Западники:

ü Россия отстала от мировой цивилизации, ей предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.

Представители: Герцен, Огарев, Белинский, Боткин, Грановский.

Еще одной версией “русской идеи” является евразийство, усматривающее единое будущее народов, населяющих пространство Евразии.

Значительный вклад в русскую философию внес Соловьев (“ Философия всеединства ”). Он пытался создать мировую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой нового мировоззрения должно было стать христианство. Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства (“все едино в Боге”). Всеединство – единство творца и творения. Основой и существом мира является “душа мира” – софия – связующее звено между творцом и творением, придающая общность Богу, миру и человеку. Механизм этого сближения раскрывается через концепцию богочеловека. Воплощением богочеловечества выступает Иисус Христос. Его образ – идеал, к которому должен стремиться каждый человек. Цель и смысл исторического развития – соединение человека с Богом.

“Русский космизм”: человек наделен особым статусом, он – “устроитель и организатор Вселенной” (божественная и космическая природа человека).

Представители: Вернадский, Циолковский, Федоров.

Одно из центральных мест в русской философии занимает Лев Николаевич Толстой. В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей.

Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева, наиболее яркого представителя русского экзистенциализма. В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, однако потом отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения. Бердяев называет основной противоположностью, которая должна развиваться в мировоззрении философа, противоположность между духом и природой. Дух есть субъект, жизнь, творчество и свобода, природа — объект, вещь, необходимость и неподвижность. Познание духа достигается посредством опыта. Бог есть дух. к состраданию и возможности к ожесточению, стремящего к свободе, но порой склонному к рабству.

1) Философская мысль Беларуси – комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как целостности. Большое влияние на ее развитие оказала ее включенность в широкие культурные целостности, взаимодействие с Востоком и Западом.

Основные черты: религиозность; влияние социально-политических и идеологических установок; кросснациональный, кроссязычный, кроссконфессиональный характер; комплексность и синкретичность (слитность);

Основные проблемы: религиозно-этические искания; онтологическая проблематика (происхождение мира, соотнесение идеального и материального, божественного и природного); поиск критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания; выбор пути развития.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины.

Фр. Скорина - первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. Взгляды Франциска Скорины свидетельствуют о нём как о просветителе, патриоте, гуманисте. В текстах Библии просветитель Скорина предстает человеком, который содействует расширению письменности, знаний.

ü начинатель нового понимания патриотизма: как любви и уважения к своему Отечеству;

ü моральный завет: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;

ü утверждает самоценность человека;

ü главное предназначение человека – совершенная человеческая жизнь;

ü высшее благо – благо земное, то есть интеллектуальная, насыщенная, нравственно совершенная, общественно полезная жизнь на земле;

ü человек – существо разумное, нравственное и общественное;

ü естественно-нравственный закон “записан в сердце каждого”, то есть истоки нравственности находятся в самом человеке, его разуме, отношении к Богу;

ü счастье человека – делать добрые дела для ближних, познавать мудрость, заниматься науками;

ü заложил основу толкования библейских текстов;

ü как христианин – чтет богословские традиции, как ученый – использует научную критику;

ü наука и религия, каждая своим путем, ведут нас к постижению истины, поэтому они должны сотрудничать и взаимодополнять друг друга.

Также нужно отметить таких деятелей как С. Будны, Лышинский, Сапега.

С. Будны: отрицал троицу как фантастическую сущность; убежден в первостепенности разума над верой, опирался на рационализм при трактовке библии; трактовка библейских текстов с натуралистической точки зрения: Дух – творческая сила Отца, Христос – человек, выбранный богом для спасения людей.

Лышинский: отказ от теологии атеизм и свобода мысли.

Сапега: обосновал идею правового общества и государства.

1)Начало XVI века. Возрождение в контексте европейской культурыВместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток: идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага, стремление сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа, актуализации христианско-гуманистических ценностей (Франциск Скорина, Сымон Будный);
2) Со второй половины XVI на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации. Поэтому Белорусский гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившим самые широкие слои общества. Сымон Будный. Активизация общественно-политической деятельности практически всех социальных слоев, проведение социально-экономических реформ, развитие образования, природа духовной свободы, роль разума в познавательной деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию.
3) Конец ХVI – ХVII вв. философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко. Ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, защита национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Казимир Лыщинский и Симеон Полоцкий.
4) ХVII – нач. ХVIII вв. идейная борьба православия и униатства. Философская мысль Этические, эстетические и педагогические идеи. Развертывались дискуссии между представителями различных религий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш).
5) Конец ХVIII – начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий).
6) Первая половина ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Поэтому в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается.
7) С середины ХIХ в. осмысление идей национального возрождения осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич).
8) В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким.
8) В конце 20-х гг. 20 века заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии. Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре.

Препятствие в развитии философии:

ü развивалась светской знатью, далекой от народа.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал