![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия. Мировоззрение. Культура. Природа философских проблемСтр 1 из 49Следующая ⇒
1) Мировоззрение – более или менее обобщенная система представлений о мире, человеке и связях между ними; способ духовно-практического освоения реальности, форма осознания человеком своего положения в мире, включающая убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности. Структура мировоззрения: · знания (задают обобщенную модель мира и место человека в нем; в них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ реальности); · ценности (определяют правила и принципы социальной жизни, ориентируют человека); · эмоционально-чувственный компонент (личностно-субъективные формы восприятия человеком окружающей действительности и своего места в мире); · убеждения (основные принципы деятельности и поведения). 2) Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения: в зависимости от субъекта-носителя, по параметру полноту и системности представлений о реальности и т.п. Нас в этом вопросе будет интересовать историческая типология мировоззрения. В соответствии с ней выделяют: · мифологическое мировоззрение, · религиозное мировоззрение, · философское мировоззрение. Теперь остановимся подробнее на каждом из них. Мифологическое мировоззрение – исторически первая форма мировоззрения. Мифология – древнейший тип мировоззрения, в котором мир, человек и связи между ними раскрываются по средствам мифа. Мифология представляет собой полуфантастический образ реальности, где реальные события слиты с мифом. Характерные черты: ü синкретизм (слитность); ü художественность; ü эмоциональность; ü образность; ü анимизм (одухотворение реальности); ü отсутствие отличий между сверхъестественным и естественным, между реальностью и воображением. Мифологическое мировоззрение основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуалов и базирующихся на них запретов и социальных норм поведения и деятельности человека. Религиозное мировоззрение. Религия – социально организованная вера индивидов, групп, больших сообществ в существование сверхъестественного существа (Бога или богов), закрепляющая основные мировоззренческие и культурные ценности данной эпохи. Вера – особое психологическое состояние, которое опирается на безусловное принятие определенных факторов в качестве объективно существующих. В чем состоит принципиальное отличие религиозного мировоззрения от мифологического?
Характерные черты: ü догматичность; ü способствует формированию автономной личности; ü основана на вере; ü определяет моральные ценности; ü возникает понятие морали; ü не ставила вопрос об истине и адекватной оценке мира. Философское мировоззрение возникает во время сильнейших социальных трансформаций (развитие ремесла, торговли, частной собственности, товарно-денежных отношений, городской культуры, права, письменности). Философия – качественно новый тип мировоззрения, в нем представление о мире обосновывается рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях; уникальный фрагмент духовной культуры, особое знание, которое направлено на выявление фундаментальных принципов бытия человека и мира. Общее с мифологией и религией: ü устремленность к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания; ü также использует метафоры, символические образы, пытается приобщить к миру высших ценностей, идеалов. Различия: ü стремится не к чувствам, а к разуму; ü в отличие от религии опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств; ü главный инструмент философии – язык теоретических понятий и категорий; ü плюралистична; ü рефлексирует ценности; ü системна; ü всеобщий характер знания. Характерные черты: ü концептуальна; ü ценностно нагружена; ü использует язык категорий, абстракций высшего уровня, которые фиксируют наиболее универсальные черты реальности; ü опирается на законы логики; ü стремится к системности и последовательности. 3) Предмет философии – фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии. Онпостоянно меняется и модифицируется, но ядро остается неизменным, это ü проблема универсума (вопросы о первоначале, конечности и бесконечности, единственности и множественности бытия); ü проблема человека (смысл жизни, свободен он или нет, отличие его бытия от других типов бытия); ü проблема взаимосвязи человека и мира. Проблемы философии носят открытый характер и охватывают все наше существование. 4) Философия до 19 века является царицей наук, методологией и нравственным ориентиром, она определяет развитие культуры. Философия является элементом культуры, она критикует ценности и дает толчок для изменения культуры. Философия в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства данной эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики. Культура – сложнейшая система надприродных программ деятельности, поведения и общения, которые обеспечивают воспроизводство всех форм социального бытия человека; духовные и материальные ценности, созданные человеком.
|