Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.






Необходимо подчеркнуть, что сегодня этот вопрос очень актуален. Современная система природа-человек является дисфункциональной, налицо проблема экологического кризиса. Важной задачей является изменить экологические ценности, чтобы выйти из этого кризиса, и для этого видится необходимым объединить усилия философии и науки.

1) Природа (в широком смысле) – Вселенная, мир, материя; (в узком смысле) – среда обитания человека, противопоставляемая обществу и человеку. Сейчас природа все чаще понимается в узком смысле. Расхождение между этими двумя смыслами является истоком экологической проблемы.

2) Природа (в широком смысле) – Вселенная, мир, материя; (в узком смысле) – среда обитания человека, противопоставляемая обществу и человеку.

Сейчас природа все чаще понимается в узком смысле. Расхождение между этими двумя смыслами является истоком экологической проблемы.

Первоначальный этап — человек приспосабливается к природе, основной источник пищевых ресурсов собирательство. Отсюда мифологический образ природы, мифологическое отношение к природе, которое отличается антропоморфностью (наделение ее человеческими качествами), признанием неразрывной связи человека с природным окружением, причем связи происхождения, слиться с природой вписаться в природу, обожествление природы.

Следующий этап: развивается общество, оседлый образ жизни, земледелие, животноводство, ремесло, возникает городская культура, предпосылки возникновения новых отношений с природой. Начинает вырисовываться, а потом оформляется в новое время, новое отношение между человеком и миром природы, — это потребительское отношение, это этап технико-технологического отношения. Природа в культуре рассматривается как резервуар, восполняющий потребности человека. Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работает. Создана техногенная цивилизация. Технико-технологическое отношение обнаруживает в своей развертке целый ряд последствий и соответственно вырастает проблема формирования нового отношения к природе, и это новое отношение должно осуществляться в режиме диалога. Диалогический отношение, последний толчок — это экологическая ситуация.

Когда появилась эта проблема, вспомнили, что в культуре уже есть модель мирного сосуществования человека и природы – восточная культура, русский космизм и т.д. Развитие этических норм и кодексов с оглядкой на Восток, “биоэтика”. 70-х годов 20 века. В 1968 году русский генетик Тимофей Лисовский выдвигает принцип коэволюции – совместная эволюция человека и природы. Эта гуманисти­ческая идея, активно разрабатываемая в современной науке, отвергает гос­подство человека над природой и подчеркивает его ответственность за проис­ходящее в окружающем мире, ориентирует на необходимость продуктивного диалога с ней. Разработка коэволюционной стратегии начинается с создания действенных экологических императивов, оптимизирующих отношения в сис­теме «человек — природа — общество» и способствующих достижению и сохранению ею состояния устойчивого развития. Ставится задача экологического воспитания. Предложена концепция устойчивого развития – модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. Она предусматривает:

ü Рациональное использование природных ресурсов;

ü Баланс в природе и незагрязнение природы;

ü Справедливое распределение благ между странами, внедрение постиндустриальных технологий в менее развитые страны;

ü Сбалансированное развитие (баланс между обществом и природой).

Экологические ценности:

Экологическая ценность — понимание важности отношения с природой и сохранение экологии на надлежащем уровне. Экологические ценности в современной культуре вычленены, эксплицированы, представлены, это и отличает современный этап взаимоотношения общества и природы.

ü Экологические императивы (запреты на действия, которые наносят непоправимый ущерб природе – не развязывание войны, вредные выбросы в окружающую среду, переработка отходов);

ü Экологическое сознание и воспитание;

ü Уважение и любовь к природе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал