Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
Необходимо подчеркнуть, что сегодня этот вопрос очень актуален. Современная система природа-человек является дисфункциональной, налицо проблема экологического кризиса. Важной задачей является изменить экологические ценности, чтобы выйти из этого кризиса, и для этого видится необходимым объединить усилия философии и науки. 1) Природа (в широком смысле) – Вселенная, мир, материя; (в узком смысле) – среда обитания человека, противопоставляемая обществу и человеку. Сейчас природа все чаще понимается в узком смысле. Расхождение между этими двумя смыслами является истоком экологической проблемы. 2) Природа (в широком смысле) – Вселенная, мир, материя; (в узком смысле) – среда обитания человека, противопоставляемая обществу и человеку. Сейчас природа все чаще понимается в узком смысле. Расхождение между этими двумя смыслами является истоком экологической проблемы. Первоначальный этап — человек приспосабливается к природе, основной источник пищевых ресурсов собирательство. Отсюда мифологический образ природы, мифологическое отношение к природе, которое отличается антропоморфностью (наделение ее человеческими качествами), признанием неразрывной связи человека с природным окружением, причем связи происхождения, слиться с природой вписаться в природу, обожествление природы. Следующий этап: развивается общество, оседлый образ жизни, земледелие, животноводство, ремесло, возникает городская культура, предпосылки возникновения новых отношений с природой. Начинает вырисовываться, а потом оформляется в новое время, новое отношение между человеком и миром природы, — это потребительское отношение, это этап технико-технологического отношения. Природа в культуре рассматривается как резервуар, восполняющий потребности человека. Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работает. Создана техногенная цивилизация. Технико-технологическое отношение обнаруживает в своей развертке целый ряд последствий и соответственно вырастает проблема формирования нового отношения к природе, и это новое отношение должно осуществляться в режиме диалога. Диалогический отношение, последний толчок — это экологическая ситуация. Когда появилась эта проблема, вспомнили, что в культуре уже есть модель мирного сосуществования человека и природы – восточная культура, русский космизм и т.д. Развитие этических норм и кодексов с оглядкой на Восток, “биоэтика”. 70-х годов 20 века. В 1968 году русский генетик Тимофей Лисовский выдвигает принцип коэволюции – совместная эволюция человека и природы. Эта гуманистическая идея, активно разрабатываемая в современной науке, отвергает господство человека над природой и подчеркивает его ответственность за происходящее в окружающем мире, ориентирует на необходимость продуктивного диалога с ней. Разработка коэволюционной стратегии начинается с создания действенных экологических императивов, оптимизирующих отношения в системе «человек — природа — общество» и способствующих достижению и сохранению ею состояния устойчивого развития. Ставится задача экологического воспитания. Предложена концепция устойчивого развития – модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. Она предусматривает: ü Рациональное использование природных ресурсов; ü Баланс в природе и незагрязнение природы; ü Справедливое распределение благ между странами, внедрение постиндустриальных технологий в менее развитые страны; ü Сбалансированное развитие (баланс между обществом и природой). Экологические ценности: Экологическая ценность — понимание важности отношения с природой и сохранение экологии на надлежащем уровне. Экологические ценности в современной культуре вычленены, эксплицированы, представлены, это и отличает современный этап взаимоотношения общества и природы. ü Экологические императивы (запреты на действия, которые наносят непоправимый ущерб природе – не развязывание войны, вредные выбросы в окружающую среду, переработка отходов); ü Экологическое сознание и воспитание; ü Уважение и любовь к природе.
|