Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии
Западно-европейская философия развивается на протяжении длительного отрезка времени, демонстрируя многообразие школ, подходов, методов, которые в конечном счете могут быть отнесены либо к классической либо к постклассической философии. Предпосылки перехода от классической философии к постклассической: ü крупный рост населения; ü на арену выходят массы; ü промышленная революция; ü технический прогресс; ü развитие науки; ü философия пытается стать наукой; ü противостояние между богатыми и бедными -> эпоха революций; ü формирование массового общества
Общие черты: философию классическую и постклассическую объединяет рефлексия над миром полученной информации, в основании культуры, она все время работает с базисными понятиями культуры: человек, общество, благо, свобода, субъект познания, объект познания – это базисные понятия культуры, они еще называются универсалии культуры, основополагающие сквозь призму которых мы воспринимаем мир, и философия все время к ним возвращается, критически переосмысливает содержание, это ее всегда объединяет в разных версиях. Классика: развивается под воздействием основного вопроса философии, в котором выделяют 2 аспекта: ü вопрос о первичности материального и идеального: - материализм (первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно); - идеализм (что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало): § субъективный (личностное сознание, связанное с самим человеком); § объективный (надличностное сознание). ü вопрос о познаваемости мира: - агностицизм (знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы); - гносеологический оптимизм (мир в принципе познаваем, как сразу или по частям, хорошо или плохо, с успехом или нет не имеет значения, тезис сводится только к следующему – в природе мира и человека нет запретов на познание; мир для человека открыт) (агностицизм – Кант, Юм; гносеологический оптимизм – Платон, Гегель, Маркс); Постклассика: ü экзистенциально-феноменологическая стратегия · немецкая школа (Хайдегер) · французская школа (Сартр, Камю) Проблемматика: индивидуальное существование человека, человек как индивид и человек в мире. Цель: содействие человеку в обретении личностного бытия. “Человек, осуществи свой собственный путь! ” ü социально-критическая стратегия стратегия Проблемматика: различные формы угнетения, конфликты и противоречия. · марксизм (Маркс, Энгельс) · неомарксизм (Хокхайхер, Адорно, Маркузе) · постмарксизм (Хабермас) · феминизм (Вульф, Митчел) Цель: освобождение человека от идеологий, насаждаемых в обществе и выдающих себя за истинную картину. (Хабермас, Адорно, Маркузе, Хокхайхер) ü аналитическая стратегия Проблемматика: язык (науки, обыденный) · неопозитивизм (Шлик) · лингвистическая философия · постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд) Современные тенденции: чистые стратегии сменяются гибридными образованиями современных философских массивов. 4. Многомерность феномена философии. Социальный статус и функции 1) Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях; уникальный фрагмент духовной культуры, особое знание, которое направлено на выявление фундаментальных принципов бытия человека и мира. Философия: ü направлена на исследование глобальных черт бытия; ü формирует знание с помощью абстрактных категорий; ü опирается на законы логики; ü стремится к системности и последовательности; ü любую идею аргументирует; ü ориентирована на выявление незримых взглядом свойств реальности; ü ценностно нагружена. Из определения следует такая характеристика философии как многомерность. Многомерность можно проследить по разным направлениям, в разных ракурсах. Ракурсы: проблематика, разнообразие методов исследования, предметные области, функции. 2) Разнообразие предметных областей. Предметная область — некий фрагмент реальности, на освоение которого нацелена та или иная система теоретического знания. Предметные области: ü онтология (исследование наиболее фундаментальных принципов и основ бытия); ü гносеология (проблемы познания); ü антропология (сущность и природа человека); ü этика (учение о морали); ü эстетика (природа прекрасного); ü логика (выявляет законы мыслительной деятельности); ü социальная философия (общество); ü философия истории и т.д. Многообразие предметных областей, переживающие процесс дифференциации с одной стороны и интеграции с другой. Разнообразие методов исследования. Метод — система регулятивных принципов, направляющих и задающих действия человека в любой области. Апробированные знания оборачиваются методом, теория оборачивается методом. И тогда многомерность феномена философии заключается во множестве методов, которыми она пользуется для решения поставленных задач. Классическая философия: ü диалектический (формируется в античной философии; Диалектика – метод филосовского познания, согласно которому мир нужно исследовать как меняющийся, мир, в котором все объекты и процессы взаимосвязаны между собой); ü метафизический (каждый объект можно описать отдельно, независимо от его связи с другими объектами, устойчивость и неизменность вещей). Постклассическая философия: ü анализ языка (аналитическая философия); ü системный подход (рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы) ü феномен. редукция (редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса) и т.д. Разнообразие функций философии. ü мировоззренческая (самые общие контуры картины реальности, определяет при этом место человека в этой картине, является основой мировоззрения). ü методологическая (дает ориентиры в познавательной деятельности человека в любой области) Для современной науки методологическая проблематика приобретает особо важное значение, поскольку здесь существенно усложняются исследуемые объекты, радикально изменяются средства познания и субъект научно-позна-вательской деятельности.; ü социально-критическая (может выступать социальным обоснование взглядов тех или иных социальных групп, дает социальные ориентиры) Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных объективными изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. Это проявляется в возникновении разрывов и противоречий в целостной системе социальной деятельности, а также в несоответствии между стихийно складывающимися формами ее и доминирующими в обществе ценностями и идеалами. Многовекторность развития философской мысли. Классика: ü соотношение материи и сознания: - материализм (первичен мир вне человеческого сознания, сознание человека и надындивидуальное сознание производно); - идеализм (что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным является духовное начало); ü вопрос о познаваемости мира: - агностицизм (знания о мире не полные, не достоверные, не совершенные, они для человека в глубинных своих основаниях не познаваемы); - гносеологический оптимизм (мир в принципе познаваем, как сразу или по частям, хорошо или плохо, с успехом или нет не имеет значения, тезис сводится только к следующему – в природе мира и человека нет запретов на познание; мир для человека открыт) (агностицизм – Кант, Юм; гносеологический оптимизм – Платон, Гегель, Маркс); Постклассика: выделение особых предметов изучения: экзистенциализм, аналитическая философия. Выделение этапов развития философии по культурологическому принципу. Античность, средневековье, возрождение, новое время, просвещение, немецк. классика, постклассика и т. д. Социальный статус. Классика: философия – царица наук, высшее знание, она стоит над всем происходящим (метафизичность); постклассика: философия – продукт социальной жизни, социально-детерминированное знание, которое показывает мир в конкретной точке его развития; производитель теоретического знания, она стоит в одном ряду с наукой, религией, искусством.
|