Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная философия представляет метафизический уровень исследования социальной реальности.
Функции социальной философии: ü интегрирующая ü методологическая (модель социального реализма: в рамках данной модели общества развивается по определенным закономерностям). Социальная философия в своей развертке демонстрирует две взаимосвязанных подсистемы: ü Социальная онтология. Все объективно существующие социальные процессы и явления. Ее интересует общества как форма бытия. Это вопросы структуры общества, социальной динамики, направленность и т.д. ü Социальная эпистемология. Предмет социально-гуманитарных наук и теорий. Ее волнует вопрос, как и каким образом можно представить общества в теоретическом мышлении. И перед нами различные концепции. 1) Социальная реальность — реальность социального мира, результаты осмысления взаимоотношений людей, связей между людьми, ограниченные в пространственно-временном отношении. В социальной философии ставится вопрос о специфики социальной реальности и о том, как эту социальную реальность нужно моделировать (это специфика метода). Социальную реальность отличает наличие субъективного фактора (сознания человека), субъект субъектные отношения, законы развития общества обладают временным промежутком действия (экономические отношения). С этими отличительным факторам (наличием субъективного фактора) связанна специфика социальной эпистемологии, заключающаяся в том, что мы изучаем социальную реальность сквозь собственную призму, и поэтому неизбежно включение мотивов ценностей определенной социальной общности. Познавая общество, мы познаем себя, и пропускаем все наше познание общества через свои мысли, чувства и т.д. Соответственно представления об объективности меняются. И еще один момент при изучении законов развития общества, мы сами меняем общество (например, анализ заявлений абитуриентов способен изменить конкурс на отдельных факультетах, начинается своеобразная беготня с факультета на факультет). 20. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур. 1) Социальная структура – совокупность социальных групп и совокупность отношений между ними. Общество – это некая система, выделившаяся из природы, это система отношений между людьми, реализующихся в процессах жизнедеятельность (социальный институт семьи, социальный институт государства, в различных негосударственных объединениях, в жизнедеятельности отдельного человека, этноса). Социальная структура фиксируется в самых истоках изучения общества. Это понятие очень важно, оно показывает систему социальной дифференциации общества и дает представление о социальных качествах человека, его социальных ролях и статусе. Здесь человек выступает как участник социальных взаимодействий, единица общества. 2) Социальная стратификация присуща обществу всегда. Структурирование может быть осуществлено на разных основаниях: ü Размер групп: макроструктуры (демографические структуры, этнос, класс), микроструктуры (семья), мезоструктуры (конфессиональные, политические, профессиональные). ü Качественная специфика этих групп (род их деятельность, специфика): демографическая структура, политическая, профессиональная, религиозная, этническая. Дифференциация общества менялась во времени. Древность – половозрастная, этническая. Средневековье – сословно-иерархическая. Сословие – социальная группа, выделившаяся по социальной функции (молится – священник, торгует – купец и т.д.) Далее, социально-классовая структура общества. Класс – большая группа людей, выделяющаяся по экономическому признаку, то есть по отношению к собственности. Обозначилась с развитием капиталистических отношений. Начала исследоваться в 19 в. (Курье). Наиболее полно была разработана в марксизме. Борьба классов (пролетариата и буржуазии) – двигатель социального прогресса. Далее строгие границы между классами стираются, так как пролетариат становится собственником средств производства (акционеры и т.п.). Выделилась особая функция – распоряжение собственностью. Появляется тип отношений – социальное партнерство. Возникает, так называемый, средний класс. Специфика среднего класс заключается в том, что он уменьшает поляризацию общества. Он с одной стороны труженик, а с другой стороны ему есть, что терять, т.к. ему принадлежит доля общественного богатства в форме акций, ценных бумаг, личного имущества. Классовый подход становится узким. Появляется стратификационный подход. Страта – однородная группа людей, обладающая сходным статусом и образом жизни, выделяющаяся по определенному признаку. Теория социальной стратификации в частности разрабатывается П. Сорокиным, Вебером. Параметры, по которым их можно различать страты, не ограничены. Первые: характер труда, размер и доля в полученном продукте, принадлежность к определенной профессии, образование и имущество котором располагает, очень важно к какой страте он себя причисляет. Тут нужно зафиксировать ряд понятий. Социальный статус – положение, занисаемое индивидом илисоциальной группой в обществе. Социальный лифт – средство перехода между социальными статусами (образование, замужество, карьера, армия и т.п.). Социальная мобильность – способность двигаться по вертикали или горизонтали между социальными статусами. Эти понятия дают представление о динамике социальных стратификаций, которая в свою очередь позволяет исследовать многие процессы. Основные тенденции изменения современных социальных структур: ü 20 в. – размываются границы между классами; ü Усложняется стратификационная структура; ü Увеличения количества среднего класса; ü Тенденция к созданию маргинальных групп; ü Урбанизация.
|