Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общелогические методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.






Метод – с-ма регулятивных принципов (предписаний), регламентирующих дея-ть по достижению поставленной цели.

Научное познание представляют собой сложно организованную целостность, отличающуюся особой структурной организацией. Структурирование научного познания может быть проведено по разным основаниям. Наиболее репрезентативным является подход, учитывающий специфику научной деятельности и её результатов в ходе эмпирического и теоретического исследования.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания вза­имоотрицают, взаимопредполагают друг друга. Своеобразным свидетельством единства двух уровней исследования в науке выступают общелогические методы исследо­вания – это универсальные приемы исследования, процедуры, которые мы приспосабливаем к специализированным задачам. К ним относятся: обобщение, абстрагирование, моделирование и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез.

Анализ и синтез – разделение O.а на отдельные части, объединение в единое целое (частей или инф-ции о них). Практически любой эмпирический и теоретический методы включают анализ и синтез. Со временем смещение акцента на синтез. Пример:

Индукция, дедукция – движение от единичного к общему, движение от общего к единичному. При построении гипотезы – индукция, при применении полученной теории – дедукция.

Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления, рассмотрение только интересующих нас свойств. Пример: построение любого идеального конструкта – абстрагирование.

Обобщение – вычленеие в массиве инф-ции, устойчивых, инвариантных, устойчивых характеристик. Пример: клеточная стр-ра у животных и у растений – обобщение.

Аналогия – установление сходства в некоторых сторонах и отношениях между тождественными O.ами. Пример если O.ы А обладает признаками Б, Б обладает признаками С, то значит С возможно обладает признаками А. (вероятностное знание)

Моделирование – замещение O.а на модель, которая в исследуемой области обладает такими же свойствами, как и O.. Пример: модель атома планетарная. Это наше восприятие мира.

К общенаучным методам также относятся аксиоматический эксперимент, описание.

Научный метод — это система регулятивных принципов и приемов, с по­мощью которых достигается объективное познание действительности, гене­рируется новое знание.

Отличия: логические приемы, апплицированные к научной дея-ти, это приемы которыми мы пользуемся не только в н-е в отличие от идеализации и формализации, а пользуемся в других сферах познавательной деят-ти, прежде всего, в обыденном познании. Поэтому они проявляют себя в теоретических, эмпирических методах.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал