Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Явление первоеСтр 1 из 4Следующая ⇒
Пролог Перед занавесом на авансцене деревянные нары. На них сидит Палач, перебрасывая с руки на руку звенья тяжелой цепи — как четки. Палач. Первая заповедь: «Я, Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме меня...» Хм, не очень-то он либерален, наш-то... Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира и не делай никакого изображения того, что наверху, на небе, ни того, что внизу — на земле, и под водой, и под землей, и никогда не кланяйся и не служи им». Ясно. Только ему служи. Никакого тебе плюрализма... Третья заповедь: «Не произноси всуе имя Господне». (Надолго задумывается, молчит.) Четвертая заповедь: «Помни о воскресенье, отмечай его, шесть дней работай и совершай в них все свои дела, а седьмой день — для Господа Бога твоего». Да, а у нас в последнее время все дни принадлежат Богу, помоги нам Господи!.. Пятая заповедь: «Почитай отца и мать своих, тогда будет тебе хорошо и будешь жить долго на земле». Вот это правильно. Шестая заповедь: «Не убий». Ну, этот параграф к палачам не относится. Так, дальше. Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй». Ха, по этой заповеди я уже обеими ногами в аду... Восьмая заповедь: «Не укради». Тут не только я — все мы хороши. Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй». Ну, ежели эта заповедь войдет в силу, то завтра надо будет бросить в костер не девчонку, а всех тех, кто осудил ее. (Испуганно замолкает, закрывает рот ладонью, оглядывается вокруг и со страхом крестится.) Десятая заповедь: «Не пожелай жены ближнего своего». Ага, значит, дальнего — можно. «Не пожелай ни дома его, ни жизни его...» Ишь ты — жена, дом, а жизнь только на третьем месте!.. «Не пожелай ни раба его, ни рабыни, ни вола, ни осла, ни прочей живности его — ничего чужого не пожелай». Где-то далеко поют петухи. Вот, вторые петухи. Пора складывать костер. (Встает.) Май месяц, черт возьми, все сырое, придется разжигать костер газетами... (Выходит, таща за собой тяжелую цепь.) Медленно-медленно, как цветок кактуса, раскрывается занавес. Явление первое Камера без окон в тюрьме. Плесень на стенах. В глубине под простым деревянным распятием мерцает лампада. Направо — ржавая решетчатая дверь. На левой стене висят доспехи и шлем. На авансцене все те же деревянные нары. Спиной к публике на коленях перед распятием Жанна, она коротко острижена, на ней кожаные штаны и рубашка военного образца. Жанна. Ваше преосвященство, епископ Франции, господин Кошон, мой благодетель и судья... Ваша светлость, посланник нашего законного государя короля Англии, комендант города Руана граф Йорк... Вы, великий инквизитор господин Жан ле Метр. Вы, милостивый государь следователь Жан де Ла-фонтен... Вы, благородный господин прокурор Жан д'Эстиво... И вы, многоуважаемые профессора Сорбонны, гордость ученой Франции.господа Жан Бойер, Никола Миди, Тома де Курсель, Жирар Жейе, Жак де Турен и Пьер Морис. И вы, гордость Европы, пятнадцать докторов богословия, четыре доктора канонического права, семнадцать бакалавров и все сорок два моих справедливых обвинителя... И вы, почтенные сто двадцать судебных заседателей... И вы, правдолюбивые представители покорного французского народа!.. Я, недостойная Жанна д'Арк, пастушка из Домреми, названная потом Девой, Девой Жанной, Девой из Домреми, Орлеанской Девой Франции... Я, неблагодарная дочь скромного, всеми уважаемого сборщика податей Жака д'Арка и набожной Изабель Роме — перед всеми вами я падаю на колени и раскаиваюсь в гордости, заставившей меня преступить церковные и гражданские законы! Я, падаю на колени, признаю свою вину в совершении семидесяти смертных грехов, в которых меня справедливо обвиняют... Я нарушила Первую заповедь, когда говорила, что для меня нет ничего более святого, чем свобода Франции, ставя, таким образом, Бога на второе место... Я нарушила Вторую заповедь тем, что еще с детства обучалась черной магии и заклинаниям у старух ведьм и ходила ночами в полнолуние под Дерево фей танцевать сатанинские танцы... Я нарушила Третью заповедь, говоря, что Бог призвал меня спасти Францию, а на самом деле не Бог, а дьявол внушил мне эту адскую идею и для этой цели заставил снять женские наряды и осквернить свое тело мерзкими одеждами и воинскими доспехами. Я нарушила Четвертую заповедь, совершив все это в воскресенье — день, когда запрещены все другие дела, кроме молитвы, обращенной к Богу... Я нарушила Пятую заповедь тем, что не послушалась отца и матери, которые запрещали мне делать все это, а я сама подбросила ржавый меч с пятью крестами на нем за алтарь аббатства Сент Катрин де Фьербуа и тем обманула сеньоров, духовенство и простой народ, уверив их, что этот Бог указал мне, где находится этот меч, чтобы с его помощью прогнать англичан с французской земли; я заколдовала этот меч, назвав его мечом Провидения, а потом заколдовала и знамя! Я нарушила Шестую заповедь, пролив этим мечом невинную кровь наших милостивых господ англичан... Я нарушила Седьмую заповедь, прельщая сеньоров и народ Франции, призывая их идти за мной. Я несправедливо наговаривала на Святую церковь, уверяя, что ее служители не служат Богу, раз они против освобождения Франции. Я делала все это для того, чтобы присвоить себе роль исполнительницы божественного провидения! Я нарушила Восьмую заповедь. Я грабила дворян и монастыри, уносила хлеб и одежду, чтобы накормить и одеть моих солдат... Я нарушила Девятую заповедь. Я лжесвидетельствовала, что Генрих VI, король Англии, это не наш король, и я незаконно короновала в Реймском соборе дофина Шарля на трон Франции! Я нарушила Десятую заповедь, потребовав от англичан то, что принадлежит им. Я написала им: «Отдайте ключи от всех французских городов и вернитесь домой, или мы выгоним вас из Франции с оружием в руках!» — как оно и случилось, чем я воспротивилась воле Божьей, повелевшей нам жить в рабстве... Я признаю и все остальные смертные грехи, в которых меня обвиняют, а именно: что я ведьма, колдунья, чародейка, идолопоклонница, лжесвидетельница, что я богохульствую, заклинаю злых духов, оскверняю святыни, что я пособница дьявола, самозванка, раскольница, изменница, блудница и еретичка, в чем раскаиваюсь и молю о милости. На коленях молю Святую церковь простить мне грехопадение и то, что я отрицала ее роль единственной выразительницы воли Божьей здесь на земле. Умоляю простить меня и приютить в своем светлом лоне, и позволить мне весь остаток своих жалких дней искупать свои грехи хлебом мучений и водой отчаяния! На коленях умоляю ученых мужей Франции, сорока двух профессоров, докторов, бакалавров о снисхождении и прощении за то, что я, неученая, неграмотная, непросвещенная, безрассудно и горделиво противоречила в суде их мудрым и вразумительным словам, утверждавшим, что для Франции единственный путь — счастье и процветание под покровительством английского сапога! На коленях молю короля Англии, нашего законного милостивого государя и храбрых его солдат простить мне мою непокорность и причиненные им злодеяния и удостоить меня, жалкую, ничтожную букашку, возможности жить не для чего другого, а только для того, чтобы своими презренными устами прославлять величие Англии! На коленях молю французский народ простить меня за то, что я увлекала его вслед за собой, заразила его своей богохульной гордыней и непокорностью, умоляю его простить меня, недостойнейшую из недостойнейших? Умоляю о милости и призываю всех, кого я увела за собой, отречься от меня, отбросить прочь мечи и на коленях покаяться пред алтарем Святой церкви и преданно склонить головы в знак покорности английскому королю, нашему законному властелину! Святая церковь! Ученые мужи Европы! Смиренный народ Франции! Благородные солдаты Англии! Простите меня! Я, Жанна д'Арк из Дом-реми, самозваная Дева Франции.— отрекаюсь! Отрекаюсь от всех своих слов и дел, которые произносила и совершала! Отрекаюсь! Отрекаюсь!! Отрекаюсь!!! Отрекаюсь!!! Прощенье! Прощенье! Прощенье... (Завершает монолог неуверенно, без всякого пафоса. Явно недовольна собой. Встает с колен, подходит к нарам, берет несколько густо исписанных листков и внимательно вглядывается в них.) Однако тут еще что-то написано в скобках... (Подходит к лампаде, читает.) «Кланяется до земли на все четыре стороны и четырехкратно душераздирающе кричит...» Ага. Вот так. (Становится на колени, повторяет.) «Кланяется до земли на все четыре стороны...» А дальше? Что нужно кричать «четырехкратно душераздирающе?» (Читает.) «Отрекаюсь! Отрекаюсь! Отрекаюсь! Отрекаюсь!» Понятно. Теперь попробуем все вместе. (Кланяется на все четыре стороны и кричит, что есть мочи.) Отрекаюсь!! Отрекаюсь!! Отрекаюсь... Отрека... (Цокает языком.) Ц-ц-ц — нет, фальшиво получается. Ну-ка, еще раз — более правдиво и душещипательно, от всего сердца, как будто и на самом деле отрекаюсь... Ну, три-четыре! (Кланяется на все четыре стороны и орет еще старательнее.) Отрекаюсь!! Отрекаюсь!! Отрека... Стоп! Переигрываю. Сразу видно, что неискренне. Надо сосредоточиться, проникнуться обстоятельствами. Итак: площадь в Руане. Я стою на маленьком эшафоте. Одна. Выпрямившись. На другом, большом эшафоте сидят судьи, разные там епископы, инквизиторы, графы, профессора, доктора, бакалавры... В центре площади — гора сучьев и веток. Это будущий костёр. Палач стоит рядом с горящим факелом. Вокруг — оцепление из английских солдат. За оцеплением — народ. Французский народ. Он ждет, он хочет видеть и слышать свою Жанну, ему интересно, что она скажет и сделает, прежде чем сгорит на костре... Бедный народ! Ну-ка, не отвлекайся, Жанна! Смотри — палач подносит факел к веткам, они вспыхивают, пламя взметается вверх, костер полыхает, искры сыплются во все стороны, все трещит и горит, трещит и горит, огненные языки рвутся к небу, солдаты в страхе отступают назад... Горячо, горячо, горячо, горячо, горячо — как же ты войдешь в это пламя, Жанна?! Загорятся твои волосы, ресницы, брови и глаза твои вылезут из орбит... Ты не просто почувствуешь адскую боль, но и сама услышишь, как лопается твоя кожа и брызжет кровь из груди... Нет! Нет! Нет! Господи, почему ты оставил меня, Господи! Я слаба и одинока, одинока и слаба, что я могу сделать, такая слабая и такая одинокая? Прощенье! (Падает на колени, кланяется до земли на все четыре стороны и душераздирающе кричит.) Отрекаюсь! Отрекаюсь!! Отрекаюсь!!! Отрекаюсь!!!! (Встает, отряхивает пыль с колен.). Кажется, на этот раз получилось. Посмотрим, что там дальше. (Берет листки, читает.) «Отрекаюсь! Отрекаюсь!..» — Это я уже прошла. Дальше что? Ага — «после этого сходит с эшафота, падает на колени и ползет ко второму эшафоту, на котором восседает суд, так же ползком взбирается на него и целует ноги каждому из сидящих там, крича при этом: «Прощенье! Прощенье!» — умоляюще и отчаянно...» Э-э, тут ты, брат Ладвеню, пересолил! Это же надо так низко пасть: «Ползет на коленях и целует ноги каждому...» Фу, мерзость! Какая я ни на есть — как я могу пойти на такое? Да еще перед всем народом? Нет уж! Пусть меня сожгут! (Подходит к нарам и швыряет на них листки. Долго молчит.) Да, легко сказать... Сожгут они меня запросто. Чтоб они лопнули! Выходит, до сих пор я справилась, а в конце окажусь на костре... «Очень хорошо ты справилась до этого места», — так сказал мне брат Ладвеню. До этого места... До этого места было легко — я гордо стояла перед озверелыми судьями, гордая, одинокая, бросала им в лицо правду. Кому же не хочется выглядеть героем! Но одно дело выглядеть героем, а другое — лизать... (Опять раздумье.) А, другое не другое, а сгореть на костре — ничего себе хорош финал! Ну-ка, Жанна! Как там? «Ползет на коленях». (Пытается сделать это.) Кошмар! (Снова делает попытку, ползает по камере, подбадривая себя.) Делать нечего, Жанна! Ползи, ползи, ползи, ползи — иначе прощай, жизнь! Дорога тебе жизнь, черт побери все на свете, — значит, ползи! (Все более умело справляется с «заданием», потом останавливается, задыхаясь.) Ну вот, не так уж это трудно. Потренируюсь еще час-другой, и все будет как надо. (Снова ползет.) Ха, сейчас уж совсем хорошо... совсем свободно ползу! (Остановилась, осознав свои слова.) Сво- бодно... ползу? Как-как я сказала? Свободно ползу? Однако!.. Однако хватит рассуждать, Жанна. Вперед! (Ползет легко и воодушевленно.) А я все удивлялась, как это могут некоторые люди делать так... Я думала, для этого нужен особый талант, врожденное дарование, а оказывается, это совсем просто. Достаточно иметь волю и разум... (Продолжает ползать.) Ведь что говорит разум? Что более разумно? Не ползать, но умереть, или ползать и жить? И разум велит воле: ползи, но живи, Жанна! Живи, Жанна! (Продолжает ползать.) Человек потому и человек, что Бог одарил его разумом и волей, чтобы он сумел все понять и всего достичь. (Ползая, останавливается перед распятием.) Верно, Господи? Молчишь... (Долгое молчание. Встает.) Так, ползание мы усвоили, посмотрим, что делать с целованием... Кто там будет на большом эшафоте? Эта свинья Кошон, бочка с дерьмом, который запродал свою задницу англичанам только для того, чтобы его сделали епископом Франции. Этот грязный скопец ле Метр, которому ничего другого не остается, как быть инквизитором и орать: «Блудница! На костер блудницу!» — потому что он сам уже не может блудить. Следователь Лафонтен, этот зверь, этот извращенец, этот негодяй, этот стервятник, от которого за сто метров несет падалью. Этот тупица д'Эстиво... Граф Йорк еще пожалеет о том, что назначил его главным обвинителем, ведь он двух слов связать не может, заика несчастный, даром что Ладвеню написал ему речь вот такими буквами. Так, граф Йорк. Толковый человек: «Мы, англичане, уважаем храбрых врагов, так что мы не осуждаем Жанну, но поскольку вы, французы, считаете ее виновной, я умываю руки». Ему бы с удовольствием поцеловала при других обстоятельствах... Не ноги, конечно... Значит, до сих пор мы насчитали пятерых. И если прибавить еще сорока двух — профессоришек, доктори-шек, бакалавришек, продажных пресмыкающихся, позор Франции, этих толстоногих педерастов, которые сляпали весь этот процесс с таким остервенением, что даже англичане должны бы удивиться... Тьфу, противно!! И Ладвеню тоже среди них, из всех педерастов педераст, и его ноги я тоже должна целовать?! Бог мой, значит, сорок два и те пять — выходит сорок семь. Сорок семь по две ноги — получается сколько? Дважды семь — четырнадцать, четыре пишем, один в уме, дважды четыре — восемь, плюс один — девять, и четыре — девяносто четыре. Девяносто четыре ноги. Господи, как же я буду лизать эти гнусные девяносто четыре ножищи?! (Внезапно, с ужасом.) Да, а судебные заседатели? Надеюсь только, что для этих ста двадцати бессловесных французских животных не будет места на эшафоте, иначе передо мной будет еще двести сорок ног! И эти девяносто четыре... (Считает в уме, в панике.) Триста тридцать четыре ноги!!! Нет, не могу, Господи! Не могу! Нет!! (Овладевает собой. Тихо.) А нужно, нужно суметь. Ты все можешь, Жанна. Выше голову! Выше голову, Жанна! То есть — голову вниз. Да-да, нагни голову, Жанна, ты все можешь... Пробил час последнего подвига, Жанна! Голову вниз... Ты должна выжить: на колени! Ползи, Жанна! (Рыдая, падает на колени и подползает к распятию.) Надо начать упражняться с твоих ног, Господи... как будто ты — это епископ Кош он, свинья Кошон... (Целует ноги распятого Христа.) А это великий инквизитор скопец ле Метр... (Снова целует.) А это следователь стервятник Лафонтен... (Та же игра.) А теперь ты будешь педерастом Ладвеню, прости меня, Господи, дай я вылижу твои гнусные ножки, Ладвеню, дай мне их, педераст ничтожный, это ты сочинил весь этот фарс, самый вонючий фарс на земле и на небе, дай! (С отвращением целует ноги распятого, постепенно унижение переходит в ярость.) Кто создал тебя, Ладвеню, и подобных тебе уродов — ты ли, Господи? Зачем ты создал человека на этой земле — чтобы он ползал, как червь, как я ползаю сейчас? Тогда смотри и радуйся! Неужто тебе не противно смотреть на твои жалкие подобия, Господи? О, Жанна, Дева Франции, прости меня за то, что я убиваю тебя, чтобы выжить! О, народ мой, простишь ли ты меня за то, что, отрекаясь, я убиваю твою Жанну и ничто, никогда не воскресит ее! Зачем ты оставил свою Жанну, Господи, как оставил своего сына Иисуса? Зачем ты оставляешь своих посланцев и бросаешь их под ноги свиньям, как бисер? Почему ты молчишь? Где же ты, о Господи? Непонятно откуда, будто со всех сторон, слышится писклявый старческий голос: «Иду! Иду!» Через несколько секунд становится ясно, что это глас Господень. (Отскакивает назад.) Кто?.. Кто это? (Прислушивается, оглядывается.) Где... ты?
|