Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ 6 страница
Если взять только такую область высокой культуры, как искусство с его разнообразными жанрами, то для достаточно глубокого постижения даже одного из них порой не хватает всей человеческой жизни. В этих условиях культурологическое образование призвано заложить у каждого знание общих закономерностей зарождения, становления, развития и функционирования культуры; раскрыть специфику отдельных компонентов современной культуры; сформировать принципы следования требованиям культуры в различных сферах жизнедеятельности; выработать умения и навыки социально-культурной деятельности в одной или нескольких областях культуры; подготовить человека к социально-культурному творчеству. Многослойность и диалектическое многообразие транснациональных и региональных культурных процессов предопределяет и сложность их отражения в прикладной культурологии, которая призвана донести до человека это духовное богатство. Философские концепции развития духовного мира, равно как сложные процессы, происходящие ныне в музыке, хореографии, изобразительном и иных жанрах искусства, благодаря доступным непрофессионалам информационно-просветительным методикам должны быть осознаны широкими слоями населения и это, несомненно, повысит общий уровень обыденного сознания, поможет преодолеть перекосы массовой культуры, уберечь молодежь от пагубного влияния пропагандируемого с эстрады культа насилия и иных низменных физических инстинктов. Особое значение эти методики приобретают для учителей, социальных педагогов, специалистов культурно-просветительных учреждений и средств массовой информации, управленцев социально-культурной сферы, которые профессионально призваны стать посредниками между теоретической культурологией и практикой вовлечения людей в мир культуры; обязаны разрабатывать региональные и общенациональные культурные программы, осуществлять культурную политику в соответствии с требованиями гуманизации общества и достижениями науки в области культурологии. Эти методики должны обеспечить преобразование обыденного сознания в научное, поднять уровень культуры домашнего хозяйствования до профессионально-технологической культуры, бытовую мораль – до нравственно-правовой культуры, суеверие – до способности научно осмыслить себя и свое место в окружающей действительности. Можно по-разному относиться к массовой культуре, можно осознавать что такие явления, как кич, отвращают от подлинной культуры[31], девальвируют восприятие искусства, но нельзя забывать, что благодаря простоте и доступности языка средств массовой информации это транснациональное явление в значительной мере является отправной точкой, с которой начинается вхождение человека в мир культуры, и в этой связи перед прикладной культурологией стоит двуединая задача: - всемерно влиять на качественное совершенствование культурной информации, идущей с рекламы, эстрадных подмостков или транслируемой посредством радио, телевидения и иных средств массовой коммуникации; - видеть в массовой культуре плацдарм, с которого должно начинаться последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей, их восхождение к подлинным высотам отечественной и мировой культуры. Вовлекая человека в мир культуры, прикладная культурология призвана раскрыть все ее многообразие, всю многослойность культурных явлений и процессов на разных уровнях функционирования духовной жизни. Во-первых, это исследуемый этнологией и культурной антропологией уровень эстетической культуры, характеризующийся локально-групповым восприятием действительности и представленный наследием дописьменных средств общения и информации, родовыми и семейными устоями, народной педагогикой, обрядами, ритуалами и иными формами традиционной культуры. Во-вторых, это изучаемый семиотикой и смежными науками уровень национальной культуры, который закреплен в литературе, музыке, хореографии, театральном, изобразительном и иных жанрах искусства и наиболее ярко выражает себя в национальном менталитете. В-третьих, это анализируемый социальной культурологией уровень массовой культуры, принимающий благодаря современным средствам информации транснациональный характер. К сожалению, кино, телевидение, иллюстрированные журналы и другие средства массовой информации, равно как реклама или коммерческо-развлекательные учреждения, часто пропагандируют далеко не лучшие образцы культуры и в определенной мере подрывают в массовом создании традиции этнической и национальной культуры. Однако уровень массовой культуры во всей своей противоречивости – это объективная реальность. Ее нужно постигать и по мере возможности совершенствовать. Еще более важно, чтобы человек увидел культуру в единстве многообразия и мог воспринять все лучшее, что способны дать и этническая, и национальная, и транснациональная культуры. Интегративным фактором, способным помочь увидеть это лучшее и утвердить себя в культуре, может стать философия культуры как наука, позволяющая подняться над частностями, осознать национальную идентичность, достичь культурного самосознания. Знание истории, теории, социологии, экономики культуры – непреложное условие усвоения принципов культурной деятельности, но оно не гарантирует того, что человек, познавший закономерности становления, функционирования и развития культуры, следует им в повседневной жизни. Знать о культуре и жить ею – понятия далеко не равнозначные, и в этой связи следует отметить социальную значимость прикладной культурологии, которая раскрывает механизм не только познания культуры, но и интериоризации ее норм и принципов, определяет пути и средства включения индивида в мир культуры, в систему отношений, основанных на высочайших нравственно-эстетический критериях, реализует технологию стимулирования творческих потенций личности, вовлечения ее в систему культуросозидающего творчества. Культуру личности правомерно рассматривать на двух диалектически связанных между собой уровнях. На уровне обыденного сознания проявляется спонтанно сформированная повседневная культура, охватывающая широкий пласт жизнедеятельности в сфере быта, досуга, в семейной и товарищеской микросреде. Ее диапазон простирается от личной санитарно-гигиенической культуры, культуры сексуальных отношений, культуры питания до культуры чтения, восприятия искусства и воспитания детей. На уровне научного сознания проявляется выработанная в процессе общего, профессионального и культурологического образования высокая культура, которая реализуется в культуре труда и общественных отношений, культуре непрерывного образования и научного поиска, культуре проникновения в мир искусства и создания его ценностей. Границы между этими уровнями культуры весьма прозрачны и подвижны. Немало людей обустраивают свой быт или выполняют родительские функции в соответствие с самыми высокими требованиями эстетики, психологии, педагогики и других наук, составляющих современное человекознание. Равно как многие работают в сфере производства, заседают в органах власти или берут на себя функции оценки произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, не имея необходимого образования и не обладая соответствующим уровнем научного сознания. Можно надеяться, что в XXI веке люди значительно расширят границы проявления высокой культуры и в определенной мере будут руководствоваться ею в личной гигиене, семейно-бытовых отношениях, в сфере досуга и даже в интимной жизни. Но сегодня мы вынуждены считаться с реальностью и признать, что это не достигнуто не только в этих областях человеческого бытия, но в значительной степени там, где культура профессиональной деятельности выступает непреложным условием ее эффективности. Одна из типичных и самых распространенных ошибок многочисленных публикаций по проблемам культуры проявляется в том, чти их авторы, как правило, ограничивают свой анализ высоким искусством, культурой чтения или восприятия телепередач. К этому, в частности, сводит проблему овладения духовным богатством автор одного из первых в области культурологии и, безусловно, конструктивного и полезного учебного пособия «Введение в культурологию» А.И.Арнольдов[32]. Культура постижения культуры, подчеркивает известный философ и культуролог, – это умение не только смотреть, но и видеть, умение не только воспринимать, но и думать, не только знать, но и творить. Однако все эти требования в учебном пособии ограничиваются умениями смотреть, воспринимать, думать и творить лишь в области кино, театра, музыки, изобразительного искусства, телевидения и искусства чтения. Между тем, процесс вовлечения человека в мир культуры предполагает и культуру повседневности, охватывающую весь диапазон жизнедеятельности в сфере труда, познания, быта, досуга, социальных и межличностных отношений – от умения поддерживать культуру тела до способности по достоинству оценивать новые тенденции, проявляющиеся в мировом и отечественном искусстве. Освоение культуры находится в прямой зависимости от эффективности просветительно-образовательной деятельности учебных заведений, от культурологической деятельности средств массовой информации, учреждений искусств, библиотек, музеев, кинотеатров, клубных и иных культурно-досуговых учреждений, от культуросозидающего потенциала семьи и микросреды каждого индивида; однако решающую роль в этом процессе играет собственная ответственность человека за обеспечение своей идентификации с ценностями культуры, за самовоспитание в духе лучших традиций духовной жизни, за самостоятельный поиск своей индивидуальности, своего роста в культуре, органичную связь с судьбами общества, за постоянное самосовершенствование. Б.С.Ерасов в «Социальной культурологии»[33] подчеркивает, что совокупность ценностных ориентаций, снимающих напряженность находящихся на разных полюсах оппозиционных ценностей и преодолевающих крайности, формирует срединную культуру (ядро культуры), в рамках которой достигается взаимная адаптация социальных слоев, этнических, национальных и конфессиональных компонентов, реализуется симбиоз и синтез разнородных структур, распределяются функции центра и периферии, формируется устойчивое региональное и местное самоуправление. По Б.С.Ерасову, срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или в обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Автор не лишает повседневную жизнь и высоких ценностных ориентаций, но прежде всего видит в ней витальные ценности, физическое благосостояние, культуру питания, внешнего облика, не подтвержденную институциональной регуляции повседневность, в рамках которой складывается стереотипное поведение. Жизнь, тем не менее, признавая право исследователя на типологизацию культурных явлений и процессов, убедительно свидетельствует, что культура едина в своем многообразии. К сожалению, и профессиональное мастерство может быть весьма низкого уровня. И, к счастью, повседневная, лишенная событийности и неординарности культура быта, досуга, межличностных отношений может отличаться подлинной духовностью, соответствовать самым высоким нравственно-эстетическим критериям. Поддерживая в морфологическом строении культуры две ведущие области – обыденную культуру, осваиваемую человеком в процессе социализации в среде проживания, и специализированную культуру, овладение которой предполагает специальное профессиональное образование, Э.А.Орлова[34] выделяет и такую категорию, как массовая культура, которая, занимая промежуточное состояние между этими областями, принимает на себя функцию транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию. Феномен массовой культуры в современной философии, социологии и культурологии связывают с обществом, где производство и потребление приобретает стандартизированный характер, где на политику активно влияют стихийные эмоциональные реакции населения, а широко тиражируемая культура утрачивает свою уникальность. К сожалению, в силу того, что люди чаще всего встречаются с проявлением массовой культуры в далеко не лучших образцах литературы, рекламы, шоу-бизнеса, у многих она ассоциируется с коммерцией и даже явной контркультурой. Нельзя не признать, что в массовой культуре 90-х годов XX века немало слабостей, противоречий и чуждых подлинной культуре явлений. Но это не позволяет нам игнорировать конструктивные стороны массовой культуры, которая приняла на себя важнейшую для общества функцию первичной социализации и инкультурации личности, ее вовлечения в мир прекрасного. Как справедливо пишет Д.С.Лихачев[35], массовая культура, точно так же, как и авангард, существовали в искусстве всегда. Народное искусство, искусство карнавала, искусство ярмарки, искусство балагана – это массовая культура, которая оплодотворяла и продолжает оплодотворять высокую культуру современности. На рубеже третьего тысячелетия, когда завершается переход от сословной к национальной культуре и широкое развитие получает процесс приобщения людей к общечеловеческим ценностям, массовая культура способствует трансляции социального опыта, ценностных ориентаций, образцов и эталонов сознания и поведения, активно влияет на духовную жизнь общества. А.Я.Флиер[36] попытался детально раскрыть роль и место массовой культуры в современном обществе, выделяя при этом следующие ее проявления и направления: - индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе; - массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания; - средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту информацию в «нужном» для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика; - система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания, контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение граждан, «мобилизационную готовность» общества к возможным военным угрозам и политическим потрясениям и т. п. Существенную роль в формировании массового сознания, несомненно, играют: - система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, мода, имиджмейкерство и т. п.), формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы внешности, превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования индивида; - разного рода игровые комплексы (от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т. п. до систем виртуальной реальности), развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах профессиональной подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в общеразвивающих и развлекательных целях; - всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей «с улицы», что также продолжает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу «реестрового» построения знания. Наиболее широко механизмы массовой культуры проявляют себя в условиях досуга как деятельности личности в свободное время, органично сочетающей рекреацию и дальнейшее духовное или физическое развитие. Именно эта формально не регламентированная деятельность позволяет человеку в полной мере почувствовать свободу от профессионально-трудовых канонов, обязательных учебных планов и программ, непреложных общественных или семейно-бытовых обязанностей, расслабиться, отдохнуть, развлечься, попасть в социально-психологическую ситуацию, максимально способствующую самореализации его творческих потенций. Деятельность в свободное время может быть связана с научными увлечениями, изучением иностранных языков или музыкальной грамоты, постижением вершин литературной, музыкальной или театральной классики, знакомством с шедеврами изобразительного или иного жанра высокого искусства. Но в то же время она может посвящаться просмотру популярных фильмов и телепередач, чтению детективов и женских романов, массовым праздникам, различным видам спорта, танцам, легкой музыке, товарищеским застольям, семейным играм и забавам, общению с природой. В сфере развлекательно-игрового досуга – на дискотеке, эстрадном концерте, клубной встрече, футбольном матче, вечере отдыха, семейных и дружеских торжествах – человек, как правило, не остается только зрителем или слушателем, он активно реагирует на происходящее, свободно выражая свои эмоции. На концерте поп-музыки или спортивных состязаниях порою интереснее смотреть не на сцену или соревнующихся, а в зал, на места публики, где молодежь, заражая друг друга и выплескивая эмоции, самовыражает себя. В условиях свободного времяпрепровождения люди не только воспринимают широко тиражированные и адаптированные для невзыскательной массы населения рекламу и образцы литературы, музыкального, театрального или циркового искусства. Здесь они усваивают принципы и технологию неформального общения, перенимают образ поведения, эталоны одежды, прически, других атрибутов моды, с учетом требований среды формируют свой имидж. Специфика досуга проявляется в том, что здесь встречаешь и высокую, и массовую культуру, границы между которыми подвижны и размыты. Для одних досуг – это опера, симфоническая музыка, музей, классическая литература, попытка писать, ваять, создавать иные творения искусства. Для других – возможность потусоваться, потрястись на танцах, посидеть в кафе, побалдеть у музыкального центра, прочитать модный детектив, посмотреть нашумевший фильм или спектакль, дать волю своим эмоциям на хоккейном матче или концерте рок-ансамбля, продемонстрировать приверженность экстравагантной моде. Один и тот же вид досуга может нести в себе разные начала. Для одних зарубежный туризм – это возможность познать новое, расширить свой кругозор, приобщиться к непреходящим ценностям истории и культуры; для других – обойти побольше магазинов, побывать в «Мулен Руже», насладиться уютной гостиницей и оригинальной пищей. Одни в теннисе или аэробике видят средство обеспечения гармоничного физического развития, другие – дань моде. В коллекционировании можно проявлять и развивать способности к поисковому творчеству, умение атрибутировать и систематизировать оригинальные экспонаты, воспринимать через них историю и окружающий мир, а можно, накапливая те же экспонаты, использовать их как растущие в цене раритеты, которые со временем принесут материальный доход. У кого-то досуговые увлечения живописью порождают великолепные произведения искусства, а у другого его результатом станут лишь мещанские, грубо окрашенные лебеди. Досуг бесконечно разнообразен. Сколько людей – столько моделей досуга, каждая из которых отражает индивидуальные особенности, и в первую очередь общий уровень культуры, который детерминирует интересы, потребности человека и формы их удовлетворения. Право на существование имеет и интеллектуальная дискуссия за товарищеским ужином, и семейное музицирование, и песня под баян на сельской завалинке, и компьютерные игры, и бильярд, и финская баня, и прогулки по парку или лесу, и «подкидной дурак» на пляже. Важно только, чтобы формы проявления высокой и массовой культуры, переплетаясь и дополняя друг друга, способствовали гармоничному развитию личности; чтобы, по мере своего духовного роста человек последовательно поднимался от примитивных к высоким формам досуговой культуры. Социальная жизнь России на рубеже XX и XXI веков убедительно свидетельствует, что механизмы массовой культуры способны содействовать духовному развитию человека, что подтверждает семейное воспитание, где ребенку доступными его восприятию средствами прививают основы санитарно-гигиенической культуры и культуры общения, или школа, которая делает понятными обучающимся исторически сложившиеся достижения человечества в разных областях знания. Однако эти же механизмы в другой ситуации могут служить методике манипулирования общественным сознанием, формированию псевдопатриотизма, порождению националистического или религиозного психоза. Искусно примитивизируя сложнейшие явления экономики, политики, национальных отношений, освобождая людей от необходимости глубоко и всесторонне анализировать общественные процессы и социальные проблемы, политические партии, общественные организации, инициативные группы, иные социальные объединения и отдельные политические деятели в угоду своим далеко не самым высоким и нравственно оправданным интересам извращают сознание значительной части населения, деформируют их ценностные ориентации и жизненные позиции, толкают людей на ложный путь проявления своей гражданской и общественной активности. Примером этому может служить В.В.Жириновский, который с удивительной легкостью и актерским мастерством, жонглируя фактами и в еще большей мере плодами своей фантазии, порой низводит многосложные процессы экономической, политической и духовной жизни к вульгарно упрощенным схемам. Однако, сдабривая этот фарс фантастическими обещаниями удовлетворить любые потребности слушателей, он привлекает их к себе, делает их на какой-то период своими союзниками. Легковерные, не способные к критическому мышлению люди принимают эту демагогию, ибо она порождает иллюзорные, но горячо желаемые ответы на волнующие вопросы, не требуя от них при этом сколько-нибудь существенных усилий. Нарушая законы логики, игнорируя типичное и закономерное, В.В.Жириновский и ему подобные выхватывают случайные факты, возводят единичное в абсолют, и таким образом формируют у населения, не обладающего необходимой политической культурой, искаженное представление о действительности, нагнетают политический психоз, вызывают обострение социальных отношений. Спекулируя на национально-патриотических чувствах и естественном желании преодолеть сложившиеся противоречия и возникающие проблемы, они привлекают к себе определенные группы людей, которые не способны отличить политические реалии от политических игр. Более того, воздействуя на эмоциональную сферу последних, они превращают их в своих слепых последователей, включающихся в дальнейшее распространение социально приукрашенных утопий. Реализуя себя в разных сферах и на разных направлениях проявления массовой культуры, – от субкультуры детства, общеобразовательной школы, средств массовой информации, культурно-просветительных учреждений, социально-культурной деятельности в трудовых коллективах и вооруженных силах до инфраструктуры интеллектуального, оздоровительного и развлекательно-игрового досуга, прикладная культурология предопределяет методологию и методику их использования в процессе формирования и развития личности. Теоретически обоснованный прикладной культурологией механизм опоры на массовую культуру в условиях вовлечения человека в социально-культурную деятельность строится на оправдавших себя принципах единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства индивида. Значимость этого феномена, интегрирующего высокоэффективную технологию реализации культуросозидающего потенциала духовной жизни, правомерно рассматривать на примере формирования целостного мировоззрения личности. В ряде своих публикаций, и в первую очередь в дискуссии о судьбах российской интеллигенции, Б.В.Раушенбах[37], опираясь на анализ социальной практики, выдвинул тезис об ущербности марксистской концепции научного мировоззрения, основанного лишь на логической информации. Личность постоянно получает информацию по двум каналам – логическому и внелогическому, которые одновременно воздействуют на разум и на эмоциональную сферу. Только в этом единстве заключена возможность поднять уровень восприятия действительности до целостного мировоззрения. И в этой связи методология и методика прикладной культурологии представляются абсолютно адекватными этой задаче. Широкое внедрение в жизнь социально-культурных и психолого-педагогических технологий прикладной культурологии находится в прямой зависимости от степени готовности их субъектов к осуществлению возложенных на них функций. В настоящее время эти функции способна принять на себя российская интеллигенция, характерными качествами которой являются: - гуманитарная образованность, интегрирующая ценности отечественной и мировой культуры, исключая местничество, национализм, любые проявления человеконенавистничества; - моральная чистота, высокое чувство социальной ответственности, способность активно защищать свои нравственные позиции; - восприятие культуры как критерия качества жизни, пронизывающего все сферы бытия – от творчества до повседневной культуры, проявляющейся в труде, познании, общественных отношениях, быту, досуге; - духовно-нравственная направленность, детерминирующая активность личности в реализации своих гражданских, профессиональных, семейных и иных социально-значимых функций. Воспроизводство интеллигенции, равно как сохранение и дальнейшее развитие ее традиций – задача здорового общества, и важнейшая роль в этом принадлежит прикладной культурологии, которая призвана научно обосновать механизмы создания благоприятной культурной среды, технологию раскрытия выработанных интеллигенцией разных поколений непреходящих ценностей; методику овладения совокупностью тех нравственно-эстетических качеств, которые позволяют человеку причислить себя к высокому сообществу, которое характеризует термин «интеллигенция». глава II.
2.1. Механизм усвоения культуры
Специфика культуры проявляется в том, что в ней параллельно происходят два диалектически взаимосвязанных процесса: создание духовных и материальных ценностей и передача накопленного национально-культурного богатства от одного поколения к другому. При этом сложность механизма обеспечения культурной преемственности в первую очередь предопределяется тем, что подрастающее поколение за считанные годы должно усвоить и воспринять как эстафету дальнейшего развития совокупность того, что человечество созидало в течение многих тысячелетий, приведших к становлению современной цивилизации. С одной стороны, механизм усвоения культуры базируется на спонтанном процессе жизнедеятельности людей, которые создают средства производства и средства потребления, строят, облагораживают быт, решают проблемы экологии и здравоохранения, проявляют свои творческие потенции в науке, искусстве, рациональной организации досуга. И все это представляет собой открытую книгу, пример для подражания, естественно перенимаемый формирующимися поколениями. С другой – в обществе сложилась система социальных институтов: от семьи и школы до учреждений искусств, массовой информации, культурно-просветительной деятельности, физкультуры и спорта, которые призваны вовлекать новые поколения в мир культуры, обеспечивать сложный и многогранный процесс хоминизации, социализации, инкультурации и индивидуализации формирующейся личности, стимулирования саморазвития ее творческих потенций. Чем шире масштабы человеческой деятельности, индивидуального и коллективного творчества людей, чем больше объем накопленных в нашем мире ценностей культуры, тем сложнее процесс передачи культурного наследия, механизм его усвоения. Однако, как свидетельствует история, изобилующая примерами безвозвратных потерь существовавших в разные эпохи культур[38], процесс культурной преемственности не может быть дискретным, не должен прерываться или останавливаться ни на одну минуту. Непрерывность передачи из поколения в поколение эстафеты культуры – одна из закономерностей ее эффективного развития, и чрезвычайно важно, чтобы этот процесс носил двусторонний характер: молодое поколение призвано осознать необходимость овладения культурным богатством породившего его общества и реализовать это в повседневной жизнедеятельности, а старшее - обязано делиться своим опытом с молодежью, посвящать значительную часть своей жизненной энергии делу образования, воспитания, вовлечения юной смены в мир сложившихся традиций, обычаев, норм, материальных и духовных ценностей.
|