Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кооперативные концепции в российских условиях






Кооперативные взгляды, которые существовали в России в различные периоды достаточно мозаичны Одни из них заимство­ваны у зарубежных авторов и приспособлены к российским услови­ям другие порождены этими самыми условиями внутри страны и чужды подражательности

Прежде всего с идеей кооперации соприкасалась теория об­щинного (крестьянского) социализма Средневековые крестьян­ские общины идеализировались еще славянофилами Начиная с 40 -50-х годов XIX века, родоначальники народничества Александр Герцен (1812-1870) и Николай Чернышевский (1828-1889) стали рассматривать общины как " хорошие зародыши' социализма, пе­рейти к которому они считали возможным, минуя капитализм Для спасения страны от 'язвы" буржуазной цивилизации революцион­ные народники предлагали осуществить победоносное крестьянское восстание, установить народное правление наделить крестьян зем­лей и организовать ее коллективную обработку т е поднять общи­ну до уровня производственных сельскохозяйственных кооперати­вов (артелей, товариществ)

Предполагалось, что в юродах трудящиеся создадут промысловые арте ш (кооперативы) как основу крупной промышленности

В 80 - 90-х годах народники Николай Михайлов­ский (1842-1904) Василий Воронцов (1847-1918) и другие отка­завшиеся от революционной идеи продолжали обосновывать эко­номическую политику направленную на защиту и укрепление кре­стьянской общины артелей кустарных промыслов - " народного производства' В своих трудах либеральные народники предлагали развить кооперацию - кредитную сбытовую, промысловую, земле­дельческую - как средство упрочения хозяйств крестьян и ремес­ленников

В начале XX века неонародники (социалисты-революционеры) ввели деление этих хозяйств на трудовые' (некапиталистические) и 'нетрудовые' (капиталистические) Неонародники доказывали устойчивость мелких хозяйств и считали, что они вполне могут противостоять капиталистическому воздействию и даже развивать­ся благодаря кооперации По мнению лидера и теоретика неонарод­ников Виктора Чернова (1873-1952), кооперация ведет прямую борьбу с капитализмом Неонародники предсказывали возможность того, что на основе развития кооперации мелкое сельскохозяйст­венное производство способно стать на путь укрупнения и некапи­талистического обобществления Во главу угла в решении аграрно­го (крестьянского) вопроса они ставили социализацию земли и раз­витие кооперации

Наибольшее распространение получил русский " кооператив­ный социализм" на почве потребительской кооперации Видными представителями этого направления кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858-1924), кооператив­ный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооператив­ный библиограф Александр Меркулов (годы жизни не установле­ны), профессор Ваан Тотомианц (1875-после 1922) и многие др Был близок к теории " кооперативного социализма" бывший мар­ксист Михаил Туган-Барановский (1856-1919), крупный ученый-экономист, автор фундаментального исследования " Социальные основы кооперации"

Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потре­бителей огромны в книге " Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее близком будущем кооперация не­сомненно достигнет цели - организует на справедливых началах труд, с подчинением ему капитала Кооперацию он рассматривал как экономическую систему обеспечивающую, при прочих благо­приятных обстоятельствах, социальное равенство

Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации -созидающий, но тем самым он и разрушающий гнет человека над человеком В своей брошюре " Идеалы кооперации" (1918) он за­явил: " это разрушающее созидание сильнее и ярче всего проявляет­ся в том, что мы называем товарищеской кооперацией".

В том же 1918 г. сотрудник Центросоюза Меркулов в журнале " Союз потребителей" опубликовал обширную статью с выразитель­ным названием " Кооперация, как творческий социализм", в которой развивал кооперативную концепцию общественной эволюции. Ав­тор утверждал, что потребительская кооперация сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации.

Меркулов признавал правомерность национализации и муни­ципализации частных предприятий, но подчеркивал, что коопера­тивное обобществление выгодно отличается от " социализма пар­тийно-политического". Остро критиковал он " диктатуру пролета­риата" за веру " в силу приказа, распоряжения, схемы", за " дождь декретов" и заведомо невыполнимые обещания. Он считал, что коо­перация подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выко­вывается демократ-гражданин.

Отечественные представители " кооперативного социализма" отстаивали идею независимости кооперации от государства, высту­пали против втягивания ее в политическую борьбу и надеялись, что кооперация сумеет найти свое место в процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной идеологии была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался " Гимн коопера­ции", написанный малоизвестными кооператорами Алтая и опубли­кованный ь Москве незадолго до первой мировой войны. Не меч, а мир, не рознь, а единенье И радостно творящий труд -Вот наш девиз и наше вдохновенье. Мы безымянный люд.

Русский " кооперативный социализм" базировался на известном успехе дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе эле­менты несбыточного, фантастического. Вместе с тем эта теория выражала веру в творческие способности широких масс кооперато­ров.

Серьезного внимания заслуживает теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова (1888-1937), который активно участвовал в кооперативном движении и внес крупный вклад в учение о кооперации. Его основные труды " Организация крестьянского хозяйства" и " Краткий курс коопера­ции" были опубликованы в 1925 г.

Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать вмешательством извне. Только в соб­ственном хозяйстве крестьянин работает с полной отдачей, высоко­производительно Поэтому кооперирование в деревне должно раз­виваться путем постепенного " отщепления" от крестьянских хо­зяйств отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, пере­работке, кредитованию и т.д.), обобществление которых в коопера­тивных формах обеспечивает наибольший экономический эффект. А то, что лучше организуется в крестьянском хозяйстве, не следует кооперировать.

Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве произ­водственных ячеек, крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и пр. коопе­ративы, а союзы (центры) этих кооперативов устанавливают эконо­мические связи крестьянских хозяйств с городскими промышлен­ными, торговыми предприятиями, банками и даже с зарубежными фирмами, закупающими сельскохозяйственные товары.

В результате уже частичное кооперирование ведет к глубоким организационным и технологическим изменениям в аграрном про­изводстве, одновременно развивается внутрикооперативная демо­кратия и повышается кооперативная сознательность крестьянства, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на мест­ной самодеятельности и более совершенный по сравнению с госу­дарственными предприятиями.

Некоторые исследователи теоретического наследия Чаянова считают, что к середине 20-х годов он пришел к идее коопера­тивной коллективизации, или самоколлективизации, т.е строго доб­ровольного кооперирования, отрицающего командные методы. Од­нако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были призна­ны вредными и преданы забвению Сам выдающийся ученый был объявлен идеологом кулачества и необоснованно репрессирован.

После тотальной коллективизации крестьянских хозяйств ис­следования кооперативных проблем почти прекратились. Лишь в конце 80-х годов, незадолго до распада Советского Союза, эти про­блемы вновь привлекли к себе внимание ученых и практиков.

Именно тогда была выдвинута концепция кооперативной формы предпринимательства Наиболее ярким представителем этого на­правления кооперативной мысли был экономист-аграрник академик Владимир Тихонов (1927-1994). один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г

В своей книге " Кооперация за и против" (1991) и других рабо­тах он вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегулирующегося коопера­тивного сектора экономики Тихонов писал, что для этого надо дать простор кооперативному предпринимательству Кооперативное производство он определил как типичную форму свободного пред­принимательства, а кооператора - как свободного товаропроизводи­теля Необходимо развивать кооперацию и в сфере услуг, и в про­мышленности, и особенно в сельском хозяйстве Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные, крестьянские коопе­ративы, которые значительно более эффективны, чем любой колхоз или совхоз

Предпосылками развития кооперативного предприниматель­ства и создания конкурентоспособного кооперативного сектора, по мнению Тихонова, являются рыночная экономика, строгое соблю­дение Закона о кооперации, отношения сотрудничества между госу­дарством и кооперацией, когда первое выступает в роли заказчика, а вторая - подрядчика Тихонову принадлежит идея расширения коо­перативного сектора за счет превращения государственных пред­приятий в народные, хозяевами которых должны быть трудовые коллективы


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал