Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи развития кооперации для освобождения труда от капитала






Великие утописты кооперацию понимали широко в виде уни­версальных общин (коммун), перестраивающих всю жизнь своих членов; потом понятие кооперации сузилось, и она стала рассмат­риваться как все многообразие кооперативов, обслуживающих лишь отдельные стороны жизни людей.

Некоторые сторонники великих социалистов-утопистов обще­ственное предназначение уже этой узко трактуемой кооперации тоже видели в освобождении труда от капитала.

Ученик и последователь Оуэна, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из первых теоретиков и практиков кооперативного движения. Будучи оуэнистом, он всячески стремил­ся развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бед­ности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся. Поселившись в г. Брайтоне, он развернул бурную пропагандист­скую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежеме­сячный журнал " Кооператор", чем способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению кооперативного движе­ния.

Оуэн, как известно, рассчитывал на финансовую помощь фаб­рикантов в создании общин. Кинг отходит от этой идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные средства строить новый мир

По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необ­ходимо проделать путь от простого к сложному, а именно' 1) соз­дать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств пу­тем взносов, 2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала,

3) открывать производственные предприятия этих кооперативов для увеличения капитала и обеспечения заработками членов кооперати­вов; 4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в собственность или в аренду земельные участки, создать производ­ственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины В итоге трудящиеся перестают работать на хозяев, труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала.

Так полагал Кинг Он надеялся достичь этого без вмешатель­ства государства, правда, при материальном содействии профсою­зов кооперативам.

История свидетельствует, что Кинг как кооператор был ориги­нален в теории и неудачлив на практике

Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского социализма, возникшего в 30-40-х го­дах XIX века в европейских странах Вместе с тем известно, что еще до новой эры в Иудее предшественники христианства - ессеи - жи­ли обособленными общинами с общим имуществом, коллективным трудом и бытом. Современный христианский социализм исходит из того, что христианство дает для социализма недостающую ему ду­ховную основу, а социализм является средством для выполнения христианских заповедей, исполняет правду христианства в хозяй­ственной жизни

Одну из попыток строить экономическую жизнь на коопера­тивной основе предпринял идеолог французского христианского социализма Филипп Бюше (1796-1865), в прошлом последователь великих утопистов. Бюше первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремесленников и рабочих А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею - от­числять 20 % прибылей ассоциации в " нераздельный и неотчуждае­мый фонд". Другое назначение этого неделимого фонда- приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий произ­водства, расширение общего дела Не менее практичными были и остальные принципы предложенные Бюше распределение 80 % прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократиче­ское управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму стать ее членами по истечении года

Бюше увлек своими идеями и английских христианских со­циалистов - Чарльза Кингсли (1819-1875), Денисона Мориса (1805-1872), Эдуарда Нила (1810-1892) и др Это были честные и бескорыстные люди Нил, например, многократно ссужал рабочие ассоциации деньгами для открытия кооперативных мастерских, но каждый раз дело кончалось неудачей, а деньги пропадали На этих попытках Нил обеднел, но продолжал верить в успех

Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении, явились проповедниками производст­венной кооперации среди пролетарских слоев, с этой целью некото­рые из них писали книги-наставления, рассказы и даже поэмы, вы­ступали с идеей участия рабочих в прибылях кооперативных това­риществ (копартнершип) Своей деятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативного закона

Конечно, не все христианские социалисты являются коопера­торами и не все из них разделяют мнение о необходимости разви­тия кооперативного хозяйства под флагом религии Так, Сергей Булгаков (1871-1944), русский экономист, философ и богослов, пи­сал, что принципиально христианский социализм вполне возможен В то же время он отрицательно относился к производственным коо­перативам, действующим под покровительством церкви

Если план Бюше был рассчитан преимущественно на ремес­ленников, то его соотечественник социалист Луи Блан (1811-1882) решил приспособить его для объединения промышленных рабочих В своей книге " Организация труда" (1841) Блан обосновал идею устройства кооперативных мастерских на средства государства Он доказывал, что правительство должно стать " банкиром бедных" и на первых порах организовать управление этими мастерскими Блан выдвинул принцип солидарность вместо взаимной борьбы Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками буду­щей системы ассоциации, где не останется места кризисам и безра­ботице Однако попытка осуществления этих идей в период рево­люции 1848 г окончилась полной неудачей

Тем не менее один из деятелей германского рабочею движе­ния Фердинанд Лассаль (1825-1864), адвокат по профессии, тоже выдвинул программу учреждения производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством Он рас­считал, что для начала достаточно было бы получить 100 тыс тале­ров Как склонить правительство к оказанию помощи ассоциациям9 Лассаль предложил для этого создать рабочую партию, добиться всеобщего избирательного права и народного большинства в пар­ламенте В этом он видел возможность перехода в Германии к " сво­бодному народному государству"

В то же время Лассаль считал бесполезными и даже вредными увлечения немецких рабочих потребительскими обществами

Однако реальности таковы, что еще с тех времен постоянно доминировало кооперативное движение потребителей и лишь с не­давних пор произошло заметное оживление кооперативного движе­ния производителей


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал