Тема: Психология воспитания
1. Воспитание: понятие, функции явления.
2. Психологические механизмы воспитания (подражание, идентификация, переживания, рефлексия и др.). Взаимосвязь механизмов воспитания с возрастом воспитанника.
3. Институты воспитания (семья, школа, СМИ и др.).
Литература к семинару
1. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей//. Педагогическая техника.- 2008.- № 5. - С. 61-67
2. Методы социального воспитания//. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова.- М., 2002.- С.
3. Абраменкова, В.В.. Социальная психология детства в пространстве детской субкультуры//. Новые ценности образования.- 2007.- №3 - С.48-56
4. Айрапетова, В.В.. Актуальные проблемы воспитания//. Педагогика.- 2008.- № 5.- С. 104-110
5. Алиева, Ш. Г.. Семья как основа формирования морального воспитания детей//. Педагогические науки.- 2009.- № 2. - С.13-17
6. Баева, И.А.. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы рости//. Народное образование.- 2010.- № 2.- С. 248-254
7. Войскунский, А. Е.. От психологии компьютеризации к психологии интернета//. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психологи.- 2008.- № 2. - С.140-153
8. Воропаев, М.В.. Классный руководитель в системе воспитания//. Классный руководитель.- 2009.- № 8.- С. 59-64
9. Ефимова, Н.. Моя семья: программа для родителей//. Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября".- 2006.- № 5.- С. 18-25
10. Жижикина, М.. О стилях поведения и методах воспитания//. Школьный психолог. Прил. к газете " Первое сентября".- 2008.- 16-29 февраля — С.36-37
11. Зеньковский, В.. Проблемы воспитания в средней школе// Воспитательная работа в школе.- 2004.- № 4. - С. 5-7
12. Зикратов, В.. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения//. Народное образование.- 2007.- № 8.- С. 232-237
13. Парамонов, А.. Уклад хозяйствования как среда воспитания//. Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 4.- С. 61-66
14. Паскал, В.В.. Ошибки воспитания в семье//. Справочник классного руководителя.- 2009.- № 2.- С. 19-22
15. Полякова, А.. Мобильный телефон как средство индивидуализации воспитания//. Народное образование.- 2007.- № 7. - С.245-248
16. Понкин, И.В.. Воспитание семейных ценностей в системе образования//. Образование.- 2004.- № 12. - С. 3-8.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
Тема: Психология учителя
1. Личность учителя. Структура педагогических способностей (за основу можно взять исследования Н.В.Кузьминой, В.А.Крутецкого).
2. Деятельность учителя: мотивы, целевые ориентиры и профессиональные умения.
3. Педагогическое общение:
* стили и факторы педагогического общения;
* способы и препятствия профессионального педагогического общения;
* конфликты в педагогическом коллективе как форма педагогического общения/взаимодействия.
4. Психология профессионального/эмоционального выгорания педагога. Стрессоустойчивость. Профилактика выгорания. (За основу можно взять исследования Губиной С.Т.)
Литература к семинару
- Обратная связь: взгляды учителя сельской школы на школьное обучение//. Лицейское и гимназическое образование.- 2005.- № 7.- С. 75-78
- Риски новых технологий//. Первое сентября.- 2005.- 22 ноября.- С. 3
- Как оплачивается труд учителя в Англии, Франции, Германии и США? //. Управление школой. Прил. к газете " Первое сентября".- 2008.- № 13.- С. 11-22
- Откуда берутся компетентные учителя// Генике, Е. А.. Профессиональная компетентность педагога/ Е. А. Генике; отв. ред. М. А. Ушакова.- М., 2008.- С. 52-106
- Что нам мешает видеть и принимать ученика таким, какой он есть? //. Первое сентября.- 2008.- 27 сентября (№ 18). - С. 9-10
- Учитель - это стиль//. Учительская газета.- 2008.- 30 сентября (№40). - С.6-7 (вкладка)
- Понятие конфликта, его характеристика//. Конфликты и взаимодействия / авт.-сост. А. В. Комарова, О. М. Ольшевская.- М., 2008.- С. 4-12
- Конфликты в педагогическом общении//. Конфликты и взаимодействия / авт.-сост. А. В. Комарова, О. М. Ольшевская.- М., 2008.- С. 12-86
- 2010 год объявлен Годом учителя в Удмуртии//. Удмуртская правда.- 2009.- 18 ноября.- С. 1
- Когда ученик отказывается от взаимодействия с учителем//. Первое сентября.- 2010.- 30 января. - С.12
- Профессиональный кодекс учителя: проект, рекомендованный Педагогической ассамблеей к обсуждению в образовательных учреждениях)//. Вестник Герценовского Университета.- 2010.- № 3. - С.40-41
- Бобрышева. И. В.. Профессионализм современного учителя с позиции разных моделей педагогической деятельности//. Инновации в образовании.- 2009.- № 2. - С.11-17
- Бондаренко, Е. Н.. Воззрения на профессиональные компетенции современного учителя в различных странах мира//. Высшее образование сегодня.- 2009.- № 1. - С. 42-44
- Виват Триумвирату!: виртуальная дружба = реальное общение = качественное общение//. Учительская газета.- 2007.- 24 июля. - С.7
- Батчаева, Н. А.. Педагогическое общение в контексте психологических и социальных конфликтов//. Педагогические науки.- 2010.- № 4.- С. 14-19
- Вавилова, А.А.. Оценка поведения учителя в проблемных ситуациях//. Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2007.- №1 — С.61-68
- Кочетова, Е.А.. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников//. Начальная школа.- 2006.- №10 — С.54-56
- Кравец, В.В.. Сущность и функции педагогического общения в системе открытого образования//. Педагогическая информатика.- 2005.- №2. - С 53
- Михайлова, А.. "............и что мне делать, если ребёнок не хочет раскрываться? " //. Первое сентября.- 2007.- 9 июня — С.17
- Монина, Г.. Искусство педагогического общения//. Первое сентября.- 2007.- 14 июля (№13-14) — С.31-32
- Мурашов, А.. Разговор без слов: Учитель - ученик: невербальная коммуникация//. Народное образование.- 2002.- № 8. - С.111-116
- Осорина, Мария. Ябеда-корябеда: зачем дразнить друг друга//. Учительская газета.- 2004.- № 47.- С. 23
КСР
- Контрольная работа по возрастной психологии.
- Заполните таблицы:
* Какие виды деятельности становятся ведущими, и какие новообразования в них формируются в соответствии с периодизацией Д.Б.Эльконина?
Возрастные периоды
| Ведущая деятельность
| Новообразования
| Раннее детство
|
|
| Дошкольное детство
|
|
| Младшее школьное детство
|
|
| Подростковый возраст
|
|
| Ранняя юность
|
|
|
* Как проявляются возрастные кризисы во взаимодействии с социумом?
Возрастной период
| Со взрослыми
| Со сверстниками
| С самим собой
| Раннее детство
|
|
|
| Дошкольное детство
|
|
|
| Младшее школьное детство
|
|
|
| Подростковый возраст
|
|
|
| Ранняя юность
|
|
|
|
* Как происходит процесс самопознания в следующих возрастных периодах?
Раннее детство
|
| Дошкольное детство
|
| Младшее школьное детство
|
| Подростковый возраст
|
| Ранняя юность
|
|
- Подготовьте реферативные сообщения по следующим тематическим направлениям (при составлении рефератов возможно использование материалов из учебных пособий, периодических изданий, журналов, интернет-ресурсов/с обязательным указанием ссылок на них):
- Достоинства и недостатки обучения детей раннего возраста
- Детская лживость как воспитательная проблема
- Гиперактивное поведение детей. Работа с гиперактивными детьми
- Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения
- Леворукий ребенок в школе
- Акцентуации характера подростков
- Психологические причины неуверенности в себе
- Профилактика наркомании и алкоголизма в школе
- Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте
- Межличностные конфликты в общении подростков
- Психология юношеской дружбы и любви
- Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства
13. Молодежь как особая социально-психологическая группа группа. Характерные психологические черты молодости
14. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей
15. Психологические и социальные проблемы молодежи
16. Родительство как психологический феномен
17. Понятие зрелости. Критерии зрелости, ее возрастные границы. Кризис середины жизни (условное выделение — 40 лет)
18. Психологические кризисы в пожилом возрасте
19. Адаптация различных типов людей к феномену старости. Страх старения и смерти. Проблема одиночества в старости
- Планирование и организация работы учителя, имеющего информацию о типах темперамента детей в классе
- Приемы управления вниманием учащихся на уроке с учетом их возраста
- Воспитание детей в неполной семье
- Манипуляции в педагогическом общении (педагог-педагог, педагог-ученик/студент, педагог-административное лицо учебного заведения)
- Конфликтные ситуации учителя с учащимися и способы их преодоления и предупреждения
25. Психология профессионального/эмоционального выгорания педагога
- Творческая работа «Беседа с автором» книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
- Вспомните свой опыт обучения в школе. Кто из учителей, на ваш взгляд, был наиболее эффективным, успешным? Обоснуйте свой ответ.
|