![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамическая (аналитическая) закрытая группа
Слово «закрытая» в названии этой группы означает, что на протяжении всего процесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической же (или аналитической) она называется в связи с тем, что на развитие этой формы групповой арт-терапии большое влияние оказал психодинамический подход. Степень структурированности сессий при длинной форме работы невысока. Действия членов группы предполагают значительную спонтанность и минимум директивности со стороны психотерапевта. Динамическая группа является комплексной формой групповой работы, сочетающей в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительность членов группы, а также их вербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и ходе изобразительной работы и иных видов деятельности членов группы – игр, драматических постановок, ролевых диалогов, упражнений телесно-ориентированного характера и т.д. В ходе сессий члены группы могут неоднократно переходить от глубокого погружения в изобразительную и иные виды творческой деятельности к активному взаимодействию с ведущим и друг с другом. Ход сессий, в целом, не имеет какого-либо определенного плана и определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмосферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени, что делает его, в целом, малопредсказуемым. Это в значительной степени связано с тем, что данная группа, как никакая другая, представляет собой «открытую», «живую» систему с характерными для нее особенностями структурно-функциональной организации, динамикой развития и детерминизирующими поведение членов группы и системы, в целом, факторов. Следует учесть то, что в силу особых условий, системных характеристик и задач работы такой группы, в ходе сессий могут проявляться самые различные аспекты психического опыта ее участников, отражающие как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы. Одни из них могут быть отнесены преимущественно к внутриличностным процессам, другие – к межличностным, третьи – к общегрупповым. С учетом этого, идентификация участников с группой, друг с другом и психотерапевтом отличается значительной подвижностью. В то же время, участники такой группы характеризуются высоким уровнем независимости и умением сохранить собственную идентичность. Они имеют возможность самостоятельно контролировать свои действия и, в какой-то мере ход групповой работы. Они сами решают, в какой мере и в какой момент включаться в групповые процессы, поскольку им предоставлена значительная свобода поведения. Эту форму групповой арт-терапии также отличает отсутствие жесткого ролевого распределения – участники группы могут свободно переходит от одной роли к другой, реагируя на действия, высказывания и изобразительную продукцию других и реализуя при этом различные стратегии и тактики поведения, в том числе, те, которые отражают латентные или альтернативные качества их личности. Большое влияние на динамику групповых процессов при этом виде работы оказывает фактор художественной экспрессии. Он в значительной мере опосредует взаимодействие членов группы друг с другом и является инструментом выражения ими самых различных переживаний, потребностей и фантазий. С учетом этого, изобразительная продукция может заключать в себе множество разнообразных смыслов, связанных внутриличностным, межличностным и групповым (социальным) опытом ее участников. Кроме того, в ходе работы члены группы могут использовать различные виды совместной художественной и иной творческой работы, вступая благодаря этому друг с другом с наиболее тесное взаимодействие. В динамической группе быстро формируется определенная культура, проявляющаяся не только в действиях и высказываниях ее участников, но и в создаваемых ими художественных образах. Каждый из них начинает ощущать эту культуру, реагируя на работы других и видя, как его работы влияют на других членов группы. Создаваемые в арт-терапевтическом процессе художественные образы превращаются в материальные и весьма красноречивые свидетельства их собственного и группового опыта. В художественной экспрессии членов группы при данной форме работы также хорошо заметен ее стадийный характер. Различные, вязанные с ней феномены в значительной мере опосредуются и усиливаются изобразительной деятельностью других, благодаря чему может иметь место эффект «накопления» аффектов в изобразительной продукции группы, а в некоторых случаях – феномен коллективного отреагирования самых разнообразных чувств в совместных видах творчества или в экспрессивном поведении членов группы. Все это обусловливает необходимость в «удерживании» чувств участников группы в границах психотерапевтического пространства и соблюдении определенной «техники безопасности». Основными факторами «удерживания» при этом являются:
Несмотря на это, в ходе работы динамической группы может возникать необходимость в использовании ведущим определенных интервенций или иных способов регулирования поведения членов группы и его удерживания в границах «психотерапевтического пространства». Такими интервенциями может, в частности, являться: ·
Ниже приводятся два примера использования динамического подхода к работе с арт-терапевтическими группами. Первый пример характеризует деятельность одного из лидеров групповой интерактивной арт-терапии Великобритании – Дианы Уоллер, в то время как второй – работу американского художника и арт-терапевта Шона МакНиффа. Пример 1: «Открытые проекты» а работе группы Прежде, чем перейти к описанию того стиля работы с группами, который характерен для Д. Уоллер, хотелось бы отметить, что помимо арт-терапевтической подготовки, она также прошла специализацию в области групповой динамической психотерапии, что не могло не повлиять на особенности ее подхода. Теоретическое обоснование ее метода работы будет дополнительно рассмотрено нами в следующем разделе книги. Характеризуя принципы своей деятельности в качестве ведущего группы, Д. Уоллер (Waller, D. 1993): «То, в какой степени ведущий группы верит в способность ее участников делать самостоятельный выбор тем для работы и, соответственно, структурирует ее деятельность, является одним из ключевых факторов, которые определяют его подход… Лично я верю, что группа может работать с теми темами, которые спонтанно проявляются как в изобразительной продукции ее участников, так и ходе их вербального взаимодействия и, в то же время, принимать во внимание те феномены, которые описаны в рамках групп-аналитической и интерактивной моделей групповой психотерапии. Я однако считаю, что ведущему группы было бы затруднительно постоянно предлагать ее участникам эмоционально значимые темы (например, предлагать им нарисовать свою семью) и, в то же время, продуктивно работать с переносом или общегрупповыми проблемами. Попытка работать таким образом ограничивала бы возможности группы спонтанно выходить на значимые для нее темы и препятствовала бы проявлению «резонанса». Думаю, что вполне возможно, если, работая с краткосрочной тренинговой группой, ведущий будет предлагать ей «открытые проекты», с тем, чтобы стимулировать взаимодействие между ее членами, например, просить их представить себя группе с помощью изобразительных образов. Это дает членам группы достаточные возможности для того, чтобы раскрываться или оставаться закрытыми в той мере, в какой они в тот или иной момент готовы это делать. Кроме того, ведущий может предлагать участникам группы выразить те чувства, которые связаны с предложенным им заданием. На ранних стадиях работы группы это способствует визуальному и вербальному обмену информацией и дает ее участникам возможность свободно реагировать на ведущего. Ведущий интерактивной арт-терапевтической группы признает то, что ее участники имеют право проигнорировать любое его предложение и принимать свои собственные решения» (р. 42). Основные функции ведущего интерактивной группы Д. Уоллер видит в следующем:
Д. Уоллер также отмечает, что в некоторых случаях, когда участники группы создают большое количество образов и, в то же время, не проявляют желания их обсуждать и «прорабатывать», ведущий может занять такую позицию, которая напоминает позицию психодраматиста: «Интерактивная арт-терапевтическая группа может характеризоваться выраженным драматизмом, … и ведущий должен особенно внимательно следить за сохранением групповых границ и побуждать членов группы переходить на другой уровень активности или замедлять процесс самораскрытия» (там же, р. 49). Как следует из приводимых ею описаний, работая с интерактивными группами, Д. Уоллер придает большое значение соответствующей подготовке их участников и, в частности, проведению связанных с освоением возможностей различных материалов и изобразительных техник сессий, а также объяснению им, насколько различными могут быть формы художественной практики и восприятие визуальных образов. Переход к работе над теми эмоционально значимыми вопросами, которые начинают проявляться в изобразительной продукции и дискуссиях участников группы спонтанно, или предлагаются ведущим в форме «открытых проектов», знаменует собой наиболее продуктивный в психотерапевтическом плане период работы группы. Д. Уоллер подчеркивает однако, что данный подход к работе с группами она применяет, главным образом, либо с тренинговыми группами, либо в своей работе с хорошо функционирующими амбулаторными пациентами с проблемами алкогольной или наркотической зависимости, невротическими нарушениями питания, либо неглубокими депрессиями. Кроме того, она отмечает, что использует его, в основном, в форме ограниченной во времени групповой арт-терапии. Пример 2: Группа как место коллективной исцеляющей практики И, наконец, в качестве еще одного примера практики работы с интерактивными группами, хотелось бы показать, как работает такой новатор в области групповой арт-терапии, как Шон МакНифф. Его подход характеризуется соединением студийного подхода с элементами динамического подхода. Последний, однако, используется им совершенно нетрадиционным образом, что проявляется, например, в отходе от привычных для динамических групп интерпретативных стратегий и применении таких «интерпретаций», которые связаны с переводом изобразительного материала в иные сенсорные модальности, что будет показано ниже. Работа МакНиффа с группами являет собой пример того либерального, основанного на шаманских и психодуховных практиках подхода к групповой арт-терапии, который характерен для определенной части американских специалистов. Примечательно также то, что по своей первой специальности МакНифф является художником, и это в какой-то мере объясняет его неприязнь к «сциентистскому», связанному с четким построением группового процесса и использованием различных диагностических процедур и вмешательств, подходу к арт-терапии. Свой подход к работе МакНифф определяет как поэтически-визионерский, делающий акцент на творческом самораскрытии и «диалоге» участников группы со своими произведениями, а также коллективном характере творчества. Эксперименты МакНиффа в области интерактивной групповой арт-терапии относятся еще к началу 70-х годов. Спустя 30 лет, став президентом Американской арт-терапевтической ассоциации, он остается привержен поэтически-визионерскому подходу, выступая лидером того движения в американской арт-терапии, которое направлено на сохранение и дальнейшее развитие креативных, художественных элементов групповой арт-терапии. В качетсве некоторых, наиболее значимых для себя культурных влияний МакНифф называет шаманскую традицию. Еще будучи студентом, а затем начав свою клиническую практику, он никак не мог согласиться с преобладающей в те годы среди арт-терапевтов тенденцией рассматривать художественные образы с точки зрения представлений о норме и патологии, поскольку его прежде всего интересовал исцеляющий потенциал искусства. Характеризуя некоторые признаки шаманской традиции МакНифф отмечает, что она предполагает использование всего спектра средств творческого самовыражения – музыки, движения, визуальных образов и объектов, костюмов, масок и т. д.. «В период своих экспериментов в Лесли колледже» –отмечает он (McNiff, S., 1992) – «я постепенно пришел к новым формам арт-терапии. Я, например, стал использовать барабаны и другие музыкальные инструменты для того, чтобы усилить воздействие образов и способствовать их появлению. Барабан позволял участникам группы воспринять изобразительную работу как движение и танец» (р. 23). Другим важным признаком шаманской традиции МакНифф считает коллективный характер творчества. «История подтверждает» – продолжает он – «ценность сотрудничества в творческом процессе. Наши представления о художнике-индивидуалисте, творящем в полном одиночестве и вне общества, в сущности, игнорируют опыт истории искусства» (там же, р. 23). По мнению МакНиффа, характерное для западной культуры индивидуальное творчество связано с героической фазой в истории искусства, в то время как ренессанс шаманской традиции и использование исцеляющих возможностей искусства связаны с пост-героической фазой: «Возвращение шаманской традиции связано с верой в человеческое сообщество… Склонность к созданию шаманских сообществ участников творческого акта сохраняется в наших генах и ожидает момента своего проявления» (там же, р. 23). Подчеркивая коллективный характер творчества в шаманской традиции и анализируя свой опыт ведения групп, МакНифф отмечает, что «Работа вместе с другими в группе создает особую энергию, отличную от той, которая появляется в процессе разговора. Душа «говорит» с душой через процессы создания образов, и члены группы по-особому чувствуют лидера. Я, например, заметил, что когда я не рисую вместе с другими, группа меня не «чувствует». Я считаю очень важным джля арт-терапии, чтобы специалист и члены группы использовали весь набор коллективных возможностей и избегали следовать определенным, жестко заданным ролям, которые чаще всего выполняют защитную функцию». Проводя групповые сессии, МакНифф использует различные формы творческой работы с уже созданные участниками группы образами. Он, например, отмечает, что «используемые нами в арт-терапевтической студии способы интерпретации образов иногда являются групповой медитацией, в ходе которой мы созерцаем образы, разговариваем друг с другом и самими образами…» Он также использует сочинения участниками группы диалогов с образами и художественных описаний, визуализации и перформанса: «Продолжая применять диалоги с образами…, мы обнаружили, что процесс рассказы о них, либо общение с образами могут ограничивать интерпретации вербальной коммуникацией. Стремясь использовать возможности разных искусств, мы начали «интерпретировать» образы через перформанс и язык тела. Использование движений, драматического действия, голоса, звука и изменений в собственном облике и окружающем пространстве позволяло более полно включиться в образ… Перформанс являлся естественным результатом попыток найти более спонтанный способ взаимодействия с рисунками…, благодаря перформансу, мы даем автору возможность двигаться вместе с образом, отреагировать связанные с ним впечатления и осознать, как он влияет на тело» (там же, р. 119). Используемые МакНиффом элементы теоретического обоснования своего подхода к работе с арт-терапевтическими группами будут рассмотрены нами в следующем разделе книги. Завершая его общую характеристику, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что деятельность МакНиффа вызывает в среде арт-терапевтов неоднозначную реакцию (Tipple, R. 1995), она несомненно отражает стремление современных специалистов в области групповой арт-терапии как можно полнее раскрыть ее потенциальные возможности, дополняя, в частности, индивидуальную творческую работу участников группы их активным взаимодействием.
|