![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тематическая группа ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Надеемся, что приводимый ниже пример позволит лучше понять особенности тематического подхода и позицию ведущего тематической группы. Данный пример характеризует деятельность Мариан Либманн – британского арт-терапевта, работы которой широко обсуждались в профессиональной среде в 80-90 годы. Пример. Групповая арт-терапевтическая работа с использованием тем, игр и упражнений В качестве условного названия используемого М. Либманн подхода мы выбрали словосочетание из подзаголовка одной из ее книг (“Арт-терапия для групп. Руководство по использованию игр, тем и упражнений”). На наш взглфд, данное словосочетание отражает один из основных принципов ее подхода к групповой работе, который заключается в структурировании деятельности группы за счет выбора тех или иных форм работы ее участников. Хотелось бы обратить внимание на то, что до получения арть-терапевтического образования М. Либманн имела квалификацию педагога, а позднее – социального работника, что, на наш взгляд, в определенной мере повлияло на ее подход к работе с арт-терапевтическими группами. Приводимый ниже материал основан, с одной стороны, на нашем личном общении с М. Либманн и, с другой стороны, на ее публикациях, в том, числе, вышеназванной книге (Liebmann, M., 1986), а также таких работах, как «Арт-терапия с группами» (Liebmann, M., 1990) и “Арт-терапия с правонарушителями” (Liebmann, M., 1994). Лежащая в основе ее подхода методология будет кратко рассмотрена в следующем разделе книги. Подход М. Либманн к групповой арт-терапевтической работе отличается четкой структурированностью ходя сессий, достигаемой как за счет деления ее на определенные, различающиеся по характеру деятельности участников группы этапы, так и за счет регулирования содержания их изобразительной работы, связанного с выбором ведущим тех или иных тем, упражнений и материалов. Что касается деления сессии на этапы, то М. Либманн использует трехчастную структуру сессии, характерную также для “групп встреч”, предполагающую ее деление на введение (разогрев), основную деятельность и обсуждение. В отличие от “групп встреч”, первый и второй этапы связаны, в основном, с изобразительной деятельностью участников группы. На этапе введения (разогрева) они приветствуют друг друга и сообщают о своем самочувствии. Кроме того, ведущий может напомнить им о том, что происходило на предыдущей сессии и использовать те или иные способы “разогрева” участников за счет различных упражнений или простейших изобразительных техник. Затем участники группы переходят к основной деятельности или теме сессии: “Обычно ведущий выбирает для них тот или иной вид активности, с учетом того, что происходило на предыдущих сессиях, либо ориентируясь на те проблемы, которые проявились непосредственно в ходе данной сессии. Если группа уже работала в течение некоторого времени, она может самостоятельно выбрать для себя тему или род деятельности, также как и брать на себя ответственность за другие стороны работы, в частности, оказывать помощь новым участникам” (Liebmann, M.m 1986, p. 160). Значительная часть (до 30-40%) общего времени сессии отводится на обсуждение изобразительных работ и подведение итогов занятия. Судя по публикациям и личным описаниям М. Либманн, обсуждения также определенным образом структурируются. Так. В частности, каждому участнику группы может даваться возможность рассказать о своей работе без каких-либо комментариев или вопросов со стороны окружающих, после чего участники группы могут делиться впечатлениями от работ друг друга или задавать вопросы. Иногда также может использоваться ретроспективный анализ работ, выполненных за определенный период времени, либо техника гештальта, когда участникам группы предлагается высказаться от лица всей работы или ее отдельных частей. Как следует из приводимых М. Либманн описаний своей работы с группами, она не пытается интерпретировать ни изобразительную продукцию участников, ни групповой процесс, ни межличностные отношения участников группы. М. Либманн активно работает с разными по составу группами в г. Бристоль. Ее группы состоят, в основном, из представителей местных сообществ. Так, в частности, она проводит сессии со смешанными группами детей и взрослых, а также с представителями «помогающих профессий». Продолжительность групповой работы как правило невелика. Нередко М. Либманн проводит «группы однократных встреч», например, такие, которые связаны с проработкой женских проблем. Литература Беккер-Глош В. Арт-терапия в алексианеровской психиатрической больнице // Арт-терапия: хрестоматия /Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001 Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.. М: Медицина, 1989. Бурно М. Е. Клиническая психотерапия. М: Академический проект, 2000. Инкманн Л. Kunst Haus Kannen // Арт-терапия: Хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина – СПб: Питер, 2001. Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002.—Том 5, №1. – С. 6-36. Кери Л. Семейная песочная психотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шефера и Л. Кери. – СПб: Питер, 2001. Копытин А. И. Системная арт-терапия. – СПб: Питер, 2001. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб: Питер, 2002. Луззатто П. Краткосрочная арт-терапия в остром психиатрическом отделении // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2000. Макаров В. В. Лекции по психотерапии.-- М: Академический проект, 2000. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5, №2. – С. 8-25. Навратил Л. К истории и предыстории Дома художников в Гуггинге // Из мира аднаво в другой / Под ред. Р. Буксбаума и П. Штели. – Киев: Сфера, 1997. Рутан Дж. И Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. – СПб: Питер, 2002. Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001. Уайтекер П. Движение, импровизация и телесные ощущения в арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2002. – Том 5, №1. – С.37-56. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. – СПб: Наука, 1992. Хоган С. Проблемы идентичности// Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001. Юткейт Л. и Тельгер К. Творчество душевнобольных и арт-терапия в Алексианеровской психиатрической больнице г. Мюнстера // Арт-терапия: хрестоматия / Под ред. А. И. Копытина. – СПб: Питер, 2001. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб: Питер, 2000. Case, C. And Dalley, T. (1992) The Handbook of Art Therapy. London: Tavistock and Routledge. Dax, C. (1953) Experimental Studies in Psychiatric Art. London: Faber. Elliott, A. (2001) Concepts of the Self. Cambridge: Polity. Gilroy, A. (2000) In Search of an Australian Art Therapy. International Networking Group of Art Therapists Newsletter. Vol. 13 (1), P. 3-10. Gustafson, J. P. & Cooper, L. (1979) Unconscious Planning in Small Groups. Human Relations, 32, 1039-1064. Hill, A. (1945) Art Versus Illness. London: Allen & Unwin. Hogan, S. (1997) Feminist Approaches to Art Therapy. London: Routledge. Kelly, O. (1984) Community, Art and the State: Storming the Citadels. London: Comedia. Kramer, E. (1986) The Art Therapist’s Third Hand: Reflections on Art Therapy and Society at Large. The American Journal of Art Therapy, 24, 71-86. Liebmann, M. (1986) Art Therapy for Groups. London: Croom Helm. Liebmann, M. (1990) Art Therapy in Practice. London: Jessica Kingsley Publishers. Liebmann, M. (1994) Art Therapy with Offenders. London: Jessica Kingsley Publishers. Maclagan, D. (1985) Art Therapy in a Therapeutic Community. Inscape. McNiff, S. (1992) Art as Medicine. London: Schambhala. McNiff, S. (1999) Art-Based Research. London: Jessica Kingsley Publishers. McNeilly, G. (1983) Directive and Non-Directive Approaches in Art Therapy. The Art in Psychotherapy 10 (4), 211-219 (Reprinted in Inscape, December 1984). McNeilly, G. (1987) Further Contributions to Group Analytic Art Therapy. Inscape, Summer, P. 8-11. McNeilly, G. (1990) Group Analysis and Art Therapy: A Personal Perspective. Group Analysis 23 (3), 215-224. Rutan J. & Stone W. (2001) Psychodynamic Group Psychotherapy. New York: Guilford Press. Stacey, K. (1993) Exploring Stories of Lesbian Experience in Therapy: Implications for Therapists in a Postmodern World. Dulwich Centre Newsletter, 2, 3-13. Stevens, A. Thornton, R. (1985) Review of Gerry McNeilly’s Article and Non-Directive Approaches in Art Therapy. Inscape, Summer, 23-24. Ulman, E. & Dachinger, P. (1977) Art Therapy in Theory and Practice. New York: Schocken Books. Wadeson, H. (1980) Art Psychotherapy. New York: Willey and Sons. Waller, D.(1991) Becoming a Profession: The History of Art Therapy in Britain. London: Routledge. Waller, D. (1993) Group Interactive Art Therapy. Its Use in Training and Treatment. London: Routledge.
|