Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные виды учебной деятельности
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
- хоровое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
- музыкально-драматическая театрализация.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Дидактическая единица
| Содержание курса
| Тематическое планирование
| Музыка в жизни человека
| Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциальных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народнове творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
| «Нас в школу приглашают задорные звонки»; «Музыка, музыка всюду нам слышна»; «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»; Краски осени; «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться»; «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать»; Марш деревянных солдатиков; «Новый год! Новый год! Закружился хоровод»; Мелодии и краски весны; Сочиним оперу; Прогулка; «Картинки с выставки»; Осенины; Песни осени Мурманской области; В оперном театре; Озорные частушки; «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт»; «Балло» означает «Танцую»; Праздник бабушек и мам.
Традиции празднования праздника на крайнем Севере; «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова; «Где это видано…» (смешные истории о музыке);
Картины природы в музыке; Может ли музыка «нарисовать» портрет?; Там русский дух… там Русью пахнет!; «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»; Колокольные звоны на Руси; Музыка в храме; Что такое патриотизм; Русский национальный герой Иван Сусанин; Знаменитая Сороковая; Героические образы Л. Бетховена; Песни и танцы Ф. Шуберта; «Не ручей – море ему имя» и. С. Бах; Поэма огня «Прометей»;
| Основные закономерности музыкального искусства
| Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамотны. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо.
| «Что ты рано в гости, осень к нам пришла»; Музыкальное эхо; Ноги сами в пляс пустились; «Детский альбом» П.И. Чайковского; Волшебная страна звуков. В гостях у сказки; Зимние игры; «Водят ноты хоровод»; Весёлый праздник Масленица; Где живут ноты?; Природа просыпается; Мелодия, звуки дня; Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков; Осень: поэт, художник, композитор; Весело – грустно; Мелодия – душа музыки; Музыкальная интонация; Ноты долгие и короткие; Рождествен-ский балет П.И. Чайков-ского «Щелкунчик»; Зима: поэт, художник, композитор; Для чего нужен музыкальный размер?; Марш Черномора М. И. Глинка; Музыкальный аккомпанемент; «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова; Диезы, бемоли, бекары; Весна: поэт, художник, композитор. Композиторы Мурманской области; Звуки-краски; Музыка в детских кинофильмах; Многообразие в единстве: вариации; «Дела давно минувших дней...»; Бег по кругу: рондо; Какими бывают музыкальные интонации; Знаки препинания в музыке; «Мороз и солнце, день чудесный…»; М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки; Музыкальная имитация; Композиторы детям; Картины, изображающие музыкальные инструменты; «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана; Струнные
смычковые
инструменты; С. Прокофьев.
Симфоническая сказка
«Петя и волк»; Легко ли быть
Музыкальным исполнителем?; Великое содружество русских композиторов; «Так полюбил я древние дороги…»; Ноктюрны Ф. Шопена; «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»; Арлекин и Пьеро Р. Шуман; В подводном царстве; Цвет и звук: «музыка витража»; Вознесение к звёздам; «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана; Что такое мюзикл?; Петербург. Белые ночи; «Москва! Как много в этом звуке…».
| Музыкальная картина мира
| Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык.
| Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз. инструментов; «Кто-кто в теремочке живёт?»; Весенний вальс; В детском музыкальном театре; Музыкальные инструменты.
Тембры - это краски в музыке; Легко ли стать музыкальным исполнителем?; На концерте; Музыка из мультфильмов; Величественный орган; Инструмент-оркестр. Фортепиано; Звуки клавесина; Тембры-краски. Музыкальные инструменты Ямала; «Эту музыку лёгкую… называют эстрадною…»; Музыкальные театры мира; В сказочной стране гномов; «Рождество Твое, Христе Боже наш...»; Прощай, Масленица!; Вечная память героям. День Победы; Концертные залы мира; «Россия – любимая наша страна…»; Тема Востока в творчестве русских композиторов; Музыка Украины; Музыка Белоруссии; Музыкант из Желязовой Воли; Блеск и мощь полонеза; Музыкальное путешествие в Италию; «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди; Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики; Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига; Симфонический оркестр; Джазовый оркестр; Под небом Парижа; «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна».
| Тематическое планирование основных видов деятельности обучающегося в 1 классе
№
п/п
|
Тема урока
| Количество час
|
Основные виды деятельности
|
| Общеучебн.
| Специальн.
|
| «Нас в школу приглашают задорные звонки».
Стр. 4-5
|
| Наблюдать за объектами окружающего мира.
| выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное.
Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание; правила пения.
|
| «Музыка, музыка всюду нам слышна».
Стр. 6-7
|
| Наблюдать за объектами окружающего мира.
| отличать музыкальные звуки от немузыкальных, выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко.
Знать и понимать понятие «песня».
|
| «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку».
Стр. 8-11
|
| Наблюдать, сравнивать.
| отличать музыкальные звуки от немузыкальных, выявлять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно.
|
| Краски осени.
Стр. 12-15
|
| Наблюдать, сравнивать.
| выявлять характер музыки:
спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно; принимать участие в элементарной импровизации.
|
| «Что ты рано в гости, осень к нам пришла».
Стр. 16-17
|
| Сравнивать.
| Знать понятие «Темп» (быстрый, медленный).
определять характер музыкального произведения, его динамику.
|
| «Что ты рано в гости, осень к нам пришла».
|
| Умение решать творческие задачи.
| определять характер музыкального произведения, его динамику, темп.
Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
|
| Музыкальное эхо.
Стр. 18-19
|
| Наблюдать, сравнивать.
| выявлять характер музыки:
грустно, печально, жалобно, уныло; откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями.
|
| «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться».
Стр. 20-23
|
| Сравнивать, сопоставлять.
| определять характер музыки; петь по руке учителя; контролировать дыхания.
|
| «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться».
Стр. 20-23
|
| Устное описание объекта наблюдения.
| Знать понятие «Динамика» (громко - тихо).
выявлять характер музыки; принимать организованное участие в общей игре.
|
| «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать».
Стр. 24-27
|
| Сравнивать.
| Знать название танцев «вальс», «полька».
определять характер музыкальных произведений, сравнивать их.
|
| Ноги сами в пляс пустились.
Стр. 28-31
|
| Сравнивать.
| Знать понятия «хоровод», «пляска».
участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя.
|
| Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз. инструментов.
Стр. 32-37
|
| Объединение по общему признаку.
| Знать названия музыкальных инструментов: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки.
распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку.
|
| Марш деревянных солдатиков.
Стр. 38-41
|
| Устное описание объекта наблюдения.
| различать различные виды марша; передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении.
|
| «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Стр. 42 - 45
|
| Сравнивать.
| Знать/понимать смысл понятия «композитор».
определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений.
|
| Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.
Стр. 46-53
|
| Устное описание объекта наблюдения.
| высказываться о характере музыки
|
| «Новый год! Новый год! Закружился хоровод».
Стр. 54-55
|
|
| исполнять песни с настроением; высказываться о характере музыки; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
|
| Зимние игры.
Стр. 56-57
|
| Умение решать творческие задачи.
| передавать характер музыки и передавать её настроении; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
|
| Зимние игры.
|
| Осуществлять учебное сотрудничество
| осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
|
| «Водят ноты хоровод».
Стр. 58-61
|
|
| Запомнить и называть ноты по руке; иметь представление о понятиях: нота, звукоряд.
|
| «Кто-кто в теремочке живёт?»
Стр. 62-63
|
| Умение решать творческие задачи.
| Знать названия музыкальных инструментов: погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон.
предложить свой вариант исполнительской трактовки.
|
| Весёлый праздник Масленица.
Стр.64-65
|
| Осуществлять учебное сотрудничество
| определять характер музыки и передавать её настроение.
|
| Весёлый праздник Масленица.
|
| Умение решать творческие задачи.
| импровизировать по заданным параметрам
|
| Где живут ноты?
Стр. 4-7
|
| Работать с записью
| работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи
|
| Весенний вальс.
Стр. 8-9
|
| Сравнивать.
| Знать названия музыкальных инструментов: пианино, рояль.
эмоционально откликаться на содержание произведения.
|
| Природа просыпается.
Стр.10-13
|
| Сравнивать, сопоставлять.
| выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи.
|
| В детском музыкальном театре.
Стр.14-17
|
| Сравнивать.
| Знать понятия: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; правила поведения в театре.
сравнивать характер в музыкальных произведениях.
|
| Мелодии и краски весны.
Стр.18-21
|
| Сравнивать, сопоставлять.
| выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи; понимать значение мелодии в музыке.
|
| Мелодия, звуки дня.
Стр. 22-25
|
| Сравнивать, сопоставлять.
| выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи. Проявлять способности к сопереживанию, уметь находить нужные слова для передачи настроения.
|
| Музыкальные инструменты.
Тембры -это краски в музыке.
Стр. 26-29
|
| Обосновывать суждение.
| Знать названия инструментов: арфа, скрипка, флейта: понятие «тембр».
определять инструменты по звучащему фрагменту.
|
| Легко ли стать музыкальным исполнителем?
|
| Обосновывать суждение.
| Стремиться к осмысленному общению с музыкой; уметь разыгрывать песню по ролям.
|
| На концерте.
|
| Уметь разыгрывать воображаемые ситуации
| исполнять песню с настроением; осмысленно владеть способами певческой деятельности.
|
| Музыка из мультфильмов.
|
| Сравнить
| охарактеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли.
|
| Сочиним оперу.
|
| Умение решать творческие задачи.
| предложить свой вариант исполнительской трактовки.
|
Класс
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов
| Основные виды деятельности обучающегося
| Общеучебн.
| Специальн.
|
| Прогулка.
Стр. 3-5
|
| Наблюдать за объектами окружающего мира.
| выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, запоминать название произведений и их авторов; ясно, грамотно произносить текст, распределять дыхание по фразам.
|
| «Картинки с выставки».
Стр. 6-9
|
| Обнаружение изменений, происходящих с объектом по результатам наблюдения.
| эмоцио-нально откликаться на музыку; соблюдать певческую установку.
|
| Осенины. Песни осени Мурманской области.
Стр. 10-11
|
| Разыгрывать воображаемые ситуации; договариваться, распределять работу.
| разыгры-вать народные песни, участвовать в коллективных играх-импровизациях.
|
| Композитор-сказочник Н.А. Римс-кий-Корсаков.
Стр. 12-15
|
| Анализ результатов сравнения.
| выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.
|
| В оперном театре.
Стр. 16-19.
Театры Мурманской области. (РНК)
|
|
| внимательно слушать музы-кальные произведения, запоминать название произведений и их авторов.
|
| Осень: поэт, художник, композитор.
Стр. 20-23
|
| Анализ результатов сравнения.
| выявлять общее и особен-ное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.
|
| Весело – грустно.
Стр. 24-25
|
| Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, сравнивать.
| сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в несложных произведениях.
понятия мажор и минор.
|
| Весело – грустно.
|
| Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, сравнивать.
| сравнивать, выявлять развитие музыкального образа в несложных произведениях.
Понимать, что мажор и минор – важное средство выражения раз-личных музыкальных настроений.
|
| Озорные частушки.
Стр. 26-27
|
| Умение решать творческие задачи; договари-ваться, распределять работу.
| сочинять музыку по заданным параметрам.
|
| Мелодия – душа музыки.
Стр.28-29
|
| Формирование умения вести сравнение признаков по одному или нескольким основаниям.
| Применять знания основных средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, тембр, динамика, лад) при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
|
| «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».
Стр. 30-31
|
| Умение решать творческие задачи.
| формировать первые представления об особенностях произведений Моцарта через слушание и пение.
Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении при игре на инструментах.
|
| Музыкальная интонация.
Стр. 32-33
|
| Сравнивать.
| Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Выявлять раз-личные по смыслу интонации.
|
| Ноты долгие и короткие.
Стр. 34-37
|
| Умение решать творческие задачи, размышлять.
| прохлопать ритм знакомой песни.
Воплощать собственные эмоциональные состояния в импровизации.
|
| Величествен-ный орган.
Стр 38-41
|
| Умение выявле-ния с помощью сравнения отде-льных призна-ков.
| Знать новые понятия: клавиатура, клавиши, педаль, басовый клюв; музыкальные инструменты.
исполнять вокальные произ-ведения с сопро-вождением и без него.
|
| «Балло» означает «Танцую».
Стр. 42-45
|
| Умение анализи-ровать результа-ты сравнения.
| Знать новые понятия: бал, балет, артист балета.
определять на слух основные жанры музыки; определять и сравнивать характер, настроение.
|
| Рождествен-ский балет П.И. Чайков-ского «Щелкунчик».
Стр. 46-49
|
| Умение элемен-тарного обоснования высказанного суждения.
| внимательно слушать музыкальные произведения, запоминать названия и авторов; размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять содержание.
|
| Зима: поэт, художник, композитор.
Стр. 50-51
|
| Анализ результатов сравнения.
| выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.
|
| Для чего нужен музыкальный размер?
Стр. 52-55
|
| Обнаружение изменений, про-исходящим с объектом по результатам наблюдения.
| Знать понятия: музыкальный размер 3/4, такт, акцент.
прохлопать ритм знакомой песни в заданном размере.
|
| Для чего нужен музыкальный размер?
Стр. 56--57
|
| Обнаружение изменений, про-исходящим с объектом по результатам наблюдения.
| Знать понятия: музыкальный размер 2/4.
прохлопать ритм знакомой песни в заданном размере.
|
| Марш Черномора.
Стр. 58-61
|
| Обнаружение изменений, про-исходящим с объектом по результатам наблюдения.
| Знать понятия: музыкальный размер 4/4.
определять на слух основные жанры музыки, размер.
|
| Инструмент-оркестр. Фортепиано.
|
| Устное описание объекта наблюдения
| Знать разновидности фортепиано, регистры.
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.
|
| Музыкальный аккомпанемент
|
| Умение догова-риваться, рас-пределять работу.
| Знать выразительные и изобразительные возможности музыкального аккомпанемента; понятия ритм, ритмический рисунок, пауза.
применять полученные знания в коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах.
|
| Праздник бабушек и мам.
Традиции празднования праздника на крайнем Севере. (РНК)
|
| Использование приобретённых знаний в повседневной жизни.
| использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
|
| «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова.
|
| Обнаружение изменений, происходящих с объектом.
| Знать понятия: опера, вступление.
внимательно слушать музыкальное про-изведение, размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять настроение;
|
| «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова.
|
| Элементарное обоснование высказанного суждения.
| Знать способы исполнения музыки: легато, нон легато.
внимательно слушать музыкальное произведение, размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять настроение.
|
| Диезы, бемоли, бекары.
|
| Умение решать творческие задачи, размышлять.
| Знать понятия: диез, бемоль, бекар.
применять знания в практической деятельности.
|
| «Где это видано…» (смешные истории о музыке).
|
| Умение догова-риваться, рас-пределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности
| Знать слова сатира, юмор.
инсценировать песню, осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел.
|
| Весна: поэт, художник, композитор.
Композиторы Мурманской области. (РНК)
|
| Анализ результатов сравнения.
| Знать понятие крещендо.
выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств.
|
| Звуки-краски.
|
| Работа с учебником, определение главной мысли текста.
| Знать общие представления о звуковых сочетаниях, динамики, тембров в создании сказочных образов; диминуэндо.
применять знания при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
|
| Звуки клавесина.
|
| Определение способов контроля и оценки деятельности.
| Знать название музыкального инструмента: клавесин; танец гавот.
определять клавесин по звучанию.
|
| Тембры-краски.
Музыкальные инструменты Ямала.
|
| Творческое задание: игра на детских музыкальных инструментах.
| Знать названия музыкальных инструментов: орган, фортепиано, клавесин, арфа, флейта, колокольчики.
определять их по звучанию.
|
| «Эту музыку лёгкую… называют эстрадною…»
|
| Выявление с помощью срав-нения отдельных признаков.
| Знать понятия: эстрада, эстрадная музыка, эстрадный оркестр.
различать классическую музыку от эстрадной.
|
| Музыка в детских кинофильмах.
|
| Определение способов контроля и оценки деятельности.
| сравнивать, выявлять развитие музыкального образа; соблюдать в пении певческую установку.
|
| Музыкальные театры мира.
|
| Определение способов контроля и оценки деятельности.
| Знать элементарные понятия в области музыкальной грамоты.
показать разнообразное звучание музыкальных произведений.
|
Класс
№ урока
| Тема урока
| Кол- во
часов
| Основные виды деятельности обучающегося
| | |
| Картины природы в музыке
|
| Знать об изобразительных возможностях музыки, живописи.
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполнять песню с настроением, подходящим к содержанию текста
| |
| Может ли музыка «нарисовать» портрет?
|
| Знать, какими
«красками» пользуется музыка-художник, чтобы нарисовать портрет. определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; инсценировать песню «Любитель-рыболов»
| |
| В сказочной стране гномов
|
| Знать певческие голоса.
определять
и сравнивать характер, настроение и
средства музыкальной выразительности в произведении;
разучивать и исполнять песню с движениями
| |
| Многообразие в единстве: вариации
|
| Знать значение по нятий вариации, вариационный цикл,
свободные вариации.
определять
форму вариации
в музыкальных произведениях; отличать вариации,
встречающиеся
в виде отдельных произведений и как
часть циклических
форм (сюит, сонатных циклов)
| |
| «Дела давно
минувших
дней...»
|
| Знать значение понятийзапев, запевала.
определять
и сравнивать характер, настроение
и средств музыкальной выразительности в произведениях; исполнять песню протяжно, напевно, легко, эмоционально
| |
| Там русский дух… там Русью пахнет!
|
| Знать творческое наследие композиторов А. Бородина и Ю. Антонова, основные события их творческой жизни.
охарактеризовать значение творчества А. П. Бородина и Ю. Антонова; слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения
| |
| «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
|
| Знать творческое наследие композитора С. С. Прокофьева; значение понятия «кантата», содержание и музыкальные образы кантаты. определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении
| | 8-9
| Бег по кругу: рондо
|
| Знать определение понятий рондо, рефрен, принцип построения формы рондо.
находить повторы главной темы (рефрена) в музыкальном произведении; определять форму рондо в произведениях; петь легко, протяжно, используя певческое дыхание и звуковедение
| | 10-11-12
| Какими бывают музыкальные интонации
|
| Знать, что значит интонация, зерно интонация в музыкальном произведении.слышать зерно интонацию в музыкальных произведениях - характер музыки; определить устойчивые и неустойчивые интонации в музыке, выражающие вопрос, просьбу, недоумение, ответ, приказание; объяснить, как выражается зерно интонация радости, зерно интонация тревоги, как из зерна интонации вырастает музыкальное произведение
| |
| Знаки препинания в музыке
|
| Знать значение знаков препинания и интонации в музыке. слышать различную интонацию в музыкальных произведениях
| |
| «Мороз и солнце, день чудесный…»
|
| Знать музыкальные средства выразительности и их значение в создании музыкального образа, музыкального воплощения содержания и характера произведения.
эмоционально откликаться на музыкальные произведения; исполнять песню протяжно, легко, выразительно
| |
| «Рождество Твое, Христе Боже наш...»
|
| Знать особенности церковного песнопения.
выражать свои чувства, слушая духовную музыку
| |
| Обобщение по теме «Музыкальная прогулка»
|
| Исполнение песен на концерте
| |
| Колокольные звоны на Руси
|
| Знать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности.
размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки
| |
| Музыка в храме
|
| Знать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности.
размышлять о музыке, творчески ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки
| |
| М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки
|
| Знать творческое наследие русского композитора М. И. Глинки определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку
| |
| Что такое патриотизм
|
| Знать значение понятия патриотизм. определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку
| |
| Русский национальный герой Иван Сусанин
|
| Знать содержание оперы «Иван Сусанин», историю ее создания.
высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, свое отношение к главному герою
| |
| Прощай, Масленица!
|
| Знать русские народные песни. различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; исполнять заданный ритмический рисунок
| | 23-24
| Музыкальная имитация
|
| Знать значение слова имитация исполнять музыкальное произведение, сохраняя его ритмический рисунок
| |
| Композиторы детям
|
| Знать композиторов, сочинявших музыку для детей. определять общий характер музыкальных произведений, основные интонации, характеризующие музыкальные образы
| |
| Картины, изображающие музыкальные инструменты
|
| определять общий характер музыкальных произведений; определять на слух (по звучанию) название музыкального инструмента
| |
| «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
|
| Знать творческое наследие композитора Р. Шумана. определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку
| |
| Струнные
смычковые
инструменты
|
| Знать музыкальные
инструменты, входящие в группу смычковых инструментов, виды оркестров.
анализировать музыкальные произведения
| | 29-30
| С. Прокофьев.
Симфоническая сказка
«Петя и волк»
|
| Знать содержание
симфонической
сказки.
определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке
| |
| Вечная память героям. День Победы
|
| Знать текст песен
о войне.
определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку и пение
| |
| Легко ли быть
музыкальным
исполнителем?
|
| Знать: определение
понятиймузыкант,
исполнитель, инструменталист, певец; текст и мелодию разучиваемых произведений. Имена выдающихся музыкантов-исполнителей, направления их деятельности.
петь легко, протяжно, весело, эмоционально. Определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку и пение
| |
| Обобщение по теме «Музыкальная прогулка»
|
| Исполнять песни на концерте.
| |
| Концертные залы мира
|
| Знать концертные залы мира, определение понятия кода. определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку
| |
4 класс
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов
| Основные виды деятельности обучающегося
| Общеучебн.
| Специальн.
|
| «Россия – любимая наша страна…»
Песни о Ямале.
Стр. 4-6
|
| Делать простые выводы; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Знать слова и мелодию Гимна России; произведения С. Рахманинова.
проникаться эмоциональным содержанием музыки; внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений; правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам.
|
| Великое содружество русских композиторов.
Стр. 7-9
|
| Работа с учебным текстом
| Знать композиторов Балакиревского кружка, что их объединяло.
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений.
|
| Великое содружество русских композиторов.
Стр. 10-13
|
| Делать простые выводы.
| Знать композиторов Балакиревского кружка. определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений; петь легко, не форсируя звук, следить за дикцией.
|
| Тема Востока в творчестве русских композиторов.
Стр. 14-17
|
| Участие в диалоге.
| размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание.
|
| Музыка Украины.
Стр. 18-23
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге.
| Знать название танца гопак, бандура; элегия.
воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира; соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.
|
| Музыка Белоруссии.
Стр. 24-28
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге.
| Знать название танца «Бульба», цимбалы.
воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира; соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.
|
| Музыкант из Желязовой Воли.
Стр. 29-33
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.
| Знать названия изученных жанров.
размышлять о музыке, передавать наст-роение и её изменения в пении, музыкально-пластическом движении.
|
| Блеск и мощь полонеза.
Стр. 34-36
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.
| Знать названия изученных жанров.
размышлять о музыке, передавать наст-роение и её изменения в пении, музыкально-пластическом движении.
|
| Музыкальное путешествие в Италию.
Стр. 37-41
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
| Знать понятие «баркарола»; имена гениев мировой художественной культуры Италии.
выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями живописи.
|
| «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.
Стр. 42-45
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.
| Знать/понимать творчество Дж. Верди, его характерные особенности.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.
|
| Музыкальная Австрия. Венские музы-кальные классики.
Стр. 46-49
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; поиск нужной информации по теме в источниках раз-личного типа.
| Знать имена композиторов – венских класссиков.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| Знаменитая Сороковая.
Стр. 50-53
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Знать/понимать творчество В.А. Моцарта, его характерные особенности; жанр симфония.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| Героические образы Л. Бетховена.
Стр. 54-57
|
| Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
| Знать/понимать творчество Л. Бетховена, его характерные особенности; жанр соната.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| Песни и танцы Ф. Шуберта.
Стр. 58-61
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Знать/понимать творчество Ф. Шуберта, его характерные особенности.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| «Не ручей – море ему имя».
Стр. 62-65
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие задачи на уровне импровизаций; поиск необходимой информации в словарях, ис-пользование компьютера.
| Знать/понимать творчество И.С. Баха, его характерные особенности.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.
Стр. 66-71
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотрудничества; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Знать/понимать творчество Э. Грига, его характерные особенности.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| «Так полюбил я древние дороги…»
Стр. 4-7
|
| Делать простые выводы; участие в диалоге.
| определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
|
| Ноктюрны Ф. Шопена.
Стр. 8-11
|
| Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотрудничества; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Знать/понимать творчество В.А. Моцарта, его характерные особенности; название изученного жанра – ноктюрн.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| «Музыка Шопена – это пушки, при-крытые цветами».
Стр. 12-15
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотрудничества; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Знать/понимать творчество Ф. Шопена, его характерные особенности; название изученного жанра – этюд.
проникаться эмоциональным содержанием музыки, высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| Арлекин и Пьеро.
Стр. 16-19
|
| Работать с учебным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; поиск необходимой информации в словарях, ис-пользование компьютера.
| Знать/понимать характерные особенности творчества Р. Шумана.
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.
|
| В подводном царстве.
Стр. 20-21
|
| Делать простые выводы; участие в диалоге; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной вы-разительности в музыкальных произведениях; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
|
| Цвет и звук: «музыка витража».
Стр. 22-25
|
| Делать простые выводы; участие в диалоге.
| Знать понятие «витраж», «эффект витража»; имя французского композитора Оливье Мессиана.
определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
|
| Вознесение к звёздам.
Стр. 26-29
|
| Делать простые выводы; участие в диалоге.
| Знать/понимать характерные особенности творчества Оливье Мессиана.
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной вы-разительности в музыкальных произведениях; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
|
| Симфонический оркестр.
Стр. 30-33
|
| Объединение предметов по общему признаку; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра, инструментальные группы; имя англий-ского композитора Бенджамина Бриттена.
различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.
|
| Симфонический оркестр.
Стр. 34-35
|
| Объединение предметов по общему признаку; решать творческие задачи на уровне импровизаций.
| Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра; понятие «партитура».
различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.
|
| Поэма огня «Прометей».
Стр. 36-39
|
| Организация работы с информацией при поддержке учителя.
| Знать имя русского композитора Александра Скрябина; жанр симфоническая поэма.
определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
|
| «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
Стр. 40-41
|
| Определение способов контроля и оценки деятельности.
| Знать «жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
применять их в своей деятельности.
|
| Джазовый оркестр.
Стр. 42-45
|
| Объединение предметов по общему признаку; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.
| Знать музыкальные инструменты джазового оркестра.
различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.
|
| Что такое мюзикл?
Стр. 46-49
|
| Делать простые выводы; участие в диалоге.
| Знать названия изученных жанров и форм музыки.
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
|
| Под небом Парижа.
Стр. 50-53
|
| Делать простые выводы.
| Знать имя исполнительницы Эдит Пиаф.
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
|
| Петербург. Белые ночи.
Стр. 54-58
|
| Делать простые выводы; участие в диалоге.
| определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жизненными истока-ми.
|
| «Москва! Как много в этом звуке…»
Стр. 59-63
|
| Делать простые выводы; оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности; организовывать совместную деятельность.
| определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жизненными истока-ми; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.
|
| «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна».
Стр. 64-67
|
| Оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности; организовывать совместную деятельность; проявлять оригинальность при решении творческой задачи.
| Знать слова и мелодию Гимна России.
проникаться эмоциональным содержанием музыки; внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений; размышлять о музыке; петь легко, не форсируя звук; дыхание брать по фразам, следить за чёткой дикцией.
|
| «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна».
|
| Определение способов контроля и оценки деятельности.
| высказывать свои размышления.; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
|
| Заключитель-ный урок по
теме года «Музыкальное путешествие».Стр. 68-69
|
| Объективная оценка учебных и личностных достижений.
| определять и сравнивать характер; настроение и средства музыкальных произведений; узнавать изученные музыкальные про-изведения и называть имена их авторов; петь легко, не форсируя звук; дыхание брать по фразам, следить за чёткой дикцией.
|
|