Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российских дипломатических представительств за рубежом






 

Сегодня информационно-разъяснительная работа россий­ских представительств за рубежом становится одним из основ­ных направлений в деятельности отечественной дипломатичес­кой службы. Конечно, было бы заблуждением полагать, что по­добная задача ставится перед отечественными загранучреждениями только в последние годы. Посольства всегда являлись важным каналом распространения информации о стране, кото­рую они представляют.

Большое внимание работе российских дипломатических пред­ставительств за рубежом со СМИ уделил Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на расширенном совещании с участием послов в МИД России 12 июля 2002 года.

«И, наконец, еще об одном важном вопросе — излишняя за­крытость, неумение работать со СМИ и другими институтами гражданского общества. Это все еще наша проблема. И это не по­могает делу. Ваша способность влиять на общественное мнение прямо отражается на объективном восприятии России в мире. И, помимо всего прочего, это — ваша прямая обязанность. И больше того, от того, насколько эффективно вы будете действовать на этом направлении, будет зависеть и престиж самого ведомства. Я думаю, что многие вещи, которые, безусловно, могли бы быть по­ложены в копилку, они реально и положены в копилку деятель­ности МИДа, для общественности проходят либо незаметно, либо подвергаются критике. Люди часто не понимают, что у нас происходит по линии Министерства иностранных дел. Нужно грамотно, компетентно и талантливо, хочу это подчерк­нуть, разъяснять».

Практическая работа пресс-служб российских представи­тельств за рубежом организуется пресс-атташе или советником по информации. Обязанности пресс-службы посольства могут быть возложены как на отдел, так и на одного сотрудника. Это зависит от количества сотрудников посольства и от масштаба информаци­онной работы.

Пресс-атташе посольства оказывает содействие представителям российских средств массовой информации в стране пребывания, а также предоставляет помощь журналистам, сопровождающим рос­сийские официальные делегации за рубеж в получении аккредита­ции на соответствующие мероприятия.

Помимо организационного содействия представителям рос­сийских СМИ, отдел или пресс-секретарь посольства на регуляр­ной основе разрабатывают и реализуют информационно-разъяс­нительные мероприятия: пресс-конференции представителей по­сольства, участвуют в проведении пресс-конференций российских официальных делегаций. Если развитие двусторонних отношений требует усиленного информационного сопровождения со стороны посольства, пресс-служба может ввести в практику регулярные (например, еженедельные) брифинги для местных СМИ по наи­более актуальным вопросам межгосударственных отношений. По­добный режим брифингов наиболее полезен в случае проведения внешнеполитической акции, кризисных ситуациях (эвакуация граждан, угроза или начало военных действий и т.д.).

Пресс-отдел посольства готовит информационные материалы [для местных СМИ. Это могут быть пресс-релизы, выпускаемые на постоянной основе. В практику российских посольств введена подготовка еженедельных обзорных материалов о внутреннем по­ложении в России и российской внешней политике.

Важной составляющей работы пресс-службы посольства явля­ется регулярная организация интервью как местным СМИ, так и российским журналистам, аккредитованным в стране пребывания, посла и других экспертов посольства. Формы подобных интервью многообразны. Это может быть традиционное радио— или теле­интервью, а также публикация в газете. В компетенцию пресс-от­дела также входит разработка концепции и подготовка письмен­ного интервью посла, ответственного сотрудника посольства для передачи в инициативном порядке в местную прессу. Информа­ционным поводом подобных интервью может быть предстоящий визит российской делегации в страну, визит официальной делега­ции страны пребывания в Россию, национальные праздники, зна­чимое событие внутренней политики представляемой страны и т.д.

Необходимо отметить, что методы и формы работы пресс-службы посольств Российской Федерации во многом схожи с ос­новными организационными и методологическими принципами работы любой пресс-службы государственной структуры. Так, со­трудник пресс-службы посольства не может давать личных оценок, комментируя то или иное событие. Позиция, озвучиваемая в ходе пресс-мероприятий, должна быть согласована с руководством по­сольства. Доводимая до местных СМИ позиция посольства долж­на строго соответствовать официальной позиции государства. По­сольство, а соответственно и его пресс-служба, представляют ис­ключительно позицию государства. Это правило применяется ко всем пресс-службам государственных ведомств.

Но есть и принципиальное отличие. Основной аудиторией, на которую ориентируется в своей работе пресс-служба посольства, является местная сторона — общественность, СМИ, государствен­ные структуры страны пребывания. А это предполагает культур­ные, языковые и другие особенности восприятия информации. Это требует от работников пресс-службы посольства знания наци­ональной культуры, традиций, истории и особенностей современ­ной организации местных СМИ. Так, нередки случаи неверного перевода интервью или выступления при публикации в местной прессе. Во избежание подобных инцидентов важно оговаривать со СМИ право согласования перевода текста с посольством до пуб­ликации.

Как и в работе пресс-службы Центрального аппарата, по со­гласованию в пресс-конференциях или брифингах могут прини­мать участие эксперты посольства, эксперты или представители министерств и ведомств местной стороны. Представители пресс-службы посольства по согласованию с руководством также могут принимать участие в пресс-конференциях, устраиваемых местной стороной.

Пресс-служба посольства также разрабатывает концепцию и готовит к размещению в местной прессе статьи посла, других от­ветственных сотрудников посольства. Это может быть связано и с определенными трудностями — например, местной цензурой, не­совпадением позиций двух государств по тем или иным пробле­мам и т.д. Метко пошутил по этому поводу выдающийся отечест­венный дипломат Г.В.Чичерин, в 20-е годы прошлого столетия возглавлявший внешнеполитическое ведомство страны: «Конечно, всякий может напечатать все, что хочет, и может подвергнуться суду лишь за уголовное правонарушение. Всякий может напеча­тать что угодно, но где? Кто опубликует его произведение? Если он сам напечатает свою статью и будет раздавать ее в виде листка на улице или будет ее рассылать по адресам неизвестных лиц, это будет потерянное время и деньги»[190]. Любопытно, но с подобными трудностями посольства сталкиваются и до сих пор. И помочь в этой ситуации могут постоянные контакты дипломатов с главны­ми редакторами местных газет, журналистами, представителями местных ведомств, курирующих СМИ.

Помимо официального сайта Министерства иностранных дел России по адресу www.mid.ru, около 60 российских посольств имеют свои собственные сайты, которые считаются официальны­ми сайтами российских загранучреждений. Содержание сайта формируется сотрудниками посольства при непосредственном участии его пресс-службы. Как правило, на нем содержится ин­формация о деятельности посольства, работе консульского отдела, необходимых документах для поездки в Россию, полезные ссыл­ки. Многие посольские сайты содержат специальную рубрику «интернет-брифинги», где публикуется информация о важнейших внешнеполитических или международных событиях и роли Рос­сии. Некоторые посольские сайты, содержат гиперссылку на об­щеминистерский сайт. В свою очередь сайт Министерства имеет ссылки на все сайты российских загранучреждений. Многие мате­риалы, размещаемые на посольских сайтах, берутся с сайта МИД и переводятся на языки страны пребывания.

В обязанность пресс-службы посольства также входит инфор­мационное освещение визитов российских делегаций, для чего используется весь набор пресс-мероприятий: брифинги в преддве­рии визита, итоговые пресс-конференции, рассылка пресс-рели­зов, аккредитация российских и местных журналистов на меро­приятия, интервью телевидению и прессе.

Пресс-служба также изучает местное законодательство, регла­ментирующее деятельность органов массовой информации страны пребывания.

Все чаще российские дипломаты появляются на экранах зару­бежных телезрителей. И спектр передач с их участием чрезвычай­но широк — от информационных программ, до образовательных передач и ток-шоу. Безусловно, это требует умения держаться перед камерой, владения иностранными языками, знания дипло­матического протокола и делового этикета.

В связи с изложенным следует заметить, что качество «внеш­ней» информационной работы загранучреждений в стране пребы­вания во многом определяется системой их взаимодействия с МИДом России и его центральным аппаратом. Осуществляется это взаимодействие на основе принципов и положений, изложен­ных в Концепции внешней политики Российской Федерации, ут­вержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г., при тесной координации усилий внешнеполитического ведомства и дипломатических представительств России за рубежом. На прак­тике это обеспечивает единство и непротиворечивость позиций, оце­нок и подходов к пониманию и реализации внешнеполитического курса страны.

За последние годы информационное обеспечение загранучреж­дений МИД России вышло на качественно новый уровень, как с точки зрения оперативности, так и с точки зрения глубины и объ­емов направляемой информации. Это стало возможным благодаря использованию современных систем связи, установлению ком­пьютерного взаимодействия с президентскими, правительственны­ми пресс-службами, информагентствами, активное использование Интернет.

Существенно возросло оснащение посольств системами «ТВ-информ». С его помощью ежедневно направляется 400— 600 страниц открытой информации.

Загранучреждения обеспечены электронной почтой, через ко­торую эффективно работают с базой данных общеминистерского пользования, состоящей из 60 специализированных баз: междуна­родные договоры, законодательные акты, брифинги, российские и зарубежные СМИ, Интернет-дайджест и т.д.)

Информационное взаимодействие включает в себя также и проведение посольствами мониторинга публикаций местных СМИ по российской тематике. Конкретная цель подобной работы — аналитическая оценка подачи российской проблематики местной общественности, фактическое восприятие российской внешней и внутренней политики за рубежом и оперативное реагирование на распространение дезинформации о стране. Такое реагирование включает совместную информационную работу посольства с Де­партаментом информации печати. Так, посольство в случае необ­ходимости может запросить ДИП об организации интервью руко­водства министерства по той или иной острой теме. Также по­сольство нередко обосновывает необходимость разработки и раз­мещения Департаментом информации и печати как в России, так и в стране пребывания посольства статьи, телесюжета в поддерж­ку внешнеполитического мероприятия.

Информационное взаимодействие загранучреждений с пресс-службой МИД — это ежедневная, кропотливая работа, вклю­чающая взаимное информирование, взаимную поддержку, со­вместное проведение информационно-политических акций и мероприятий.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под «средствами массовой информации»?

2. Перечислите, а затем дайте краткую характеристику принципов взаимодействия дипломатической службы и СМИ.

3. Какие задачи решает пресс-служба Министерства иностранных дел Российской Федерации?

4. Каковы формы и средства взаимодействия Министерства ино­странных дел и средств массовой информации?

5. Каковы особенности деятельности пресс-служб российских дип­ломатических представительств за рубежом?

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверж­дена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипло­матический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.

3. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.

4. О координирующей роли Министерства иностранных дел Рос­сийской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.

5. О средствах массовой информации. Закон Российской Федера­ции от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.

6. О мерах по защите свободы массовой информации в россий­ской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 5 декаб­ря 1993 г. № 2093.

7. Путин В.В. Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенци­ал нашей страны остается огромным. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г.

8. Внешнеполитическая информация и современная дипломатия. М., 2001.

9. Иванов И. С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М., 2001.

10. Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал