Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. фон Гумбольдт о факторах исторического процесса и о задачах историка
Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат.Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 году университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера.Один из основоположников лингвистики как науки. В общих чертах мировоззрение В.Гумбольдта изложено во введении к его основному труду. Об эволюции каких бы сфер духовной культуры он ни писал - науки, искусства, нравственности, политики или языка - повсюду его мысль обращалась к их генезису, к " творящей силе, породившей их" (2; 53). В возникновении каждой сферы культуры он стремился видеть созидательный фактор - фактор, благодаря которому и происходило очеловечение (гоминизация) наших предков. Среди причин, движущих мировую историю, он выделил два типа: связанные с необходимостью и со свободой деятельности человека. Исходил в своем понимании истории из представления о существовании и действии некоторой " идеи". Задача истории: " изобразить стремление идеи обрести бытие в действительности". проект «философской антропологии»: основные положения этого проекта: - учение о «духовной силе», присущей человеческому роду, воплощающей ся в индивидуальных характерах народов - положение о языке как о первом и самом главном продукте духовной деятельности народов и главном средстве, при помощи которого изучаются особенности народного духа. Терминологическую основу «философской антропологии» Гумбольдта составляют понятия «языковое сообщество», «дух» и «языковая картина мира». Языковое сообщество в концепции Гумбольдта является необходимым условием для формирования (Bildung) личности, так как язык, по Гумбольдту, воздей ствует на индивида на протяжении его духовного развития. Язык же существует в рамках сообщества индивидов, а значит изучение характера сообщества – это изучение характера его языка. Понятие «дух» интерпретируется Гумбольдотом не столько как человеческая духовная сила, сколько как «жизненное начало», проявляющее себя в ходе исторического процесса – идея, созвучная современным Гумбольдту концепциям Шеллинга и Гегеля. Понятие «языковая картина мира» в гумбольдтовской антропологии занимает особое место. Язык – внешнее воплощение того способа, которым дух того или иного народа «перерабатывает» окружающую дей ствительность – влияет на сознание человека, который растет и развивается в рамках национальной культуры этого народа. Гумбольдт - ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790-1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики.
В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение " Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликована в 1792, полностью в 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., " организация" - в мире физическом, " характер" - в мире интеллектуальном и моральном. " Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения.
54. Гёттингенская школа историков В рамках эпохи просвещения в Германии Геттингенский университет был центром, где старались превратить изучение истории в самостоятельную научную дисциплину. Видную роль в нем играл Иоганн Кристоф Гаттерер (1727 – 1799). Его вклад связан однако скорее с теоретическими достижениями (постановка задач и организация исторического исследования), чем с конкретными исследованиями. - осуждал и деспотический абсолютизм, и республиканские идеи и, в духе всего немецкого просвещения, считал, что правильная форма правления устанавливается путем морального самовоспитания и разумного познания мира (потому велика роль ученых) - превращение истории в самостоятельную науку посредством решения 4-х задач: 1. точное определение предмета исторического исследования 2. развитие адекватной реальности теории исторического познания 3. разработка общих методов исторического исследования 4. создание специализированных исторических учреждений - Зачем исследовать? - Цель истории - раскрыть «движущие силы развития» и показать «скрытые отношения между действующими причинами и дальнейшими последствиями». - Что исследовать? – Духовные и материальные основы событий - Как исследовать? – Методы – хронологический (как постепенно образуется государство, нация и культура) и синхронный (изучение одновременных сходных процессов при широком использовании статистических материалов) - Поднял значение вспомогательных исторических дисциплин (пособия по дипломатике, хронологии, нумизматике, географии и генеалогии) - 1764 – основал исторический институт при Геттингенском университете (просуществовал недолго из-за финансов и ухудшения отношений Гаттерера со Шлецером. Планировал также издавать журнал «Всеобщая историческая библиотека», но не вышло).
Наиболее крупный представитель геттингенской школы: Август Людвиг Шлёцер (1735 – 1809) (из потомственных пасторов. был в Швеции. шесть лет работал в российской академии наук в Петербурге. У него учились Дальман и Шлоссер) - политический идеал: «просвещенный абсолютизм» - главный предмет исследования: государство как наиболее эффективное орудие прогресса - наиболее сильные стороны: стремился охватить многие стороны социальной действительности, придать всеобщей истории подлинно всемирный характер, так как все народы заслуживают тщательного научного изучения - Интерес к русской истории: первое в Германии общество по изучению русской истории; сбор, изучение и издание русских летописей в 5 томах (впервые применил метод сравнительной историко-филологической критики источника!); норманнская теория происхождения Древнерусского гос-ва Его творчество предвосхитило некоторые черты немецкой либеральной историографии первой половины 19 века.
55. Принцип историзма в германской историографии XIX – нач. XX в. Методологические идеи И.Г. Дройзена, Г. Риккарта, Э. Трёльча Элементы историзма существовали в работах великих немецких просветителей И.В. Гёте, Ф. Шиллера, Новалиса, братьев Августа и Фридриха Шлегелей и др. Большую роль в становлении немецкого идеалистического историзма сыграл И.Г. Гердер. Ранние немецкие романтики Юстус Мёзер, Адам Мюллер использовали в своих трудах принцип исторического сравнения.Окончательное становление немецкого историзма происходит в философии истории Георга Гегеля (1770 – 1832) и в исторических трудах Леопольда фон Ранке (1795 – 1886). Гегель философски обосновал историзм: - применил к познанию исторического процесса свой знаменитый метод диалектики. Согласно Гегелю, исторический процесс это прогрессивный процесс, который развивается через единство и борьбу противоположностей. История делается не великими людьми, а подчиняется независящей от воли людей объективной закономерности, которую можно постичь рационально. - цель всемирной истории Гегель усматривал в развитии свободы. Он писал, «всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы». - Главной движущей силой истории является разум, который выступает в форме мирового духа. Понятие «духа» у Гегеля включало в себя три составляющих – общее, единичное и особенное. Под общим духом, он понимал божественный дух, под единичным – дух отдельного человека, под особенным духом – народный дух. На различных этапах истории мировой дух воплощается в народный дух. Причём мировой дух может воплощаться на каждом этапе всемирной истории только в дух одного избранного народа, который и определяет вектор исторического развития. Сообразно с таким подходом Гегель выстраивает схему развития мирового духа в истории. Дух зарождается на Востоке, затем переходит в греко-римский мир и останавливается в германском мире, который, по мнению Гегеля, является высшим воплощением свободы. Цель исторического развития германского духа, по словам Гегеля, «заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы». - Главным инструментом реализации народного духа в истории выступает государство. Идеалом государства для Гегеля служила конституционная монархия. Гегель был против социального равенства и с подозрением относился к демократическим формам правления. Он осуждал крайности французской революции, хотя признавал её неизбежность. Ранке: - Историческая концепция Ранке базировалась на религиозно-консервативной трактовке истории. Но Ранке, в отличие от Г. Гегеля, отрицал существование закономерностей в истории и отвергал его абсолютный идеализм. - принцип объективности исторического познания. - индивидуализирующий подход к историческим событиям и фактам. Он был убеждён, что главным объектом исторического исследования должно стать индивидуальное событие, идея или историческая эпоха. Историзм Ранке основывался на признании самоценности индивидуального исторического явления. Он трактовал историю как совокупность огромного количества фактов, не имеющих между собой ничего общего и типического. Именно в трудах Ранке впервые в немецкой исторической мысли был обоснован метод идеографизма, ставший в последствии важнейшим методом немецкого историзма. Таким образом, историзм Ранке был логическим завершением генезиса немецкого историзма с его повышенным интересом к конкретным историческим феноменам. Под влиянием идей Ранке находилось большинство немецких историков XIX – начала XX веков. Иоганн Густав Дройзен (1808 – 1884) (о нем подробней: https://ecsocman.hse.ru/data/2013/07/15/1251234462/3.pdf) – один из вдохновителей малогерманской школы наряду с Зибелем и Трейке (политически ангажированные поиски исторического обоснования превосходства Пруссии) Образец национального объединения: проведенное военным путем объединение мелких греческих государств вокруг Македонии (1833 – «История Александра Великого» и 1853- 2-т «История эллинизма»). Затем занялся новым временем- главный труд «История прусской политики» в 14 томах до начала 7-летней войны. Малогерманцы в идеалистической форме признавали закономерность и прогрессивный характер исторического развития, считая воплощением прогресса историю Пруссии 17 – 19 вв. В отличие от Ранке, признавали роль экономических процессов в истории. Однако они обьясняли экономику моральными, этическими и психологическими мотивами. Генрих Риккерт (1863 – 1936) – один из создателей баденской школы неокантианства наряду с Вильгельмом Виндельбандом. Вильдебанд предлагал делить все науки по методу на номотетические (о законах развития) и идиографические (описывающие единичное и неповторимое). Риккерт развил его взгляды в книге «Границы естественнонаучного образования понятий» (1902). Он разграничивал историю и естествознание, поскольку для естествознания общие понятия представляют цель познания, а для истории – необходимое средство познания индивидуального. Естественнонаучное понятие предполагает выделение из индивидуального общее, а историческое – различное. Поэтому жесткость этого деления он не признавал: индивидуализирующий подход можно применять и в естественных науках, а генерализирующий – в таких гуманитарных науках, где устанавливаются общность и типичность процессов. Специфика исторического познания: поиск индивидуального в ряду действительных явления путем сопоставления с общезначимыми культурными ценностями (он звал их «смысл, лежащий над всем бытием»). Задача философии истории: раскрыть этот смысл (иначе говоря, трансцедентальную ценность культурных явлений). Эрнст Трёльч (1865 – 1923) – знаток проблем религии: либеральное направление (наряду с Дельбрюком и Мейнеке), позиции неоранкианства, представление об истории как о развитии идей. Труды: «Значение протестантизма для возникновения современного мира» 1906 и «Социальные учения христианских церквей и сект» 1912 – идейное обоснование необходимости проведения широких социальных реформ в Германии. Исходил из тезиса Вебера о связи кальвинизма и капитализма. Понимание истории как развитие человеческого духа. Периодизация по системам господствующих идейных течений (но не отказывался учитывать и социал-эконом. сторону вопроса)
|