Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наш сеййид, шейх Аляутдин Аттар - да будет доволен им Аллах!
Он - плод дерева божественного знания, блеск облика человечества, оживитель останков знания “гирфан” (абсолютного знания) и спаситель от бед заблуждений. Он — проявление личного и общего наставничества, источник личной и общей помощи. Его отец после своей смерти оставил трех сыновей. Аляутдин разделил наследство между двумя братьями, а сам предпочел отказаться от земных благ ради изучения знаний в учебных заведениях - медресе Бухары. Он стал талантливым человеком во всех науках и достиг в них немыслимых высот. У нашего сеййида, шейха Бахаутдина Шаха Накшбанда - да будет свята его могила! - была маленькая дочь. Он сказал ее матери: “Когда дочь подрастет, извести меня! ”. Когда она выросла[180] и ее мать сообщила ему об этом, шейх Бахаутдин направился из Каср аль-’’арифана в Бухару, в медресе, где учился шейх Аляутдин Аттар. Когда шейх Бахаутдин зашел к нему в комнату, то не обнаружил там ничего, кроме ветхого рубища, на котором Аляутдин спал, кирпича, который он использовал как подушку, и разбитый кувшин, с помощью которого он совершал омовение “вуду”. Когда шейх Бахаутдин Шах Накшбанд увидел это, он упал в ноги шейха Аляутдина Аттара - - да будет свята его могила! - поцеловал их и положил на них свою голову. Он сказал шейху Аляутдину: “У меня есть дочь, которая уже достигла зрелости. И сегодня Всевышний и Благословляющий Аллах повелел мне, чтобы я выдал ее замуж за тебя”. Шейх Аляутдин ответил: “Это великое счастье. Великий и Всемогущий Аллах осчастливил меня. Но только я не владею ничем, чтобы выдержать расходы, а мое состояние вы видели! ” Шейх Бахаутдин сказал: “То, что Аллах предназначил вам обоим из хлеба насущного, придет к вам, если Аллаху будет угодно! Не думай об этом! ” Затем он выдал ее за него замуж, заключив брачный договор. После брачной ночи молодых шейх Бахаутдин приказал шейху Аляутдину покинуть медресе, дал ему большой поднос, наполненный яблоками, велел ему поставить этот поднос на голову и ходить по всем площадям и базарам босиком и громким голосом кричать: “Яблоки, яблоки! ”, пока не продаст их полностью. Шейх Аляутдин поставил поднос на голову, зашел на базар и стал кричать: “Яблоки, яблоки! ” Когда его братья, которые обладали в обществе высоким положением и уважением, увидели его, они разгневались на него за такое его поведение. До шейха Бахаутдина Шаха Накшбанда дошли сведения об их гневе на брата. Тогда он велел шейху Аляутдину взять поднос с яблоками, поставить его близко от торговой лавки его братьев и продавать яблоки. Шейх Аляутдин сделал так, как ему велел шейх Бахаутдин, и занимался продажей яблок долгое время, пока шейх Бахаутдин не научил его исполнять зикр - “хафи” (тихий зикр, исполняемый про себя, прославление и поминание Аллаха). Шейх Аляутдин Аттар говорил: “Однажды шейх Мухаммад Рахин спросил меня: “Каково твое сердце? ” Я ответил: “Я не представляю себе образ моего сердца”. Шейх Мухаммад сказал: “Что касается меня, то я вижу свое сердце как луну третьей ночи”. Я рассказал об этом нашему сеййиду, шейху Бахаутдину Шаху Накшбанду - да будет свята его могила! Он сказал: “Это касается его сердца”. Во время разговора шейх стоял на ногах. Он наступил ногой на мою ногу и я потерял чувство [впал в мистическое состояние]. Я увидел все создания мира содержащимися в моем сердце. Когда я пришел в себя, шейх мне сказал: “Если сердце таково, то как может удастся для кого-нибудь постижение сердца. Поэтому Господь Бог сказал в “хадисе-кудси”: “Не объемлет меня ни Моя земля, ни Мое небо. Меня объемлет сердце уверовавшего в Меня моего раба”. Это - одна из самых темных тайн. Кто поймет, тот поймет”. Наш сеййид и шейх ‘Убайдуллах Ахрар вспоминал, что шейх Мухаммад Парса - да будет свята его могила! – часто не мог погружаться в мистическое состояние “гайба” (полной отрешенности от мира и погруженности в мир сокровенных тайн Господа Бога) во время “муракаба” (созерцания Бога) и «истихдар» (общения с потусторонним светом), в отличие от шейха Аляутдина Аттара - да будет свята его могила! -, который был из людей сознания и ясности “сахва1”, а это состояние “сахва” более совершеннее и полнее, чем состояние “гайба”. Наш сеййид и шейх Бахаутдин Шах Накшбанд начал воспитывать шейха Аляутдина лучшими и наиболее подходящими методами, развил способности и подготовил его для вхождения в круг присутствия [у Бога], прибытия [к Богу], к восхождению к звездам знания “гирфан” и восхождению от различия [мимолетных видений мира] к месту различения [истины и лжи]. Благодаря этому шейх Аляутдин стал непревзойденным в своем роде среди остальных избранных последователей и духовных наследников шейха Бахаутдина из-за тонкости его высоких чувств и мистических состояний - “ахвал”. Шейх Бахаутдин еще при своей жизни велел ему заняться воспитанием некоторых своих муридов. Шейх Бахаутдин говорил: “Шейх Аляутдин облегчил мое бремя, удостаивая меня тем, что проявилось из благословенной дружбы с ним и его прекрасного обхождения”. Наш сеййид и шейх ‘Убайдуллах Ахрар вспоминал, что после переселения шейха Шаха Бахаутдина - хазрата в священные пределы Господа Бога, все его сподвижники стали следовать шейху Аляутдину Аттару, даже шейх Мухаммад Парса подчинился шейху Аляутдину из-за высоты и силы его воспитания. Еще он говорил, что видел письмо, написанное рукой Мухаммада Парсы, где он писал: “Я слышал, как шейх Аляутдин Аттар - да будет свята его могила! - говорил: “Благодаря помощи Всевышнего Аллаха и благословения шейха Бахаутдина Шаха Накшбанда я обладаю такой силой, что если обращусь ко всем созданиям в мире, то всех их сделаю “василунами” (достигшими божественной истины и вошедшими в присутствие Бога)”. Ученые Бухары разошлись во мнениях относительно возможности человека увидеть Всевышнего Аллаха. Одни из них отказывались [признавать наличие у человека такой способности], другие, наоборот, утверждали [что человек может увидеть Бога]. Все они искренне уважали шейха Аляутдина и пришли к нему со словами: “Мы согласимся с твоим решением по данному вопросу! ” Он сказал тем, кто отказывал людям в способности лицезреть Бога: “Побудьте со мной три дня! В течение этого времени будьте в состоянии религиозной чистоты и ни о чем не разговаривайте! И я вам дам ответ”. Когда прошли три дня, они достигли сильного мистического состояния и пребывали в изумлении, как оглушенные громом. Когда они вернулись в обычное состояние, то бросились целовать его благородные ноги и стали говорить: “Мы уверовали, что лицезрение Господа Бога - истина! ” После этого случая они не переставали служить ему и истово целовать порог его дома. В такие моменты один из его муридов прочел на одном из собраний “меджлис” стихи: “От слепоты их слова: “Как возможно прибытие к Господу? О, сколько страстной жажды в этом! Дай им в руки свечу чистоты [познания], Дабы увидели они, что прибытие к Господу - доступно”.
Найдено сообщение, написанное рукой шейха Мухаммада Парсы - да будет свята его могила! - что шейх Аляутдин Аттар -да будет доволен им Аллах! -сказал: “Мурид-ученик свою любовь и привязанность к наставнику - муршиду, пусть даже эта любовь будет любовью не к Господу Богу [источнику и единственному объекту любви], в конце [пути к Богу] оставит. Но эта любовь была причиной прибытия [в присутствие Бога] в начале [его познания Бога]”. Это его утверждение было доводом для отказа [любить и быть привязанным] к кому-либо, кроме Аллаха и обязательным в любом состоянии поиска суфием довольства Аллаха им. Шейх Аляутдин Аттар – да будет свята его могила! - говорил: “Цель “риадийата” (суфийских духовных упражнений и аскетизма) - отказ от связей души [с земным миром] и обращение к миру духов “аруах” [к миру божественных явлений] и истине [Богу]”. Он говорил: “Цель следования по пути [к Богу] - добровольный отказ суфия - “салика” от привязанностей к “дунья” [земному миру], которые скрывают от него Всевышнего Аллаха. Он добьется этого только в том случае, если он предложит своей душе эти привязанности и каждая привязанность - существование или отсутствие которой одинаковы для него, - станет тем, что на самом деле не есть его привязанность к миру. В противном случае суфий понимает, что у него еще есть привязанности к миру, и прилагает силы для очищения своей души от них”. Он также говорил: “Наш сеййид, шейх Бахаутдин Шах Накшбанд -да будет Аллах доволен им! - если хотел надеть новую одежду, дарил ее другому человеку, а потом одалживал у него эту одежду и одевал”. Шейх Аляутдин говорил: “Слова суфиев “Успех - в старании, в труде”, - есть высказывание по поводу духовной помощи муршида-наставника суфию-ученику согласно его потребностям, и старания ученика согласно приказаниям муршида. Ведь если у суфия-ученика не будет старания, то к кому будет обращаться муршид-наставник? По милости Божьей ко мне шейх Дадарик, один из лучших сподвижников шейха Бахаутдина Накшбанда - да будет свята его могила! - велел мне начать [мой суфийский путь] со старания, труда и усердия. Бог оказал мне содействие и я ощущал эту помощь всегда, когда сопровождал шейха, и не видел проявления такого старания у учеников шейхов, кроме как у нескольких из них”. Шейх Аляутдин говорил: “Если Всевышний Аллах заставит муршида забыть “мульк” (земной мир) и “малакут” (мир божественных повелений), то это - “фана” (растворение личности суфия и его “Я” без остатка в Боге). Если же Аллах заставит мурида забыть его “фана”, то это - “фана фана”. Он говорил – да будет свята его могила! -: “Если суфий - мурид по приказу своего муршида - наставника освободит свое сердце от всего, кроме любви к муршиду, от всего, что мешает его любви к муршиду, и укрепится в этой любви, то тогда суфий-мурид станет постигающим бесконечные божественные откровения. Недостаточность в них происходит не от недостатка самих откровений, а наоборот, от недостатков суфия - “талиба” (идущего в начале пути к Богу). Когда с него снимаются препятствия и помехи, но не грехи, то при содействии и стремлении муршида суфия-мурида постигает состояние - “халь” и он [мурид] выражает свою оцепенелость и изумление в попытках постигнуть идущие от Бога откровения словами “Господи! Добавь мне изумления и ошеломления от Тебя! ” В том, что Господь Бог наградил своего раба (человека) свободой воли, заключается много мудрости. Ибо когда в человеке закрепляются природные помехи [препятствующие постижению откровений от Бога], то от человека требуется проявить свободу воли - обратиться к удалению [из своей души] этих помех. Хотя ангелы и созданы для послушания и поклонения Богу, оберегаемы от совершения ошибок и грехов и погружены в страх и почтение перед Богом, все же совершенство и полнота выражения [божественной истины] за свободой воли человека в его счастье и горе, возвышении и падении”. Шейх Аляутдин говорил: “Суфий - мурид должен раскрывать все свои мистические состояния - “ахвал” [которых он достигает] своему муршиду-наставнику и должен быть убежден, что он достигнет своей подлинной, истинной цели только благодаря благосклонности и любви его муршида к нему. Поэтому суфий-мурид должен искать благорасположения шейха-наставника, верить, что для него все дороги к истине [тайные и явные] - закрыты, кроме той двери, каковой является сам его муршид-наставник, и приносить всего себя в жертву муршиду. Признак совершенного, идеального суфия-мурида состоит в том, что сколько бы много не было у него обычных религиозных знаний и тайных знаний ‘ирфан, каким бы высоким стремлением и усердием он не обладал на пути к Богу, - он не найдет даже следа их в себе и в его глазах все эти знания выглядят размером с пылинку по сравнению со знанием и познанием, которыми обладает его наставник”. Шейх Аляутдин – да будет свята его могила! - говорил: “На успех и пользу может уповать только тот, кто всегда видит недостаточность своих деяний (поступков), считает себя несовершенным человеком и прибегает к великодушию и милости Господа миров”. Он говорил: “Муриду следует все свои дела, будь они религиозные или мирские, предоставить на волю и усмотрение муршида, чтобы у мурида вообще не осталось ни малейшей воли. Муршиду следует обследовать все душевные состояния мурида и стараться исправить их, побуждать мурида к тому, что поможет ему на этом и том свете. Мурид же должен следовать во всем своему муршиду”. Шейх Аляутдин – да будет доволен им Аллах! - говорил: “О, суфий! Тебе следует проявлять такт в отношении людей знания[181] и скрывать от них свои мистические состояния - “ахвал” и “стоянки - макамат”. Ведь в одном из дошедших до нас “хадисов” пророка Мухаммада -да благословит его Аллах и приветствует! - говорится: “Господь Бог повелел мне разговаривать с каждым сообразно уму собеседника”. Не причиняй страдания сердцам суфиев и не забывай правил учтивого обращения с ними. Если ты желаешь общаться с ними, то сперва изучи правила общения с ними и получай пользу от общения с ними. В противном случае причинишь себе вред. Сказано: “Нет путей к Богу для того, кто не владеет правилами учтивости и воспитанности (“адаб”)”. Даже если ты владеешь “адабом” (правилами воспитанности), это - самообман и ошибка. То есть твое рассмотрение себя как воспитанного, культурного человека - ошибка и недостаток в культуре “адаб”. Он говорил: “Цель, преследуемая обращением к божественным именам, - это самоунижение, плач и желание как можно быстрее совершить покаяние перед Богом и обратиться к Нему с мольбой. Признак чистосердечного покаяния - стремление и склонность [суфия] к поклонению и доверительному [тайному] общению с Богом, а не к ослушанию [Бога]”. Шейх Аляутдин тем самым указал на грехи и на необходимость очищения от грехов. Это достигается так: если суфий обнаружит в себе склонность и стремление заслужить довольство Всевышнего Господа Бога, то он возблагодарит Его; если суфий обнаружит в себе склонность к ослушанию и неподчинению Богу, то он заплачет и прибегнет к силе Божьей или испугается от “стоянки-макам” [неправильно занятой им]. “...ведь Аллах - богат, превыше миров! ” (Коран 3: 97). Шейх Аляутдин - да будет свята его могила! - говорил: “Святости и угодничества “вилаят”[182] достигает только тот, кто не дает своей душе власти над собой. Даже если такой человек имеет некоторые недостатки, все равно ему будет прощено. Всевышний Аллах говорит: “О да, ведь для друзей Аллаха нет страха, и не будут они печалиться” (Коран 10: 62). Шейх Аляутдин говорил: “Святые угодники, “аулия” Аллаха (суфии) не боятся, что над ними верх возьмут природные [низкие] склонности и желания, поскольку сказано, что “фани”[183] (полностью утративший контакт с земным и своим субъективным миром) не возвращается к своим человеческим, земным качествам”. Он говорил: “Суфий - мурид должен и внешне крепко держаться за Бога и внутренне. Единство внешнего и внутреннего - обязательно”. Шейх Аляутдин - да будет свята его могила! - сказал: “Польза для тебя от посещения могил суфийских шейхов будет по размеру не более твоего знания о них”. Еще он говорил - да будет свята его могила! -: “Близость от могил праведных (суфиев) производит большой эффект и воздействие, но вместе с тем обращение к священным духам “аруах” этих праведных суфиев более уместно и полезнее, так как благотворное воздействие ожидается не от физической близости или дальности могил, как это доказывается высказыванием-хадисом пророка Мухаммада: “Молитесь там, где вы находитесь! ” Поэтому мысленное созерцание обликов покойных шейхов не может сравняться со знанием их качеств, потому что знание их качеств более полезно. Поэтому наш сеййид, шейх Бахаутдин Шах Накшбанд - да будет свята его могила! - сказал: “Лучше тебе - о, суфий! - быть соседом Бога, чем соседом созданий Бога! ” И он много раз повторял: “Делай так, как поступали великие шейхи! Станешь искренним и честным в поступках! ” Шейх Аляутдин -да будет свята его могила! - касаясь правил поведения (“адаб”) при посещении могил, говорил следующее: “Тебе следует обратиться к Всевышнему Аллаху и сделать духов (“аруах”) обитателей могил средством приближения к Всевышнему Аллаху. Точно так же тебе следует проявлять скромность в отношении людей: внешне ты проявляешь скромность перед ними, а внутренне, втайне, ты проявляешь скромность перед Богом. Ведь проявление тобой скромности и смиренности перед созданиями разрешается только в том случае, если ты рассматриваешь их как образы, принадлежащие Благословляющему и Всевышнему Аллаху. И тогда твоя скромность и смиренность будет проявлена перед Его внешними образами, а не перед ними”. Он говорил - да будет свята его могила! -: “Познание божественной истины методом “муракаба” (внимательного контроля и созерцания суфием только Бога) лучше познания методом “отрицания” (“нафи”) и “утверждения” (“исбат”) и ближе к экстатическому влечению к Богу (“джазба”). Суфий-“салик” при беспрерывном “муракаба” достигает положения тайной власти и права распоряжения в земном мире и мире божественных повелений, а также получает способность проникать в чужие мысли, внутренне освещаться божественной истиной и видеть Бога глазами божественного дара. От упрочения и укрепления способности “муракаба” достигаются единство [с Богом] и принятие [Богом] сердец суфиев и это называется “джамг” (единство, соединение) и “кубуль” (прием)”. Шейх Аляутдин – да будет свята его могила! - говорил: “Молчание [суфия при исполнении зикра-“хафи”] необходимо поддерживать, соблюдая три обстоятельства: во-первых, сдерживая желания, во-вторых, обращаясь всем существом к исполнению зикра, в-третьих, контролируя состояние сердца”. Он говорил: “Сдерживание желаний - дело трудное, а избежание их крайне затруднительно. Я сдерживал свои желания и дурные помыслы 20 лет. Затем они посещали меня, но не смогли закрепиться”. Шейх также говорил: “Лучшее средство в воспитании (суфия) - порицание посторонних желаний и мыслей”. В конце своей жизни шейх Аляутдин - да будет свята его могила! - жаловался на тяготы воспитания людей и говорил, что те не придают его делу значения и не заботятся о том, что они получают от него. Однажды один из сподвижников шейха Аляутдина сказал ему: “Цель (суфиев) - в [недостижимом] пределе величия. Где мне, “талибу” (начинающему суфию), найти язык [для описания истин Бога] и знание, кроме того, чем ты нас одарил? ” Шейх ответил: “Промедление [в познании] - от несовершенной способности. Вы находите, теряете меня, не придерживаетесь строгих рамок и не знаете, откуда пришло мое знание”. И сказал: “Длительность дружбы и общения с людьми Аллаха (суфиями) зависит от остроты ума человека”. Шейх Аляутдин говорил: “Я доволен шейхом Мухаммадом Парса так, как был доволен пророк Мухаммад - да благословит его Аллах и приветствует! - своими сподвижниками”. Во время своей болезни он иногда произносил наставления, иногда изрекал мудрость, иногда произносил молитву - “дога” за людей и иногда высказывал довольство и любовь. Он сказал - да будет свята его могила! - во время обострения болезни: “Я служил человеку (т.е. шейху Бахаутдину Накшбанд) сильному и обликом, и смыслом”. Он часто повторял: “В тот день скажем Мы геенне: “Полна ли ты стала? ”, - и скажет она: “Нет ли добавки? ” (Коран 50: 30) и разговаривал с духом нашего сеййида Бахаутдина Шаха Накшбанда - да будет свята его могила! - и дух шейха Бахаутдина разговаривал с ним. Однажды шейх Аляутдин Аттар говорил о перипетиях путешествия в потустороннем свете “ахират” и жизни в земном мире “дунья”. Это было за 25 дней до начала его болезни. Он сказал: “Я избрал путешествие ради “ахирата” и не вернусь с него[путешествия]! ” Его болезнь началась 2-го числа месяца Раджаб. Он перешел в райский сад Фирдоус [т.е. умер] вечером в среду 20-го числа того же месяца Раджаб в 802 году хиджры и был погребен в селении Джаганиан рядом с Бухарой. Его могила стала местом паломничества, где люди испрашивают помощи у его духа - да будет доволен им Аллах! Один из его любимых учеников - суфиев увидел шейха Аляутдина во сне после того, как прошло 40 дней со дня кончины шейха. Покойный шейх Аляутдин - да будет свята его могила! - сказал своему ученику: “То, что дал мне Господь Бог в качестве награды, выше веры самых искренних правоверных! ” Шейх Аляутдин за 7 лет до своей смерти вместе с группой своих сподвижников посетил мавзолей “дарих” нашего сеййида, шейха Бахаутдина Шаха Накшбанда. Один из его последователей во сне увидел большую палатку, которую разбил какой-то неизвестный человек. И этот ученик понял, что это палатка принадлежит пророку Мухаммаду - да благословит его Аллах и приветствует! Затем к палатке подошли наш сеййид, шейх Бахаутдин Шах Накшбанд и шейх Аляутдин Аттар для того, чтобы посетить пророка Мухаммада. Через 1 час они вышли из палатки, радостные и благодарные. Наш сеййид Бахаутдин Шах Накшбанд сказал: “Господь Бог так одарил нас щедротами, что я могу ходатайствовать и заступиться перед Богом за каждого, кто находится на расстоянии не далее 100 фарсанхов от моей могилы на все четыре стороны. Шейх Аляутдин может заступиться за каждого, кто будет находиться не далее 4 фарсанхов от его могилы. А мои любимые ученики и последователи смогут заступиться за каждого, кто будет находиться на расстоянии 1 фарсанха от их (последователей шейха) могил”. У шейха Аляутдина Аттара было много великих преемников - “хулафа”. Тайную благодать этой чистой линии - генеалогии от шейха Аляутдина Аттара воспринял
|