![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В.В. Коноваленко, СВ. КоноваленкоСтр 1 из 3Следующая ⇒
ББК 7.43 К55
В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко К55 Хлоп-топ — 2: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. — 16 с. — (Практическая логопедия). ISBN 5-296-00451-5 «Хлоп-топ-2» является продолжением пособия «Хлоп-топ» и так же ориентировано на комплексное воздействие на ребенка: развитие тонкой и артикуляционной моторики, зрительного и слухового внимания и памяти, логического мышления, звукового анализа и синтеза. Предлагаются новые нетрадиционные тренировочные упражнения для ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с детьми, имеющими речевые и психологические проблемы. Упражнения просты, доступны и не требуют ни специальной подготовки, ни сложного оборудования. Поэтому могут использоваться родителями, обеспокоенными проблемами и трудностями своего ребенка и заинтересованными в их преодолении. Предназначено пособие для педагогов (учителей-логопедов, дефекто-логов, психологов, воспитателей, гувернеров), родителей. ББК 7.43
ISBN 5-296-00451-5 Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчивая пространственная ориентировка. Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе, способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессе коррек-ционного обучения. Мы стремились к тому, чтобы тренировочные упражнения были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомительными. В пособии представлены 3 группы тренингов: 1) упражнения для развития тонкой моторики (кистей и пальцев рук), выполняемые на столе; 2) статические артикуляционные упражнения для губ, челюсти и языка, направленные на преодоление сопротивления и соответственно — на удержание заданной позы; 3) устные и письменные упражнения с элементами кодирования, Все предложенные упражнения не только не исключают традиционных артикуляционных и пальчиковых, но, наоборот, являются своеобразным продолжением, закреплением и дополнением к ним. В процессе работы очень важно не допускать переутомления ребенка. Поэтому тренировочные упражнения следует непременно чередовать с кратковременным отдыхом, дыхательной и общеукрепляющей минигимнастикой. И всегда помнить об индивидуальной дозировке! Основное назначение пособия — комплексное воздействие на ребенка, направленное на подготовку его к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге — к успешному обучению в школе. Для работы по данному пособию необходимо иметь в наличии элементарные вещи: — стол и стул, — бумагу (формат А4), — иглу для вышивания с тупым концом и широким ушком, — толстую нить, вдетую в иглу, с завязанными одним узлом обо — лоскутки неплотной мягкой толстой ткани (размер А4), — цветные шнурки (длина 60—70 см), — цветные прищепки, соответствующие по цвету шнуркам, — волчок и поролоновые мячики (диаметр 3—4 см), — ножницы с тупыми концами, — листы бумаги в крупную клетку (формат А4), — деревянную палочку (длина 4 — 5 см, диаметр 1, 5 — 2 см) или — стерильный бинт (ленту или плотную тесьму) шириной 4—5 см.
(все упражнения выполняются на столе) 1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый 2. Упражнение с поролоновым мячиком 1 (диаметр 3 — 4 3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик пооче- 4. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Выпол- няется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам. 5. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 2. Выпол- няется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе. 6. Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает 7. Упражнения с цветными шнурками (или толстыми
8. Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлоп 9. Упражнение «Умелый портной». Используется толстая
10. Упражнение «Игла — художник 1». Для этого упраж- 11. Упражнение «Игла — художник 2». Выполняется анна- совывания контуров предметов на листе бумаги. Ребенок прокалывает чистый лист бумаги по словесной инструкции («Нарисуй иголкой квадрат, треугольник, домик, мячик, солнышко и т.д.»). После окончания работы ребенок самостоятельно или с помощью взрослого анализирует получившийся результат (после рассматривания на свет). 12. Графический слуховой диктант с иглой 1. Для выпол 13. Графический слуховой диктант 2 выполняется анало 14. Упражнение «Строители». В качестве строительного 15. Слуховой диктант «Шагаем ножницами». Для диктан ти при работе с ножницами. Для этого предварительно в течение нескольких дней, а при необходимости недель, следует упражнять ребенка в правильном и безопасном пользовании ножницами до получения устойчивых навыков. При выполнении диктанта обязательно соблюдение 3 условий: — Четкое следование инструкции взрослого; — Чередование вертикальных и горизонтальных «ша- — Размеры «шагов» соответствуют четному количеству После окончания работы рассматривается вырезанная фигура. 16. Упражнение «Колечко» с деревянной палочкой (длина 17. Упражнение «Ножницы» с деревянной палочкой или 18. Упражнение «Веселые прищепки 1». На перекладине или
19. Упражнение «Веселые прищепки 2». Выполняется ана- 20. Упражнение «Веселые прищепки 3». После усвоения 21. Упражнение «Послушные пальчики». Обе ладони ребен- Вариант А. Поочередно по одному (от мизинца или от большого) пальцы сгибаются, при этом остальные остаются выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола. Вариант Б. В усложненном варианте ребенок выполняет это упражнение строго в соответствии с показом сидящего напротив взрослого, не допуская зеркального отражения. Упражнение выполняется с постепенным наращиванием темпа. И. СТАТИЧЕСКИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнения для губ без предмета Упражнение «Упрямая улыбка». Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Трубочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10—15 раз. Упражнение «Упрямая трубочка». Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10—15 раз. Упражнения для языка с водой «Нерасплескай воду» Упражнение 1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10-— 15 раз. Упражнение 2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз. Упражнение 3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10—15 раз. Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом (бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25 — 30 см, ширина — 4 — 5 см) Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд. Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. Упражнение 3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т. д. Выполняется 10 раз. Упражнение 4. В отличие от упражнения 1 бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10—15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10—15 раз. Упражнение 5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз. Упражнение 6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10—15 секунд. Повторяется до 10 раз. Упражнение 7. В отличие от упражнения 6 бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6. Упражнение 8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»). Далее упражнение выполняется так же, как упражнения 1, 6, 7.
|