Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение методов командной работы
Современный бизнес задает высокие требования и к компаниям, и к менеджерам. Кроме результативной работы каждого сотрудника, для развития бизнеса необходимо эффективное командное взаимодействие специалистов и менеджеров на всех уровнях. Только слаженная команда профессионалов может обеспечить уникальность и устойчивое конкурентное преимущество. Эксперты считают, что в современной бизнес - среде выигрывают не компании, а команды. Именно успешная командная работа позволяет достигать амбициозных целей за счет эффекта синергии. Однако не всем менеджерам удается достичь взаимопонимания со своими коллегами по команде, и не всегда руководитель способен поддерживать высокий уровень результативности совместной работы. Навыки создания и управление командой являются залогом достижения управленческих целей для многих менеджеров. Все меньше остается компаний, строящих свою работу на привлечении специалистов – одиночек. В соответствии с базовым принципом эффективности можем определить эффективность командной работы как соотношение результата деятельности команды и затрат на создание и управление командой. Результат деятельности команды – достижение (или не достижение) поставленных целей. Затраты на создание и управление командой включают затраты времени, труда и средств на подбор членов команды, а также развитие группы до уровня команды плюс затраты на управление командой. Эффективность командной работы = (Результат деятельности команды) /(Затраты на создание и управление) Если менеджер стремится создать команду, следуя только лишь моде, то вряд ли приложенные усилия окупят себя. Для решения многих бизнес – задач может быть вполне достаточно групповой работы. И только задачи определенного типа требуют применение методов командной работы. Рассмотрим на конкретном примере в ОАО «Авиакомпании «ЮТэйр» создание команды среди группы финансовых аналитиков при запуске нового проекта, например «Открытие нового рейса». Основным эффектом взаимодействия, отличающим успешную команду от простой рабочей группы, является синергия – увеличение эффективности системы по сравнению с простой суммарной эффективностью ее частей. Часто этот эффект выражают формулой 2+2=5.
Таблица 7. - Различия между рабочей группой и командой
Команда – это объединение людей, имеющих общую цель. В нашем примере группа финансовых аналитиков должна рассчитать затраты и доходы от внедрения нового проекта по открытию рейса. Каждый член команды рассчитывает определенную статью затрат, в целом формируя общие затраты. Команда – это группа людей, обладающих взаимодополняющими навыками и характерами и нуждающихся друг в друге для достижения результатов, поскольку каждый выполняет свою функцию. Каждый член команды должен следовать определенным правилам взаимодействия – как формальным, так и неформальным. В нашем примере группа авиатехников руководствуется должностными инструкциями, Положением о составе затрат и доходов, коллективным договором. К неформальным правилам можно отнести: празднование дней рождения и других праздников, помощь друг другу в трудных ситуациях, совместное посещение кафе, торговых центров, театров и так далее. Итак, основные признаки команды: 1. цель; 2. взаимодополняющие функции; 3. нормы и правила взаимодействия. Факторы, влияющие на сплоченность команды: 1. соглашение относительно целей; 2. достаточно частое личное взаимодействие способствует формированию своеобразных незримых связей между членами команды. Команды, работающие дистанционно не добиваются успеха; 3. численность – от 5 до 8 человек; 4. межгрупповая конкуренция помогает сплочению команды, а внутригрупповая конкуренция – мешает нормальной командной работе; 5. позитивный опыт взаимодействия между членами группы позволяет им чувствовать себя уверенно и комфортно при общении друг с другом, что также повышает командную сплоченность. Одна из известных моделей, описывающих ступени становления команды, - модель американского психолога Б. Такмана. Согласна Б. Такману, команды проходят пять четко определенных фаз развития: 1. Forming - стадия формирования; 2. Storming – стадия выяснение отношений; 3. Norming – стадия согласования правил; 4. Producting- стадия продуктивной работы; 5. Unforming – стадия умирания. Чтобы команда смогла «дать результат», она должна пройти через три «холостые» стадии. В результате проведенного опроса во второй главе с помощью теста «Определение текущей стадии развития команды (модель Б. Такмана)» видно, что команда находится в стадии продуктивной работы. Это является положительным фактором, свидетельствующим о сплоченности команды. На этом этапе мы видим настоящую эффективную команду с творческой рабочей атмосферой, тесными внутригрупповыми связями, самоуправлением, доброжелательными взаимоотношениями, команду, ведущую энергичную и самостоятельную деятельность по выполнению поставленных перед ней задач. На четвертом этапе – продуктивная работа – команду может поразить «звездная болезнь», что приводит к быстрому падению. На четвертом этапе (продуктивная работа) стиль лидерства – консультативный, сопряженный с непрерывным поиском возможностей по улучшению взаимодействия. На данном этапе лидер должен стремиться: · совместно с членами команды определять цели, которые были бы интересны всем сотрудникам; · искать пути повышения эффективности работы команды; · развивать навыки команды по оценке ее текущей деятельности; · признавать личный вклад участников; · развивать личный потенциал участников команды посредством обратной связи.
|