![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие рекомендации и схема психологического анализа занятия ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
1. Проводится на основе наблюдений и протокольной записи, отражающей ход урока. В протокол записываются моменты, характеризующие психологические особенности учащихся, их учебной деятельности, психологические аспекты педагогического воздействия педагога на обучаемых, особенности их личности и деятельности. 2. Анализу следует подвергать психологическую интерпретацию задач урока и их реализацию: - познавательную деятельность учащихся (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др.); -уровень внимания и эмоционально-волевую деятельность; - активизацию мотивов учения (познавательных потребностей, интересов, стремлений); - расширение знаний благодаря формированию новых понятий, представлений, развитию умений, навыков; - применение способов активизации умственной деятельности учащихся; 6) ориентацию учащихся на применение изучаемых знаний для объяснения современной жизни; - учет эмоциональных состояний и волевых проявлений учащихся на уроке; - создание психологической атмосферы общения на уроке, отношений между учащимися, между учащимися и педагогом; - проявление педагогического такта, степень личностного влияния учителя на учеников: проявление симпатии или антипатии, авторитет учителя и пр.; - особенности применения различных средств воздействия (побуждение, одобрение, ободрение, юмор, поощрение самостоятельности, совет, просьба, юмор, ирония, порицание, нотация, наказание, предупреждение о наказании, выговор, угроза и пр.); - проявление коммуникативных умений учителя: способности устанавливать контакт с одним, несколькими, с группой учащихся; умение разрешать конфликты, способствовать творческому самочувствию, свободное владение словом, мимикой, жестами, раскованность и др.). 3. Главное в психологическом анализе урока – осмысление взаимодействия педагога и учащегося. 4. Схема психологического анализа занятия такова: -место урока в системе проблемного, развивающего, ориентированного на личность обучения, его цель и задачи; -учет психологических особенностей учащихся при подготовке к занятию (взаимоотношения в группе, уровень ее организованности, подготовленность учащихся, их отношение к учению, к данному предмету); -психологические аспекты формирования направленности личности, ее социализации и социальной зрелости (воспитательные задачи урока, связанные с развитие терпимости, стойкости, смирения, свободы, противостоянием неудачам, способностью “не потерять свое лицо», преодолением эмоционального и интеллектуального шантажа и др.) пути выполнения намеченного; использование на уроке психологических знаний (о возрастных и индивидуально-типических особенностях учащихся, социально-психологической структуре класса), чтобы достичь поставленных целей. 4. Активизация познавательной деятельности учащихся: - постановка проблемы на занятии; - задействование в решении проблемы субъективного опыта учащихся; стимуляция учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки учебного материала; - обеспечение контроль и оценки не только результата, но и процесса учения; - выявление личностно значимого отношения к учебному тексту (доказательства, аргументация, аксиома); - включение в дидактический материал текстовых пояснений, указаний, примечаний, комментария, смысловых таблиц, системы учебных заданий; - организация ориентированного на личность обучения благодаря усилению мотивации учебной деятельности (самоконтролю, самооценке, вовлечению учащихся в процесс оценивания); работе с первоисточниками; -представление учащемуся свободы выбирать способы выполнения учебных заданий (для снятия эмоционального напряжения и страха ошибиться); - внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы учащегося, ее организации и оценке наиболее продуктивных; -возможность реализации индивидуальных познавательных маршрутов и программ обучения; - выявление личностных особенностей для прогноза интеллектуального роста, имеющего отношение к разнородному учебному материалу; - организация сотрудничества с учащимися, для чего определяется генератор идей, инициаторы, функциональные лидеры; использование неправильных ответов в дискуссии; - определение приемов развития внимания (устойчивости, переключения, объема, распределения), памяти (произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения, прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкости, глубины, широты, творческого и репродуктивного, различных мыслительных операций и форм), воображения (связи слова и наглядности, элементов творческого воображения, мечты и пр.). 5. деятельность и личность учащихся на уроке: - интерес учащихся разного уровня подготовленности к предмету; - степень эрудированности; - легкость усвоения материала; - активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы; -деятельность учащихся коллектива; сплоченность, организованность; аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; особенности участия отдельных учащихся в учебной деятельности (использование своего субъективного опыта, возможность рассказа об имеющихся в учебной жизни трудностях, постановка вопросов для обсуждения, положительное влияние на одногруппников, обращение за помощью, готовность ее предоставить и получить); - дисциплинированность; -умение правильно воспринимать критику и готовность поддержать действия педагога; - отношение учащихся к педагогу и друг к другу (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказка); - приемы и способы умственной деятельности (применение правил, предписаний, изложение знаний, организация восприятия учебного материала, наблюдение, запоминание, создание образов, инициатива в их использовании); 6. Характеристика личности и деятельности педагога: - знание предмета, эрудиции, разносторонность интересов; - умение доступно объяснить материал; - умение возбудить интерес к изучаемой теме; - требовательность; -такт, вежливость в общении; - умение показать практическую значимость изучаемого материала; - поддержание дисциплины на уроке; -вовлечение учащихся в активную работу на уроке; - справедливость, честность; - скромность, простота; - умение отмечать достоинства учеников; - создание благоприятной психологической атмосферы общения на уроке с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.); - учет психического состояния отдельных учащихся; - коммуникативные умения (находить выход из трудных ситуаций, самообладание, рискованность, снятие неблагоприятных эмоциональных состояний, умение предвидеть поведение отдельных учащихся; распознавание побуждений по выражению лица учащихся, экспрессивная речь, ее окраска, техника владения экспрессивным проявлением – приглашающие, осуждающие, восторженные интонации и др.); - главные достоинства личности и деятельности педагога, пути преодоления отдельных недостатков личности и коммуникативной техники. 7. организация пространства в кабинете как способ влияния на учебную деятельность учащихся; работа у доски, за партами, в группах, свободное передвижение по классу, выбор пособий, наглядного материла. 8. Общая оценка занятия, касающаяся достижения обучающих целей.
|