![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Николай Анатольевич Цветков, Пыталово.
Николай Цветков, член Союза журналистов России, преподаватель ПУ-19 г. Пыталово. Данной публикацией мы продолжаем разговор об истории и культуре псковской деревни как особом мире со своим особым мироощущением и миропониманием. Их носителями являются простые люди, жившие или живущие среди нас. Они творили и творят историю своими делами и поступками. Эта статья о них творцах народной истории.
С историей деревни и погоста тесным образом связана судьба двух братьев из семьи церковнослужителей Иоанна и Константина Знаменских. ЗНАМЕНСКИЙ ИОАНН АЛЕКСАНДРОВИЧ, 1882 г. р., уроженец д. Кокшино Красногородского р-на. Арестован 12 ноября 1930 г., осужден «тройкой» ПП ОГПУ в ЛВО 6 марта 1931 г. по ст. 58 - 10 УК РСФСР на 3 года лишения свободы. Реабилитирован 11 июля 2000 г. Знаменская Мария Александровна 1865 г.р., портниха, арестована 6 января 1930 г., в апреле осуждена «тройкой» по ст. 58-6 на 6 лет высылки в Северный край. Самров Федор Иванович 1894 г.р. был арестован в июле 1926 г. по ст.58-12 УК РСФСР. Органами ОГПУ 22 марта 1927 дело было прекращено. На 5 лет были осуждены в 1933 г. «тройкой» ПП ОГПУ в ЛВО уроженцы деревни братья малограмотный крестьянин Василий Иванович 1890 г.р. и фельдшер Иван Иванович 1897 г.р. Самровы. ЗНАМЕНСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ, 1876 г. р., уроженец Островского уезда, сын священника. Закончил Псковскую Духовную семинарию и был определен учителем церковноприходской школы в родное с. Кокшино. Женился на Лидии Михайловне, урожденной Гроздовой, двоюродной сестре св. Патриарха Тихона (Беллавина). Детей у супругов Знаменских не было. Преподавательской деятельностью будущий новомученик занимался около 15 лет, снискав уважение среди учителей и учащихся. В 1903 г. получил благодарность за усердные труды с выдачей свидетельства об этом. В 1911 г., в возрасте 35 лет, в Крестовоздвиженской церкви Архиерейского дома в Пскове архиепископом Арсением (Стадницким) рукоположен во диакона и в том же году во священника к Преображенской церкви п. Кокшино Островского уезда. Являлся членом Братства Кирилла и Мефодия. Награжден набедренником к празднику Св. Пасхи в 1916 г. Перемещен к Никольской церкви поселка Сине-Никола Опочецкого уезда. В 1920-е годы однажды ночью раздался стук в окно дома, где проживали супруги Знаменские. Один из сердобольных крестьян решил предупредить о. Константина о том, что через час их придут убивать. О. Константин с матушкой бежали в Псков. Им удалось поселиться в государственной квартире на улице Леона Поземского. Отец Константин стал служить в разных церквах, где только было, еще было возможно. В 1932 или 1933 годах их с матушкой выселили из квартиры, в которой они прожили много лет, буквально выбросив их на улицу. Нашли они приют в семье Анны Семеновны Боголюбовой, их родственницы, духовного сословия. Здесь о. Константин провел последние годы своей жизни до ареста, примерно 5 лет. Отец Константин был назначен благочинным; в последние годы служил в Димитровской церкви. К нему на дом “Приходили священники, церковнослужители с самыми различными вопросами и нуждами. Это были тяжелые годы для духовенства. В конце 1930-х годов о. Константина вызвали в НКВД. Ему предложили написать статью в местную газету, в которой он отказался бы от веры и признал свои религиозные взгляды заблуждением. В те времена многим священникам, особенно молодым, предлагали написать статью подобного рода. В центральных газетах такие публикации появлялись, (но в псковских их не было), отец Константин отказался. В конце 1930 г. по Пскову прокатилась последняя волна арестов духовенства. О. Константин в числе многих был арестован 24 декабря 1937 г. После арестов духовенства в местной газете «Колхозник» опубликовали статью, в которой сообщалось, что у арестованных было обнаружено и изъято оружие: винтовки, пулеметы, гранаты. У отца Константина Знаменского, якобы, при обыске были изъяты гранаты. Однако при аресте о. Константина в числе понятых присутствовала Мария Николаевна Благовещенская - никаких гранат она не видела. Это была явная ложь, которая огорчала родственников арестованных и усугубляла их горе. Отец Константин был осужден «тройкой» УНКВД Ленинградской обл. 30 декабря 1937 г. по ст. 58 - 10 УК РСФСР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 2 января 1938 г. Захоронен в безвестной могиле. Реабилитирован 26 июля 1989 г.
Вилис Самсон- партизан, Герой Советского Союза. С историей территории края МО «Скадинская волость» был связан на протяжении 1942-1944 г.г.. Во время рейда партизанского полка «За Советскую Латвию» командовал 3-м отрядом, который при пересечении старой границы между СССР и Латвии принял бой с полицаями и охранной ротой на строительстве гравийной дороги Абрене - Синяя Никола - Красногородск в районе деревни Кокшино. Жизнь отважного командира спасла хранящаяся «резервная» буханка хлеба. Впоследствии на территории волости действовали отряды и подотряды Фёдора Ларионова, Аджана, взвод подрывников В. М Кононова. Жители 17 деревень и хуторов были связными и агентурными разведчиками Его бригады.
После окончания войны было много безграмотных детей, да и юношей тоже. Занятия возобновились после освобождения, как в старое время в здании бывшей церкви. Работали в ней по воспоминаниям местных старожилов беженки – мать и дочь из-под Ленинграда. Наполняемость классов в Кокшинской школе достигла 30-40 человек. В связи с этим в 1949-1950 учебном году в Кокшинской начальной школе был открыт 5 класс, и она была преобразована в семилетнюю. Школа постепенно росла, а вместе с нею рос и формировался педагогический коллектив. Директорами школы в эти годы работали Антонина Гавриловна Гаврилова и Ангелина Ивановна Черножукова (Васильева). Коллектив школы в эти годы много работал по ликвидации неграмотности в своем микрорайоне, часто выступал на сцене Кокшинского клуба. В октябре 1959 г. Кокшинская семилетняя школа перешла в ведение Красногородского РОНО. Старое здание приходило в негодность и Красногородский райисполком под видом пристройки начал строительство новой школы в дрв. Бороусы. В 1960- е гг. большинство жителей трудились в отделении «Рогово» сначала свх. «Вышгородский», а затем в последующие гг. в свх. «Роговский» и АО «Русь». На 1967 г. в дрв было 22 жилых дома, на 1 января 1994 г. в деревне осталось 15 дворов, в которых проживало 29 жителей. Из старинных местных фамилий остались лишь Васильева, Соловьевы, да Фроловы, которые помнят от своих предков дороги «на Грязи», «на заставу», к «Корнеевой горке в Скадинском болоте» и т.п. Рассказывали они и о некоторых других сторонах жизни кокшинских жителей: До 1930 года жители деревни имели крестьянские хозяйства. Одна часть кокшинских крестьян пользовалась мельницей Егора Калинина, которая стояла на р.Лже и называлась Бараусовской, а другая возила зерно на Шмайловскую мельницу. На Бараусовской мельнице кроме помола зерна, в отдельном помещении «жали» масло из льняного семени. Зато на Шмайловской мельнице на втором этаже была шерстечесальня. Обе мельницы в начале ХХ века были центрами хозяйственной жизни крестьян Кокшинской округи. После окончания сельскохозяйственных работ здесь ежедневно собирались десятки местных крестьян, приехавших на подводах, груженых зерном. В ожидании своей очереди крестьяне обменивались новостями, впечатлениями о своих поездках в города. Говорили о погоде, урожае, предстоящей зимовке, о ценах на сельскохозяйственные и промышленные товары и услуги, о предстоящих свадьбах и крестинах, о похоронах. Ежегодно в Кокшино проходили две ярмарки, на которые традиционно съезжались крестьяне окрестных деревень и многочисленные торговые люди. Ярмарки открывались колокольным звоном и службой Преображенского храма и продолжались три дня. В разных местах ярмарки люди пели и плясали «Семеновну», «Сербиянку», деревенские страдания. Бойко шла торговля телегами, шорными, бондарными и гончарными изделиями, фабричным инструментом и сельскохозяйственным инвентарем, домотканной холстиной, ситцем, мужскими и женскими лаптями, изготовленными из бересты и липы, подбитыми кожей. В большом количестве продавались пиво, брага, медовуха. Ярмарки были не только формой традиционного общения, но местом заключения всевозможных сделок. Подвыпившие мужики рьяно обсуждали хозяйственные дела, ругали начальство, выясняли личные отношения, порой с помощью кулаков и кольев. К вечеру крестьяне расходились по местам постоя: в дома родственников и знакомых, в гумна и просто на берег р. Лжа, где разводили костры. На утро праздник продолжался. К концу третьего дня ярмарка затихала. Крестьяне разъезжались по домам. Красочно и весело в деревне Кокшино проходила «Масленица», праздник прощания с зимой и встречи весны. Веселье сопровождалось сожжением соломенного чучела, катанием на санках и ледянках, ездой на тройках с бубенцами и шариками, конными заездами и другими забавами. Молодежь гуляла группами с гармошкой и припевками. В избах хозяйки угощали гостей блинами с маслом и медом. В 1997 г. из-за сокращения населения закрыли сельский клуб в дрв. На 1 января 2001 г. в дрв. осталось 11 домов, в которых проживает 21 житель, в 2002 г.- 14 дв./21 жит., 2005 г.-11дв./23 жит., 2006 г.- 24 жит.
|