![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проведение промежуточных и итоговых аттестацийСтр 1 из 5Следующая ⇒
Положение об учебно-методическом комплексе по учебной дисциплине (профессиональному модулю) в Башкирском экономико-юридическом техникуме
Уфа 2014
Рассмотрено на заседании Научно-методического Совета Башкирского экономико-юридического техникума «____» ___________________ 2014г. Протокол №
I. Общие положения Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в программу учебной дисциплины (блока дисциплин) и междисциплинарных курсов плана подготовки студентов по одной из специальностей (направлению). Наличие разработанных и утвержденных учебно-методических комплексов с широким использованием инновационных методов по всем дисциплинам учебного плана является обязательным условием высшего качества подготовки специалистов и государственной аттестации и аккредитации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности. 1.1. Положение об учебно-методическом комплексе (УМК) предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех учебных дисциплин (УД) и междисциплинарных курсов (МДК), входящих в учебные планы, реализуемые на всех факультетах техникума по всем формам обучения. 1.2. Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины и междисциплинарного курса является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки специалистов. 1.3. Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебных материалов с точки зрения содержания и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу студента, а также сохранить преемственность в преподавании учебных дисциплин. 1.4. Положение об учебно-методическом обеспечении дисциплины разработано в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения». 1.5. Требования Положения должны соблюдаться всеми кафедрами.
II. Содержание учебно-методического комплекса
Обязательными компонентами УМК являются: ● Рабочая программа учебной дисциплины и профессионального модуля (междисциплинарных курсов); ● календарно-тематический план; ● опорные конспекты лекций; ● методические разработки для проведения семинарских (и/или практических) занятий по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу; ● методические разработки для самостоятельной работы студентов; ● тематика курсовых работ, методические указания по выполнению курсовых работ; ● материалы для текущего и промежуточного контроля знаний по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу (вопросы, задания, тесты, задачи и т. п.). ● методический материал для написания и защиты ВКР по специальности; ● методические указания и контрольные задания для заочников.
Дополнительно в УМК могут быть включены:
● учебник, учебное пособие, курс лекций; ● сборник задач и другие виды методических разработок; ● мультимедийный электронный ресурс; ● презентации лекций; ● видео и аудио лекции; ● другие. Образец оформления титульного листа УМК учебной дисциплины приводится в приложении 1. Характеристика и описание учебно-методических материалов содержатся в глоссарии (приложение 2). УМК формируется по УД и междисциплинарным курсам профессионального модуля на кафедре. Ответственность за содержание, форму и своевременность представления компонентов УМК несет заведующий кафедрой. Учебно-методический комплекс должен содержать следующие разделы: 1. Организационно-методический раздел 1.1 Цели и задачи изучения УД Цели и задачи изучения УД соотносятся с общими целями ФГОС СПО по специальности/направлению подготовки. В данном разделе отмечается, в какой области обеспечивается фундаментальная подготовка обучающихся, конкретизируются цели и задачи УД, установленные ФГОС СПО по специальности, определяется место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, возможность использования полученных знаний в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности.
1.2 Требования к уровню освоения профессионального модуля Требования к уровню освоения профессионального модуля соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ФГОС СПО. В данном разделе определяются основные умения, знания и практический опыт, которыми должен овладеть обучающийся в соответствии с требованиями ФГОС СПО по выбранной специальности в результате изучения МДК и прохождения практики. Данный подраздел должен отражать следующие требования к промежуточным результатам: ● освоенным компетенциям ● знаниям ● умениям ● опыту деятельности
1.3 Методические указания обучающемся Методические рекомендации по изучению УД и МДК представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучающемуся оптимальным образом организовать процесс изучения УД и МДК. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса может изучаться обучающимся самостоятельно. Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать: - советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины; - описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»; - рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; - рекомендации по работе с литературой; - советы по подготовке к экзамену (зачету); - разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса, по выполнению домашних заданий. Методические указания обучающемся должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов) и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. Методические указания должны мотивировать обучающегося к самостоятельной работе. Указывается перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых обучающимся для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также методические материалы на бумажных или электронных носителях, выпущенные кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий: рабочие тетради студентов; наглядные пособия; глоссарий (словарь терминов по тематике дисциплины); тезисы лекций; раздаточный материал и др.
Распределение часов по темам и видам учебной работы Данные этого раздела заполняются в соответствии с утвержденными учебными планами по специальностям/направлениям подготовки и формам обучения.
1.4 Содержание УД и ПМ и их методическое обеспечение Раскрывается содержание курса УД с учетом результатов современного состояния науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел составляется в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности/направлению подготовки и рабочей программы. Все разделы УД разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. ДляУД и ПМ названия разделов должны соответствовать дидактическим единицам, указанным в ФГОС. Структура этого раздела должна иметь следующий вид: 1. Название темы. 2. Вопросы лекции. 3. Краткое содержание (аннотация). 4. Ключевые термины и понятия. 5. Контрольные вопросы 6. Содержание ПМ 7. КИМы
1.5 Задания для практических и семинарских занятий Указывается цель практических или семинарских занятий, тематических дискуссий, деловых игр и их тематика. После каждой темы рекомендуется дать ссылки на учебно-методическую литературу (основная и дополнительная литература), указанную в разделе «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».
Раздел 1. Название раздела Тема 1. Название темы (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра). Задания для практического занятия или вопросы к теме. Тема 2. Название темы (форма проведения – практическое занятие, семинар, дискуссия, деловая игра). Задания для практического занятия или вопросы к теме.
1.6. Лабораторные занятия (лабораторный практикум) Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов, нормативных и технических документов и т.п.). При выполнении лабораторных работ проводятся: подготовка оборудования и приборов к работе, изучение методики работы, воспроизведение изучаемого явления, измерение величин, определение соответствующих характеристик и показателей, обработка данных и их анализ, обобщение результатов. В ходе проведения работ используются план работы и таблицы для записей наблюдений. При выполнении лабораторной работы обучающегося ведет рабочие записи результатов измерений (испытаний), оформляет расчеты, анализирует полученные данные путем установления их соответствия нормам и/или сравнения с известными в литературе данными и/или данными других обучающихся. Окончательные результаты оформляются в форме заключения. В данном разделе указывается перечень средств обучения, формулируется цель проведения и содержание каждой лабораторной работы. Каждая лабораторная работа должна сопровождаться методическими указаниями (рекомендациями)по ее выполнению, включенными в рабочую программу или оформленными в виде отдельного приложения к рабочей программе. В каждом практическом, семинарском и лабораторном занятии указывается рекомендуемая литература. Основная литература по теме (например [1, 2, 3...]) Дополнительная литература по теме (например [1, 2, 3...]). 1.7. Тематика курсовых, контрольныхработ, рефератов и методические указания по их выполнению В данном разделе приводятся тематика курсовых, контрольных работ, рефератов, раскрывается их цель и задачи, требования к содержанию, объему и оформлению, даются рекомендации по их выполнению, если они предусмотрены.
1.8 Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Для оценки образовательных результатов в рамках ФГОС разрабатываются задания, тесты, тексты для заданий. Контрольные вопросы могут быть указаны для конкретного занятия или в целом по теме. Приводятся задания, которые должны выполняться студентом вне аудитории для углубления знаний по теме. Они могут быть указаны для конкретного занятия или в целом по теме. Задания приводятся в данной части раздела или издаются отдельно. В последнем случае дается ссылка на конкретное издание. К заданиям предъявляются следующие требования: ● комплексность видов; ● разнообразие степеней сложности; ● конкретность, ясность формулировки; ● тесная связь с теоретическим программным материалом; ● оптимальность объема в соответствии с нормами времени на самостоятельную работу студента; ● доступность содержания; ● отсутствие организационных трудностей в выполнении. При необходимости также указываются краткие теоретические пояснения, описание последовательности выполнения задания, характеристика приемов и методов работы.
1.9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.9.1 Литература Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература для УД и ПМ в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной. В список основной литературы (не более 5 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, имеющиеся в библиотеке БЭК в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров, в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности 0, 5 экземпляра на одного обучающегося очной формы обучения и степени «устареваемости». Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ или УМО по соответствующей специальности, которые изданы и имеются в продаже. В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся в библиотеке БЭК. В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания. Список литературы может также включать дополнительно рекомендуемую литературу для углубленного изучения и самостоятельного поиска в городских библиотеках и сети Интернет, а также для приобретения в личную библиотеку: ● справочно-информационные издания (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т.д.); ● официальная (сборники нормативно-правовых документов, законодательных актов и кодексов); ● первоисточники (исторические документы и тексты, литература на иностранных языках); ● научная и научно-популярная литература (монографии, статьи, диссертации, научно-реферативные журналы, сборники научных трудов, ежегодники и т.д.); ● периодические издания (профессиональные газеты и журналы); и т.д. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 (старый) или ГОСТ 7.1-2003 (новый) «Библиографическое описание документа». Перечень литературы составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов, со сквозной нумерацией. Указываются также: название, вид учебной литературы, наименование издательства, год издания, количество страниц. Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в БЭК новой литературы – в виде дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу дисциплины в виде вкладыша.
1.9.2 Материально-техническое и информационное обеспечение УД и ПМ Указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения УД и способы их применения: ● компьютерное и мультимедийное оборудование; ● приборы и оборудование учебного назначения; ● пакет прикладных обучающих программ; ● видео-, аудиовизуальные средства обучения; ● электронная библиотека курса; ссылки на Интернет-ресурсы и др.
1.10 Самостоятельная работа студентов В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий. С введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает, поскольку необходимым условием формирования компетенций выступает включение обучающихся в профессиональную (квазипрофессиональную) деятельность. В таких ситуациях обучающийся должен реализовывать целостный цикл самоуправления деятельностью: от постановки (или принятия) ее цели на основе анализа ситуации до выбора способов осуществления деятельности и оценки ее результатов. ФГОС НПО/СПО предусматривают новое качество планирования самостоятельной работы обучающихся (с ориентацией на образовательные результаты). Основные позиции организации самостоятельной работы отражаются в рабочих программах профессиональных модулей и учебных дисциплин ОПОП. Так, в рабочей программе профессионального модуля в составе ОПОП показатели трудоемкости самостоятельной работы (в час.) указываются по всем входящим в его состав разделам в п. 3 «Структура и примерное содержание профессионального модуля» (3.1 «Тематический план профессионального модуля»). В обозначенную трудоемкость самостоятельной работы входит время, отводимое на выполнение курсовой работы (проекта), если это предусмотрено учебным планом. Тематика самостоятельной работы по каждому разделу профессионального модуля расписывается в п. 3.2. «Содержание обучения по профессиональному модулю». Если содержание обучения представляется в дидактических единицах, то планирование самостоятельной работы происходит в разрезе конкретных заданий в строке «Примерная тематика домашних заданий по разделу профессионального модуля», «Примерная тематика курсовых работ (проектов)» (если предусмотрено). В рабочей программе учебной дисциплины (в том числе -междисциплинарного курса) в разделе 2 «Структура и примерное содержание учебной дисциплины» указываются показатели трудоемкости самостоятельной работы. Примерная тематика самостоятельной работы расписывается в разделе 2.2 «Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины» по каждой теме учебной дисциплины (междисциплинарного курса). При этом указываются не только объемы времени, выделяемого на самостоятельную работу по каждой теме, но и регламентированные уровни освоения учебного материала К различным видам самостоятельной работы относятся: - текущая работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы; - поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме дисциплины, курса; - домашние задания репродуктивного характера, предусматривающие решение задач, выполнение упражнений и т.д.; - подготовка к практическим, семинарским занятиям, к контрольной работе, к зачету, экзамену; - написание реферата по заданной проблеме; - домашние задания реконструктивного характера, применение знаний в новых условиях, моделирование, разрешение проблемных ситуаций; - выполнение учебно-исследовательской работы; - подготовка прикладных работ; - участие в научно-практических конференциях и семинарах; - лабораторное наблюдение и экспериментирование; - составление технологических схем и расчетов; - выполнение чертежей, схем, расчетно-графических работ; - решение ситуационных производственных (профессиональных) ЗАДАЧ; - анализ статистических и фактических материалов по заданной теме; - составление моделей и схем на основе статистических материалов; - работа в студенческих научных обществах, кружках, объединениях; - подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; - упражнения на тренажерах, упражнения спортивно-оздоровительного характера; - другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой образовательным учреждением и органами студенческого самоуправления (самоуправления учащихся) и т.д. Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.
Проведение промежуточных и итоговых аттестаций Для контроля результатов обучения кроме традиционной системы используются тестовые технологии (система тестов различного назначения; разных видов - с альтернативным ответом, на исключение лишнего, с множественным выбором, на установление соответствия, на восстановление последовательности; открытые вопросы со свободными краткими ответами, с заданными ограничениями). Технология внутреннего контроля результатов учебного процесса предусматривает создание единого инструментария тестирования, обработки и представления результатов. В ОУ должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и МДК профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины, МДК в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п. Оценка качества подготовки осуществляется в двух направлениях: - оценка уровня освоения учебных дисциплин (академическая составляющая); - оценка профессиональных компетенций обучающихся (профессиональная составляющая). Оценка общих компетенций нигде не локализована («рассредоточенная ответственность» за их формирование). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции («субкомпетенции»). Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации и сертификации по результатам освоения ВПД (ПМ) – разрабатываются и утверждаются ОУ после предварительного положительного заключения работодателей.
|