Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсовСтр 1 из 4Следующая ⇒
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 1. Задачи экономического механизма окружающей природной среды. 2. Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов 3. Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. 4. Договорность и лицензирование природопользования 5. Лимитирование природопользования. 6. Платность природопользования – см.отдельный файл. 7. Экономическое стимулирование охраны окружающей природой среды. Задачи экономического механизма окружающей природной среды. Противостояние экономики и экологии - одна из узловых проблем охраны окружающей природной среды. До сих пор ее пытались решить в основном путем применения административно-правовых методов воздействия на основе применения запретов и ограничений, мер административного и уголовного наказания. Такой метод регулирования отношений в области охраны окружающей природной среды не принес ожидаемого эффекта. Законодательство предусматривает включение в механизм регулирования экологических отношений средства экономического стимулирования. Мысль проста: охрана окружающей природной среды только тогда принесет необходимый результат, когда станет составной частью самого хозяйственного механизма, когда она будет экономически выгодна хозяйственному субъекту. Действующее законодательство предусматривает следующие составные элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды: – учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов; – планирование и финансирование мероприятий и программ по охране окружающей природной среды; – лицензирование; – лимитирование; – договорность; – платность природопользования; –экономическое стимулирование. Но это одна из сторон эколого-экономической деятельности. Другая состоит в формировании банка, а затем и рынка экологических услуг. В структуру рынка экологических услуг на территории Российской Федерации входит: экологическая информация, эколого-экономическое лицензирование и аккредитация, экологическая сертификация, освоение экологически чистой технологии, услуги по оценке и компенсации экологического ущерба, автоматизированная система оценки воздействия на состояние окружающей природной среды, экологическое страхование, правовое обслуживание, сервисное обслуживание в сфере особо охраняемых природных территорий и объектов.
Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов Для комплексного учета природных ресурсов на территории субъектов РФ и муниципальных образований специально уполномоченные на то органы в области охраны окружающей природной среды разрабатывают и ведут кадастры природных ресурсов, которые служат основой для дифференциации платы за использование природных ресурсов. Данный документ содержит систему необходимых сведений и документов: а) о правовом режиме использования конкретного ресурса; б) о распределении по категориям, по собственникам, ресурсовладельцам, ресурсопользователям и арендаторам; в) качественной характеристике и народнохозяйственной ценности ресурса. Данные кадастровой оценки ресурсов используются при: планировании использования ресурсов; их предоставлении и изъятии, определении платежей за использование, восстановление, ресурсоустройстве, оценке рационального использования ресурсов. Органы, на которые возложены функции по ведению природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными нормативными актами. Например согласно Земельному кодексу Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов: а) о правовом режиме земель; б) об их распределении по категориям, по собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам; в) качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. Ведение земельного кадастра поручено Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзему). Количественный и качественный учет животного мира веведет Министерство природных ресурсов России, в составе которого имеется управление растительными и биологическими ресурсами, отдел охраны животного мира. Учет и оценку состояния охотничьих животных ведут управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхоза Российской Федерации, Госохотинспекция, общественные организации (Росохотрыболовсоюз), рыбных запасов — Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство России). Государственный лесной кадастр ведет Федеральная служба лесного хозяйства России. Он содержит в себе перечень сведений о количественном и качественном составе лесов РФ по породному составу (сосна, ель, береза, пихта, лиственница, кедр, дуб, бук и другие деревья), по категории защитности (особо охраняемые леса первой группы, прочие леса первой группы, леса второй группы, леса третьей группы), по видам лесных пользований (основным – заготовка древесины и живицы, побочным — сбор грибов и ягод, сенокошение, пастьба скота, раскорчевка пней, заготовка лекарственного сырья и т. п.), по воспроизводству лесов. Данные лесного кадастра широко используются для определения лесосырьевых баз лесозаготовительных организаций, проведения лесовосстановительных работ, работ по реконструкции леса, замены малопродуктивных деревьев высокопродуктивными породами, для перевода лесных площадей в нелесные, организации природных парков, особо охраняемых лесных массивов и других мероприятий по охране и рациональному использованию лесных ресурсов. Своеобразным кадастром природных ресурсов служит Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Функции кадастра выполняет реестр природно-заповедных объектов, где содержатся природно-экологические характеристики природных заповедников, заказников, национальных природных парков, памятников природы. Такой кадастр обязано вести Минприроды России, на которое возложено руководство всем природно-заповедным делом в России. Наконец, к числу кадастровых документов надо отнести учет загрязнителей окружающей среды, проводимый по количеству и составу выбросов, сбросов, учет размещения отходов по составу и токсичности.
Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды Финансово-кредитный механизм природопользования, предусмотренный законодательством, ориентирован на развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования данной сферы. Бюджеты всех уровней выступают основным источником финансирования затрат на природоохранные цели. Поэтому следует осуществлять нормированное сочетание централизованных и децентрализованных методов финансирования природоохранной деятельности. Предусмотрены три основных источника финансирования мер по охране окружающей природной среды: бюджетные, внебюджетные, собственные средства. Бюджетные средства планируются Федерацией, субъектами Федерации, местными органами самоуправления. Внебюджетными источниками финансирования являются различные фонды экологического страхования, экологические фонды, создаваемые в Российской Федерации, республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах, районах. Законодательство предусматривает, что предприятия, учреждения и организации могут использовать собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды за счет следующих источников: – амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям – поступлений по искам в счет возмещения ущерба предприятию от – государственных средств целевого природоохранного назначения; – части прибыли. Каждая экологическая программа (природоохранное мероприятие) в зависимости от ее значения финансируется соответственно из федерального, субъекта Федерации, местных бюджетов. Перечень основных экологических программ (природоохранных мероприятий) федерального значения определяется Минприродных ресурсов Российской Федерации и утверждается Правительством России и Государственной думой Российской Федерации. Программы и мероприятия регионального и местного уровней определяются соответствующими органами власти непосредственно в каждом регионе. Важным источником формирования средств для проведения природоохранных мероприятий должны стать краткосрочные и долгосрочные кредиты банков. Система кредитования должна быть ориентирована на создание приоритетных условий финансирования природоохранных мероприятий по сравнению с другими видами. Это может выражаться в первоочередности кредитования, получения кредита на льготных условиях (под пониженный процент). Материально-техническое обеспечение природоохранительных мероприятий может быть централизованным, децентрализованным, целевым. Централизованное обеспечение осуществляется по заявкам предприятий, организаций в соответствии с запланированными к исполнению мероприятиями, финансируемыми по федеральному или республиканскому бюджету. Целевое — сообразно утвержденным целевым экологическим программам. Децентрализованное — по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами о выполнении соответствующих экологических услуг.
|