Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Договорность и лицензирование природопользования
Правовая основа регулирования отношений по рациональному использованию природных ресурсов предусматривает процедуры лицензирования и заключения договоров на природопользование. Функции распоряжения природными ресурсами возлагаются на органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления, что нашло отражение в предоставлении им права заключать договоры на комплексное природопользование. Договор заключается с природопользователем на основании лицензии (разрешения) на комплексное природопользование и специальных разрешений (лицензий) на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства, на использование (изъятие) отдельных видов природных ресурсов субъектами хозяйственной деятельности. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории. Договор на комплексное природопользование — это документ, закрепляющий право субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности заниматься определенными видами деятельности, связанными с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую природную среду в определенных границах и на определенных условиях. Договор на комплексное природопользование заключается между исполнительным органом власти и субъектом предпринимательской деятельности или предприятием. В договоре на комплексное природопользование указываются: границы, перечень, количественная и качественная характеристики предоставляемых в пользование территорий и природных ресурсов. Экологические требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности на данной территории (условия природопользования): требования приоритетного природопользования; лимиты и нормативы использования (изъятия) природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды; временные и сезонные ограничения хозяйственной деятельности, например в периоды массовых миграций, размещения, зимовки животных и т.п.; требования по соблюдению установленных охранных режимов, по сохранению особо ценных природных комплексов, видов растений и животных, установленных для данной территории; особые требования к применяемым технологиям; мероприятия и нормативы затрат на охрану и воспроизводство природных ресурсов; размер и порядок внесения платы за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды; размеры и порядок выплат компенсационных платежей, связанных с выводом природных ресурсов из общего пользования. Срок действия договора. Ответственность сторон в случае нарушения требований, указанных в договоре, а также вследствие нарушений природоохранного законодательства. Иные условия. Компетенция органов исполнительной власти в области регулирования отношений по природопользованию: — предоставление во владение, постоянное пользование или аренду природных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации, прекращение или ограничение права владения, постоянного пользования, расторжение договоров о пользовании (аренде); — организация взимания платы за право пользования природными ресурсами и за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов; — организация контроля за охраной природной среды и использованием природных ресурсов. Права и обязанности природопользователей. Природопользователи имеют право: — участвовать в разработке и принятии решений, осуществление которых связано с экологически вредным воздействием на природную среду, и в контроле за их выполнением; — на возмещение потерь и убытков, связанных с досрочным расторжением договора, ухудшением состояния природной среды и природных ресурсов не по вине природопользователя; другие права, согласованные обеими сторонами. Природопользователи обязаны: эффективно использовать природную среду и природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и требованиями приоритетного природопользования, улучшать состояние природной среды, рационально использоватьзапасы природных ресурсов, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результатеосуществления хозяйственной деятельности; — своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды; — своевременно предоставлять в органы исполнительной власти территории и органы Минприроды ресурсов России установленные законодательством Российской Федерации сведения о состоянии природной среды и использовании природных ресурсов; — возмещать потери и убытки, допущенные в результате истощения и загрязнения природной среды и природных ресурсов. Порядок заключения договоров. Природопользователь, заинтересованный в использовании природных ресурсов (объектов) территории, обращается в исполнительный орган власти соответствующего уровня с заявкой на природопользование и прилагаемым к нему проектом намечаемой хозяйственной деятельности. Исполнительный орган власти организует проведение экологической экспертизы, обеспечивает рассмотрение на конкурсной основе поданных заявок и выдачу природопользователю специальных разрешений (лицензий) на использование каждого природного ресурса. Специальные лицензии на отдельные виды природопользования выдаются органами управления водными, лесными и биологическими ресурсами, недрами на основании региональных лимитов использования природных ресурсов и выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, утверждаемых органами Минприроды России. После получения специальных лицензий территориальные органы Минприроды России выдают лицензию на комплексное природопользование. Лицензии на комплексное природопользование выдаются субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и не подлежат передаче другим юридическим и физическим лицам. Лицензия на комплексное природопользование является основанием для заключения договора. Порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование разрабатывается Минприродных ресурсов России. За несоблюдение установленного порядка норм и правил пользования природной средой и природными ресурсами природопользователи несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации, и нормативными актами территориальных образований. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ими вреда. Действие договора может приостанавливаться или аннулироваться. Лицензирование природопользования — система мероприятий, направленных на регулирование природопользования посредством разработки экологических регламентации и ограничений и выдачи лицензий (разрешений) на природопользование. Лицензирование природопользования является одним из элементов государственного контроля и управления природопользованием и охраны окружающей природной среды. Лицензия (разрешение) на природопользование — это документ, регулирующий взаимоотношения между специально уполномоченными государственными органами в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, с одной стороны, и природопользователем — с другой. Лицензия устанавливает, исходя из экономической ситуации, состояния природных ресурсов и государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности природопользователем на конкретной основе. Лицензирование природопользования осуществляется в форме выдачи лицензий на комплексное природопользование, а также специальных разрешений на использование отдельных видов природных ресурсов и выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Лицензия на комплексное природопользование оформляется природопользователем после получения положительного заключения экологической экспертизы, на основе специальных лицензий и служит условием для заключения договора на комплексное природопользование. Лицензии на комплексное природопользование выдаются республиканскими, краевыми, областными органами Минприроды России и не подлежат передаче другим юридическим и физическим лицам. В схематичной форме этапы процедур лицензирования и заключения договоров на ПП и ООС представлены в Приложении 1.
|