Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.2. Искусство скоморохов






Раздел I. Древнерусский театр

 

Тема 1.1. Народные истоки русского театра

Понятие народного театра. Театральные элементы в русском народном творчестве. Театральная терминология, исторические корни и эволюция («театр», «драма», «комедия», «потеха», «позорище», «игрище», «игра», «действо»). Элементы театра и драмы в древнерусских обрядах и играх. Типы игрищ: игрища карнавального и хороводного типов, их признаки (Масленица, Семик-троица, проводы русалок и др.). Эволюция обрядовых действ (игрищ). Народные драматические игры.

Влияние народной смеховой культуры на формирование театра в России. Три основных вида смеховой культуры (по М.Бахтину): обрядово-зрелищные формы; словесные смеховые произведения, устные и письменные; различные формы и жанры фамильярно-площадной речи.

Тема 1.2. Искусство скоморохов

Скоморохи – первые представители профессионального актерского искусства. Упоминание о скоморохах в исторических документах и летописях. Теория происхождения скоморохов. Оседлые и бродячие скоморохи. Многообразие деятельности скоморохов. Виды скоморошьего искусства.

Скоморохи–кукольники. Разновидности русского кукольного театра. Театр Петрушки и его социальная направленность. Драматургическое своеобразие «Петрушечной комедии». Особенности представлений. Профессиональные приемы скоморохов–кукольников.

Вертеп как разновидность русского кукольного театра. Происхождение, устройство вертепа. Две традиции русского вертепа. Художественные особенности вертепной драмы. Репертуар русских вертепных представлений.

Русский раёк («потешная панорама») – театр одного актера. Истоки райка. его характерные черты. Элементы социальной сатиры в комментариях раешников. Разделение русского кукольного театра во второй половине XIX века на две ветви: балаганную и бытовую (бродячую, временную). Появление профессионалов-кукольников. Способы кукловождения.

Скоморохи с дрессированными животными. Охотничьи обряды древних славян - источники Медвежьей потехи. Причины распространения Медвежьей потехи в России. Медвежий бой, медвежья травля и медвежья комедия – три части Медвежьей потехи. Исторические сведения о Медвежьей потехе. Осуждение Медвежьей потехи в «Домострое», церковных указах и постановлениях. Школы дрессированных медведей (Сергачский уезд, Сморгонская Академия). Способы дрессировки животных и сюжеты Медвежьей комедии. Устройство представлений.

Борьба царского правительства и церкви против скоморохов. Митрополит Иосаф и протопоп Аввакум о скоморохах. Запрещение скоморохов царем Алексеем Михайловичем. Значение искусства скоморохов в формировании русской театральной культуры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал