![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актерское искусство Александринского театра
Второй половины XIX века Кризис в труппе Александринского театра во второй половине XIX века. Снижение идейно-художественного качества репертуара. Отрыв его от передовой русской реалистической драматургии, проблем современной действительности. Неполноценность сценического раскрытия некоторых пьес Островского, Сухово-Кобылина и др. Отсутствие ансамбля. Расслоение труппы в середине 70-х годов XIX века. Смена оперного и опереточного репертуара реалистической драматургией, выход из кризиса к 80-м годам, консолидирование труппы. Новый этап в истории Александринской сцены. Выдающиеся мастера сцены Александринского театра. Савина М.Г. (1850-1915) – крупнейшая актриса Александринского театра последней четверти XIX – начала XX века. Особенность творческого дарования, формирование таланта Савиной. Влияние на репертуар Александринского театра. Участие Савиной в продвижении пьесы Л.Толстого «Власть тьмы» на русскую сцену. Работа над образом Акулины. Запрет премьеры. Савина в роли Ларисы Огудаловой («Бесприданница» Островского). Роль Верочки в «Месяце в деревне» Тургенева – одно из самых больших достижений актрисы. Савина в пьесах Островского, Гоголя, Чехова и западных драматургов. Увлечение пьесами современных западных драматургов. Протест против женского бесправия. Разрушение традиционного амплуа инженю. Воплощение актрисой волевого жизнеутверждающего характера своих современниц. Кризис творчества в последний период. Общественно-театральная деятельность Савиной. Стрепетова П.А. (1850-1903). Провинциальный период творчества. Выступления на сценах Самарского драматического театра, Александринского театра. Особенности творческого дарования Стрепетовой. Этапные роли: Катерина («Гроза» Островского), Лизавета («Горькая судьбина» Писемского), Матрена («Власть тьмы» Толстого). Борьба Стрепетовой за русскую классическую и современную реалистическую драматургию. Травля Стрепетовой дирекцией императорского театра. Переплетение личной судьбы и сценических образов актрисы. Главная тема ролей Стрепетовой – трагическая судьба женщины из народа. Давыдов В.Н. (1849-1925) – крупнейший мастер русского театра конца XIX–начала XX века. Основные этапы творческого пути. Формирование артистического таланта Давыдова в провинциальном театре. Дебют на казенной сцене. Щепкинские и мартыновские традиции в искусстве Давыдова. Роли в русской классической комедии Грибоедова (Фамусов), Гоголя (Городничий, Подколесин), Островского (Хлынов, Каркунов, Бальзаминов), Тургенева (Кузовкин), Сухово-Кобылина (Расплюев). Характерные особенности игры Давыдова: тонкий комизм, обдуманность деталей, умеренный грим, интонационное разнообразие, пластическая и мимическая выразительность. Чеховские образы Давыдова (Фирс, Чебутыкин). Методы работы над ролями. Стремление к достижению сценической правды. Гармоничное сочетание в искусстве Давыдова интеллектуальных и эмоциональных начал. Педагогическая деятельность Давыдова. Ученики Давыдова. Взгляды на актерское искусство. Давыдов о причинах упадка современного актерского искусства. Варламов К.А. (1848-1915) – выдающийся актер русского реалистического театра, «царь русского смеха», «русский Фальстаф». Обширность репертуара Варламова. Исключительная природная одаренность актера: юмор, сценическое обаяние, музыкальность. Работа в любительском театре. Провинциальный период творчества. Дебют на сцене Александринского театра. Репутация актера–комика. Манера игры: богатство творческой фантазии, импровизация, интонационное разнообразие, приемы буффонады и т.д. Стихийная сила темперамента актера. Исполнение Варламовым ролей в русской классической драматургии: Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина. Муромский в «Свадьбе Кречинского» и Варравин в пьесе «Дело» Сухово- Кобылина. Роль Осипа в «Ревизоре» Гоголя. Яичница в «Женитьбе» Гоголя. Сохранение собственной неповторимой индивидуальности в ролях, переходы от яркой буффонады до тонкого и глубокого психологизма. Варламов – обладатель редкостного таланта актерской импровизации. Положение Варламова в Александринском театре. Контрольные вопросы 1. Истоки русского театра. Театральная природа обрядов и игрищ. Народные драматические игры. 2. Скоморохи. Теория происхождения скоморохов. Виды скоморошьего искусства. 3. Традиции русского кукольного театра. Скоморохи-кукольники. Театр Петрушки. Вертеп и особенности вертепной драмы. Раек – театр одного актера. 4. Художественное своеобразие устной народной драмы XVII-XVIII веков. «Лодка», «Царь Максимилиан». 5. Школьный театр в России. Эстетика школьного спектакля. 6. Пути становления театральной культуры в России. 7. Создание государственного театра при дворе царя Алексея Михайловича в 1672 году. Труппа Иоганна Готфрида Грегори. 8. «Артаксерксово действо» - первый спектакль русского театра. 9. Общедоступный театр при Петре I. Труппа Кунста и репертуар театра. 10. Первый дворянский театр при Сухопутном Шляхетном корпусе. Творческая деятельность А.П.Сумарокова по созданию театра в России. 11. Формирование драматургии классицизма. Драматургия А.П.Сумарокова. 12. Драматургия М.В.Ломоносова. 13. Театр «охочих комедиантов» и ярославская труппа Ф.Волкова. Актеры труппы Ф.Волкова. Учреждение государственного публичного театра в 1756 году. 14. Ф.Г.Волков – первый актер русского театра. Творческий путь актера Ф.Волкова. Волков в роли Гамлета. 15. Основные тенденции развития драматургии последней трети XYIII века. Комическая опера. Сентиментальная драма. Трагедия. 16. Д.И.Фонвизин и театр. Комедия Фонвизина «Недоросль». 17. Развитие жанра трагедии в последней трети ХVIII века. Трагедии Я.Б.Княжнина. 18. Развитие жанра комедии в последней трети ХVIII века. «Ябеда» В.В.Капниста. 19. И.А.Крылов – драматург. Шутотрагедия «Трумф, Или Подщипа». 20. И.А.Дмитриевский. Его роли. Попытки реформы классицистической манеры игры. Педагогическая деятельность Дмитревского. 21. Актерское искусство второй половины XYIII века. 22. Крепостной театр в России. Актеры крепостного театра. 23. Крепостные театры Шереметевых. Актриса крепостного театра Шереметевых – П.И.Ковалева-Жемчугова. 24. Театр Н.Б.Юсупова в Архангельском. Пьетро Гонзаго. 25. Русский театр первой четверти XIX века. Драматургия В.А. Озерова. 26. А.А.Шаховской – драматург, педагог, режиссер и теоретик театра. 27. Актерское искусство русского театра первой четверти XIX века. Трагические актеры А. Яковлев, Е. Семенова. 28. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и ее роль в истории русского театра. 29. Реформа русской комедии в творчестве А.С. Грибоедова. Язык комедии «Горе от ума». 30. Творческий путь А.С.Пушкина-драматурга. Взгляды Пушкина на драму и театр. 31. Драматургическое наследие А.С.Пушкина и его влияние на русский театр. 32. Трагедия А.С.Пушкина «Борис Годунов». 33. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. 34. Русский театр и драматургия второй четверти XIX века. Драматургия романтизма. «Маскарад» М.Ю.Лермонтова. 35. Влияние традиций западноевропейской романтической драматургии на драму Лермонтова «Маскарад». Литературные источники драмы Лермонтова «Маскарад» 36. Сценический романтизм. Творчество П.С.Мочалова и В.А. Каратыгина. В.Г.Белинский о Мочалове и Каратыгине. 37. П.С.Мочалов в роли Гамлета. Творческий метод актера. 38. Творческий путь актера В.А.Каратыгина. 39. Русский водевиль - истоки и эволюция жанра. Водевильный репертуар русского театра в 30-40 гг. 19века. 40. Русский водевиль. Роль водевиля в становлении актерского искусства в России. Н.О.Дюр, В.Н.Асенкова, В.И.Живокини. 41. Творческий путь Н.В.Гоголя–драматурга. Гоголь о театре и драматургии. 42. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» и ее первые постановки. 43. «Женитьба» Н.В. Гоголя. История создания пьесы. 44. Образ игры в комедии Н.В.Гоголя «Игроки». 45. «Миражная интрига» в комедиях Гоголя. 46. Гипербола и гротеск в комедиях Гоголя. 47. Архитектоника гоголевских комедий. Театральная реформа Н.В.Гоголя. 48. Реалистические тенденции в творчестве актера А.Е.Мартынова. 49. Взгляды М.С.Щепкина на театр. 50. М.С.Щепкин – основатель реалистической школы в русском актерском искусстве. Роли Щепкина в театре. 51. М.С.Щепкин – создатель образа «маленького человека» на русской сцене. 52. Драматургия И.Тургенева. «Месяц в деревне»- художественные особенности пьесы. Новаторство Тургенева- драматурга. 53. В.Г.Белинский о театре и драматургии. 54. Драматургия А.Н.Островского и ее роль в истории русского театра. 55. Образ молодой женщины в драматургии Островского. 56. Социальные срезы общества в творчестве Островского. 57. Пьесы о театре и актерах в творчестве Островского. Борьба Островского за национальный театр. 58. Театральная реформа А.Н.Островского. Идея народного театра в творчестве Островского. 59. «Артистический кружок» и его цели. Островский на посту заведующего репертуаром и школой Московского императорского театра. 60. Художественные особенности комедий Островского. Язык драматургии Островского 61. Русская драматургия второй половины XIX века. 62. Драматургия И.С.Тургенева и натуральная школа 40-х годов. 63. Мастера Малого театра (Л.П.Никулина-Косицкая, С.В.Шумский, И.В.Самарин) 64. Мастера Александринской сцены (В.В.Самойлов, П.В.Васильев, Ю.Н.Линская) 65. Сатирическая драматургия 60-х годов 19 века. Драматическая сатира М.Е.Салтыкова-Щедрина. 66. Драматическая трилогия А.В.Сухово-Кобылина. «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» 67. Исторические драмы А.К.Толстого. 68. Драматургическое наследие Л.Н.Толстого. Взгляды Толстого на театр и драматургию. 69. Проблемы драматургии и сценической интерпретации драм Л.Н.Толстого. 70. «Власть тьмы» - драма Л.Н.Толстого. Сценическая судьба пьесы. 71. Щепкинские традиции в искусстве актеров Малого театра. Династия актеров Садовских. 72. Режиссерские искания А.П. Ленского. 73. Эволюция творчества Г.Н.Федотовой. 74. Романтические традиции в искусстве М.Н.Ермоловой и А.И.Сумбатова-Южина. 75. Искусство актеров Александринского театра в последней четверти XIX века. К.А.Варламов, 76. Искусство актеров Александринского театра в последней четверти XIX века. В.Н.Давыдов. 77. М.Г.Савина. Этапы творчества. 78. Творчество П.А.Стрепетовой. Самарский период творчества актрисы. 79. Частные театры и провинциальная сцена на рубеже XIX - XX вв. 80. Основные тенденции развития русского театра в конце XIX века.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Пьесы · Артаксерксово действо · Лодка. Царь Максимилиан · Сумароков А.П. Хорев. Дмитрий Самозванец. Синав и Трувор (по выбору) · Фонвизин Д.И. Бригадир. Недоросль · Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский · Капнист В.В. Ябеда · Аблесимов А.О. Мельник-колдун, обманщик и сват · Озеров В.А. Фингал. Дмитрий Донской · Крылов И.А. Модная лавка. Подщипа (Трумф). Урок дочкам · Шаховской А.А. Новый Стерн. Урок кокеткам, или Липецкие воды · Грибоедов А.С., Хмельницкий Н.И., Шаховской А.А. Своя семья, или Замужняя невеста · Грибоедов А.С. Молодые супруги. Горе от ума · Пушкин А.С. Борис Годунов. Маленькие трагедии · Лермонтов М.Ю. Маскарад · Гоголь Н.В. Ревизор. Женитьба. Театральный разъезд после представления новой комедии · Тургенев И.С. Нахлебник. Холостяк. Месяц в деревне. Провинциалка · Некрасов Н.А. Осенняя скука · Ленский Д.Т. Лев Гурыч Синичкин · Островский А.Н. Свои люди – сочтемся. Бедность не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Лес. Волки и овцы. Последняя жертва. Бесприданница. Таланты и поклонники. Без вины виноватые (8-10 пьес по выбору) · Писемский А.Ф. Горькая судьбина · Салтыков–Щедрин М.Е. Смерть Пазухина. Тени · Сухово-Кобылин А.В. Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина · Толстой А.К. Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович · Толстой Л.Н. Власть тьмы. Плоды просвещения. Живой труп
|