Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 15. 2. Дыхательное упражнение






1. Растяжка «Лучики». И.п. — сидя на полу.

2. Дыхательное упражнение. И. п. — сидя на полу. Выдох­нуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза пол­ностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что видите, — все изгибы и формы, линии и углы. Сначала по­ пробуйте замечать только темное, затем — только светлое.

3. Глазодвигательное упражнение. То же. И. п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И. п. — сидя на полу. Усложнениена каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.

 

«Волна».

«Лягушка».

«Лезгинка».

«Змейка».

Усложнениеупражнения выполняются с легко прику­шенным языком и закрытыми глазами.

«Массаж ушных раковин».

«Паровозик».

«Рисующий слон».

«Сова».

5. Функциональное упражнение «Птенцы». Цель: развитие концентрации внимания и навыков совместной деятельности. Участники садятся в круг. Выбираются птица-мама, птица- папа, которые уходят за дверь. Затем выбираются пять птен­цов. Все опускают головы на руки вниз. Птицы-родители приглашаются в круг. Один из птенцов тихим тонким голо­ сом пищит, не поднимая головы. Остальные дети сидят очень тихо. Задача птиц-родителей определить Пищащего птен­ца. Этот птенец может поднять голову. Так продолжается до тех пор, пока все птенцы не будут найдены. При повторе игры можно обыгрывать других зверей, например котят, яг­нят и т.д.

6. Когнитивное упражнение «Визуализация волшебной восьмерки». И. п. — сидя на полу. Детям предлагается пред­ ставить лежащую восьмерку, которая располагается внут­ри головы и тянется от уха до уха. Необходимо мысленно следить глазами по траектории восьмерки.

7. Когнитивное упражнение «Зашифрованное предложе­ние». Цель: формирование произвольности, слухоречевой па­мяти и межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу. Для запоминания даются короткие предложения, например: «Дети играли во дворе». Детям предлагается за­ шифровать предложение, добавляя через каждый слог вставку «хве»: «Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(х- ве) дво(хве)ре(хве)».

8. Коммуникативное упражнение с правилами «Принц-на- цыпочках». Дети садятся в круг. Принц-на-цыпочках (прин- цссса-на-цыпочках) тихими неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кон­чика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа

дотронулся принц, должен так же бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держать­ся с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Ко­ролевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения. В этот момент принц оборачивается к своей свите, раскрывает руки и говорит: «Благодарю вас, господа!» После чего все возвращаются на свои места. 9. Релаксация «Потянулись — сломались». И. п. — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отры­вать. Инструктор: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим рас­слабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения следует обратить внимание детей на два момента:

— показать разницу между выполнением команды «опу­стить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае);

— когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каж­дого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

Занятие 16

1. Растяжка «Звезда». И. п. — сидя на полу. Это упражне­ние выполняется в позе «звезды». Ребенку предлагается изоб­разить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем — выполнить растяжки. Ребенок должен выполнить сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога

2. Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание». Ин структор: «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А ког­да вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т.д.). Можно выдыхать свое беспо­койство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверен­ность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».

3. Глазодвигательное упражнение. То же. И. п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И. п. — сидя на полу. Усложнение — на каждое движение пальцем или рукой ребенок должен произносить «хве» и «фи», чередуя их.

 

«Волна».

«Лягушка».

«Лезгинка».

«Змейка».

Усложнение — упражнения выполняются с легко прикушен­ным языком и закрытыми глазами.

«Массажушных раковин».

«Паровозик».

«Рисующий слон».

«Сова».

 

5. Когнитивное упражнение «Пуантизм». Цель: формирование тактильных ощущений, элиминация агрессии. И. п. — сидя на полу. Детям предлагаются чистые листы бумаги, гуашевые краски, свобода творчества и возможность рисо­вать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для каждого пальца правой и левой руки выбирается свой цвет краски. Рисунок можно начать одной рукой, затем продол­жить другой и обеими одновременно.

6. Коммуникативное упражнение «Мост дружбы». Инст­руктор просит детей по желанию образовать пары, приду­ мать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища), например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «по­строить» мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая «мост дружбы».

7. Коммуникативное упражнение «Распускающийся бутон». Цель: развитие навыков совместной деятельности и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники раз­биваются на группы по 5 человек, садятся на пол и берутся за руки. Необходимо всем вместе, не отпуская рук, встать на ноги и превратиться в распускающийся бутон. Для этого дети должны отклониться назад, крепко держа друг друга за руки. Очень важно, чтобы группа была хорошо сбалансиро­вана. Для усложнения упражнения можно попробовать составлять бутоны большего размера.

8. Релаксация «Росток». И. п. — дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками. Инструктор: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду по­могать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномер­но распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги, «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпоч­ки», «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от по­ясницы к плечам), «четыре» — разводим плечи и выпрям­ляем шею, поднимаем голову, «пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку. Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продол­жительность «роста» до 10—20 «стадий». После этого упраж­нения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись — сломались».

Глава 6 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Практические рекомендации родителям гиперактивно­го ребенка. В домашней программе коррекции детей с синд­ромом дефицита внимания и гиперактивности должен пре­обладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

—проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;

—помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

—контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

—не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

—стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопони­мании и доверии;

—избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

—реагируйте на действия ребенка неожиданным спосо­бом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографи­руйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

—повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

 

— не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребенку достаточно внимания;

— ¶проводите досуг всей семьей;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

— избегайте по возможности больших скоплений людей;

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

— организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­ вести дневник самоконтроля;

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

— воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

— не старайтесь предотвратить последствия забывчиво­сти ребенка;

 

— постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;

— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев;

— объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита вни­мания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

— лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

—запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры;

—прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

—чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сиде­ние на «скамейке штрафников»;

 

— холдинг, или простое удержание в «железных объ­ятиях»;

— внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выгово­рами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:

— если родителей младшего школьника тревожит то, что

каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жиз­ни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

—если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяс­нится с соседом и предложит искупить свою вину, напри­ мер ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребе­ нок будет знать, что ответственность за принятое им реше­ние несет только он сам;

—если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно тре­бовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуж­дена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных по­купок, это обязательно окажет свое воспитательное воздей­ствие.

—если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следу­ющий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необхо­димо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «при­нятия». В коррекции поведения ребенка большую роль иг­рает методика «позитивной модели», заключающаяся в по­стоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка роди­телями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения ги­перактивности, импульсивности и невнимательности за не­сколько месяцев и лаже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсив­ность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрос­лой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперак­тивности — это патология, требующая своевременной ди­агностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5— Шлет.

Практические рекомендации учителям гилерактивного ре­бенка. Школьная программа коррекции гиперактивных де­тей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

—изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

—работу с гиперактивным ребенком стройте индивиду­ально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

—оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.

—измените режим урока с включением физкультмину­ток;

—разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

—предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения;

— направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех:

— введите знаковую систему оценивания;

— чаще хвалите ребенка;

— расписание уроков должно быть постоянным;

— избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

—вводите проблемное обучение;

—используйте на уроке элементы игры и соревнования.

—давай те задания в соответствии со способностями ре­бенка;

—большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;

—создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­ нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;

—научите ребенка компенсировать нарушенные функ­ции за счет сохранных;

—игнорируйте негативные поступки и поощряйте по­зитивные;

—стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

—помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

—способствуйте элиминации агрессии;

—обучайте необходимым социальным нормам и навы­кам общения;

—регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

—объясняйте родителям и окружающим, что положи­ тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;

—объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­ го отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стиму­лятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперименте прикосновением в своем классе, ко­торый подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и по­ощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все уча­щиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домаш­ними работами.

Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть по­ставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизиологические пробле­мы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде постоянных наказа­ний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучше­нию поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффектив­ные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к кото­рым относятся психологические и нейрепсихологические коррекционные программы.

СПОСОБЫ ВЫХОДА

ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

И СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ

ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

При взаимодействии с гиперактивными детьми в школе и дома нередко возникают конфликтные ситуации и стрес­совые состояния как у самих детей, так и у взрослых людей (учителей, воспитателей, родителей). По этой причине в данном разделе книги кратко описаны механизмы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния.

Конфликтная ситуация. Конечно, желательно не допус­кать и своевременно предотвращать конфликтные ситуации. Для этого необходимо научить детей взаимодействовать друг с другом и разрешать конфликты гуманным и конструктив­ным способом.

Однако если конфликтная ситуация возникла, то всегда следует помнить о динамике ее протекания. По результа­там исследования американского психолога J1. Уолтера, динамика конфликтной ситуации складывается из трех ос­новных стадий'.

—стадия первая — нарастание;

—стадия вторая — реализация;

—стадия третья — затухание.

Наиболее успешно блокировать развитие конфликт­ной ситуации можно на стадии первой (нарастание). Для этого необходимо перевести конфликт из плоскости ком­муникативных взаимодействий в предметно-деятельностную плоскость. Например, во время нарастания напря­женности между двумя гиперактивными детьми можно поручить им выполнение какого-нибудь совместного за­дания. Очень важно, чтобы оно было связано с физичес­ким трудом или спортивным состязанием (уборка клас­сной комнаты, чистка снега, футбольный матч, соревно­вание по бегу и т. д.). Мышечные нагрузки помогут вып­леснуть «отрицательную» энергию и сгладят конфликтную ситуацию.

Если конфликтная ситуация все же перешла во ворую стадию (реализация), то подавить ее уже едва ли удастся. Участники конфликта будут возбуждены и не пойдут на примирение. На этой стадии «отрицательная» энергия на­ходит выражение в силовых приемах (вербальных, телесных и т.д.). Воспитательные мероприятия на этой стадии не принесут успеха.

На третьей стадии (затухание), когда конфликтная си­туация исчерпана и участники конфликта выплеснули «от­рицательную» энергию, происходит разрядка напряжения.

¶У детей возникает чувство вины, сожаления и раскаяния. Участники конфликта хотят стать лучше и готовы к пози­тивным переменам. На этой стадии уже будут эффективны воспитательные беседы, анализ причин возникновения кон­фликтной ситуации, совместное моделирование других спо­собов выхода из нее.

Для того чтобы подготовиться к беседе с участниками конфликта, учителю (родителю) необходимо самому сбро­сить напряжение и раздражение. Для этого можно сделать несколько простых упражнений из системы телесной тера­пии В. Райха:

{.Дыхание. Перед беседой с трудным ребенком глубоко вдохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погаси­те» глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Пред­ставьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца» и отбрасываете их — с глаз, губ, шеи и груди. После этого начинайте беседу!

2. Массирование. Возможно, вам подойдет другой способ снятия напряжения. Перед началом беседы с учеником до­троньтесь кончиками пальцев до своих век, проведите ла­донями по лицу ото лба к подбородку, «снимая» старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1 — 1.5 секунды.

Нередко учителю приходится выполнять посредничес­кую функцию в решении конфликтной ситуации. Эффек­тивную методику посредничества учителя в конфликте, со­стоящую из четырех шагов, предлагает Н.В Самоукина.1

1-й шаг: «Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о вре­мени и месте переговоров. При этом должны выполняться следующие условия:

а) разговор должен быть длительным (2—4 часа);

б) помещение выбирается так, чтобы исключались любые помехи (телефонные разговоры, открывание двери и т.д.);

в) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников никуда не спешил.

Когда вы договариваетесь о переговорах, для участни­ков необходимо сформулировать два главных правила-зап­рета. Первое: если переговоры начались, запрещается вы­ходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, «хлопая дверью», нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!» Второе: запрещается использо­вать «силовые приемы» (заставлять другого человека усту­пать, сдаваться). Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

2-й шаг: «Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Установка, которую учитель осуществляет на переговорах, заключается в том, чтобы не заставлять ни одного из учеников полностью от­казаться от собственной позиции. Вместе с учениками не­обходимо выработать новую позицию, в которой будут уч­тены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Переговоры будут успеш­ными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.

3-й шаг: «Выговорись». На этом этапе перед участниками конфликта и перед посредником стоит задача: выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте участни­кам конфликта выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию всех участников. При фор­мулировании проблемы необходимо научить детей быть доброжелательными друг к другу, показать, что надо уважать достоинство друг друга.

4-й шаг: «Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они пси­хологически готовы к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность. Им самим надоело ссориться или

¶они просто устали. Но, в любом случае, наступает момент для составления соглашения.

Приготовьте бумагу и ручки. Текст документа должен содержать решение переговоров и описание того, что, как и когда должны делать каждая из конфликтующих сторон для осуществления принятия решения. Пусть каждый участник напишет свой текст: чего он ждет от своих партнеров и что он мог бы сделать сам. Затем необходимо организовать об­суждение, в котором тексты будут совмещены в общий еди­ный текст. Полезно повесить соглашение в классе, чтобы все его видели. Через некоторое время можно организовать вторичное обсуждение: как выполняется решение, сформу­лированное в соглашении.

Стрессовое состояние. Дети в школе пребывают в состо­янии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейро-вегетативного и психогенного стрес­са. Возникновению стресса способствует обучение, не со­ответствующее возрастным этапам развития головного мозга и не учитывающее психофизиологические особенности ког­нитивной сферы детей. К стрессовым факторам можно от­нести постоянную угрозу наказания за ошибочные ответы и действия. Кроме того, психофизиологический механизм гиперактивности ребенка максимально приближен к состо­янию стресса.

Эволюционное значение стресса (нарушение межполушарного взаимодействия) заключается в том, чтобы физио­логически подготовить человека к самозащите на уровне тела и мгновенных бессознательных реакций (правое полушарие). Высвобождение левого полушария исключает сознательное и долговременное принятие решения в стрессовой ситуации. Правое полушарие, стволовые структуры мозга и симпати­ческая нервная система активизируют защитные рефлексы, направленные на выживание. Повышается чувствительность, усиливается кровоток, мышечные сокращения и т. д.

Многочисленные исследования показали, что хроничес­кое воздействие стресса резко тормозит развитие мозга ребенка. Во время стресса развитие нервных путей происхо­дит только в центрах выживания, в то время как развитие нервных структур в коре головного мозга ограничивается. Постоянное действие стресса приводит к тому, что не­рвная активность сосредотачивается в основном в симпа­тической нервной системе, правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга, особенно лобная доля ле­вого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно лимбической сис­темы, непосредственно участвующей в обучении и запоми­нании. Еще пример. Адреналин, который выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу и бегство, что фасадно проявляется в гиперактивности и неусидчиво­сти детей.

В эмоционально-стрессовой ситуации становится невоз­можным сканирование глазами страницы сверху вниз и слева направо. Во время рефлекторного ответа на стресс взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над простран­ством вокруг. В состоянии постоянного стресса внешние мышцы глаз становятся сильнее, а внутренние слабеют и растягиваются. Этот рефлекс периферического зрения сфор­мирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности. Движения глаз ребенка являются значи­мым фактором развития. Если слежение глазами за паль­цем происходит скачками и вызывает боль, то такой ребе­нок обязательно будет испытывать трудности во время чте­ния и понимания прочитанного. Развитие и упражнение глазных мышц способствует развитию нервных сетей цент­рального зрительного поля и моторного слежения.

Кроме того, информационные и эмоциональные стрес­сы вызывают рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, вынуждая человека «ходить на полусогнутых» ногах.

Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спи­ны в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность. Хроническое сокращение икроножных мышц может привести к ходьбе на носочках или постоянному бегу вместо ходьбы. Многие коррекционные упражнения для гиперактивных детей направлены на то, чтобы расслабить мышцы ног и нейтрализовать рефлекс защиты ахиллова сухожилия.

В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозо­листого тела, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Нарушается интеграция работы полушарий. Нарушается пространствен­ная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и слухового восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не мо­жет читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одним из основных условий для успешной элиминации стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.

Антистрессовые кинезиологические упражнения для учителей, родителей и детей

Учитывая, что стресс является психофизиологическим состоянием, сопровождающимся нарушением межполушарного взаимодействия и нейрогуморальной регуляции, элиминировать его последствия возможно при помощи комплекса кинезиологических упражнений. Кинезиологический комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут в день. Упражнения следует выполнять сидя. Иногда для экстренной помощи при стрессе достаточно выполнения одного упражнения,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал