Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ковариционная модель Келли






Наиболее известной теорией атрибуции является ковариационная модель Харольда Келли. Он рассм-т два возможных случая по отнош. к кол-ву имеющ. в распоряжении человека инф-и.

1. в его распоряж-и имеется ин­ф-я из различн. источников, создающая широкое представление о возможных причинах поведения и тогда используется логика ковариирования.

2. объем инф-и ограничен и используется логика конфигурирования.

Келли исходит из рассмотре-я человека по аналогии с наивным ученым. Первоначально люди пытаются определить, какие факторы являются ковариирующими с анализируемым типом поведения, а затем оценить их каузальную роль. Процесс ковариирования предполагает оценку трех классов инф-и, ассоциируемой с происшедшим действием (например, опозданием), особенностями личности (на­пример, студентом) и потенциальной причиной (например, занятием):

1)Инф-я о соотв-и или последовательности - всегда ли студент опаздывает занятия по данному предмету (высокая последовательность) или это происходит иногда (низкая последовательность).

2)Информация об отличии - он обычно опаздывает на все занятия (низкое отличие) или только на занятия по этому предмету (высокое отличие).

3)Информация о согласованности - все ли опаздывают на занятия по этому предмету (высокая согласованность) или опаздывает только данный студент (низкая согласованность).

В случае если последовательность невелика люди не принимают в расчет потенциальную причину и осуществляют поиск альтернативной. Другие авторы утверждают, что низкая соглас-ть инф-и позволяет идентифицировать отклоняющ-ся от нормы цель личности; информация о высоком отличии идентифи­цирует отличающийся от нормы стимул; и информация о низкой последовательности идентифицирует отклоняющиеся от нормы обстоятельства поведения.

Специальным случаем модели Келли является атрибутирование, основанное на отдельных наблюдениях. Келли предложил частный вариант своей модели. В случае отсутствия необходимой полноты данных к процессу атрибутирования подключаются каузальные схемы. Они представляют собой быстро конструируемые и воспроизводимые представления, предположения, а иногда мини теории, основанные на опыте того, как отдельного рода причины взаимодействуя друг с другом, могут вызывать определенного рода эффекты. Воспринимающий может интерпретировать информацию сравнивая и интерпретируя ее при посредстве имеющейся схемы.

Одной из простейших социальных схем является схема множественной достаточности (MSC). В соответствии с этой схемой любой ряд причин (домашние проблемы, плохие условия работы действуя по отдельности, может приводить к одному и тому же эффекту (не сдаче экзамена).Келли, наряду со схемами, предложил ряд, сопутствующих им принципов. MSC схема ассоциируется с принципом не принятия в расчет, в соответствии с которым если ряд причин может вызвать один и тот же эффект, то они не должны приниматься во внимание. Вторым принципом является принцип увеличения в соответствии с которым роль данной причины возрастает если эффект реализуется в присутствии сдерживающей причины.

Келли предполагал существование и целого ряда других типов схем, оперирующих в процессе атрибутирования. С его точки зрения их наличие является важным по следующим трем основаниям:

(1) они помогают воспринимающему атрибутировать при наличии неполной информации;

(2) они представляют собой общие причинно-следственные кон­цепции в отношении различных содержательных областей;

(3) они представляют воспри­нимающему «причинные стенограммы» для быстрого и легкого обращения со сложными, комплексными влияниями. Не смотря на наличие дискуссионных вопросов как ковариационная, так и конфигурационные модели атрибутирования продолжают оставаться в центре внимания исследователей как один из самых продуктивных подходов к проблемной области атрибутирова­ния.

32. Атрибутивная теория мотивации и эмоций Вайнера. Бернард Вайнер предпринял попытку исследования еще одного измерения теории атрибуции - особенностей атрибутирования достижений. Он интересовался причинами и следствиями атрибутирования успешности и не успешности собственных действий. В его логике предполагается рассмотрение трех измерений дости­жений.

1. Локус - является ли исполнение обусловленным самим действующим (внутренним) или ситуацией (внешним)?

2. Стабильность - являются ли внутренние или внешние причины стабильными или не стабильными?

3. Контролируемость - в какой степени решение предстоящей задачи нахо­дится под контролем исполнителя?

Модель Вайнера явл. динамической, т.к. она учитывает, что люди первоначально осуществляют оценку успешности или неуспешности действий, а потом испытывают соответствующие позитивные или негативные эмоции. Затем они совершают причинное атрибутирование исполнению, что, в свою очередь, вызывает более специфичные эмоции и повышение ожидаемой эффективности в отношении будущих действий. Трехмерная схема Вайнера (локус х стабильность х контролируемость) стала основанием для общей теории мотивации и эмоций, которая в общем виде может быть представлена следующим образом: событие (неудача на экзамене) ^ эмоциональная реакция на результат ^ каузальная атрибуция ^ психологические последствия (будущие ожидания, эмоциональные состояния ^ поведение.

Модель Вайнера получила достаточно хорошую эмпирическую поддержку, показавшую зависимость атрибутирования от факторов локуса, стабильности и контролируемости информации. В то же время критики отмечают меньшую значимость измерения контролируемости по сравнению с ожидавшимся

 

33. Теория самовосприятия Бема

Одной из особенностей атрибутирования является то, что они могут осуществляться не только на основе анализа поведения других людей, но и своего собственного. Эта идея была предложена и детально изучена Деррилом Бемом в рамках его теории самовосприятия. Бем утверждал, что в реальной жизни имеют место и внешнее атрибутирование и са­моатрибутирование и между ними нет принципиальной разницы Пример с морепродуктами..

Теория самоатрибуции имеет применима и к анализу мотивации совершения тех или иных поступков. В соответствии с ее положениями, если кто-либо принуждается к совершению определенных задач посредством крайне высокого вознаграждения или сильного давления, то их исполнение связывается с внешними причинными основаниями и мотивация соответственно снижается. В случае же минимального вознаграждения или отсутствия внешнего давления сложно избежать внутреннего атрибутирования получением удовольствия, принятым обязательствам, высокой ответственностью и т.д., что в конечном счете приводит к повышению мотивации исполнения. Эффект сверхоправдания. Он находится и в соответствии с известным принципом оптимума мотивации Додсона- Йеркса, в соответствии с которым любое превышение материального поощрения субъективно оптимального для удовлетворения текущих потребностей работника уровня приводит не к повышению результатов, а наоборот к их снижению. Асоциальные поступки. Педагогическая практика.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал