Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прототипы и экземпляры
Прототип – когнитивные репрезентации категорий (стандарты в отношении которых оценивается семейное сходство и устанавливается членство категории). Прототип являет собой усреднение, абстракцию категорий, но не включает в себя крайностей. Т.о. он позволяет выделить класс категорий в совокупности их существенных признаков. Категоризируя новые образцы или примеры люди часто используют не прототипы, а экземпляры – конкретные представители категории, с которыми сталкивается человек в своем жизненном опыте. С.М. Judd и В. Park утверждают, что люди используют и прототипы и экземпляры для определения групповой принадлежности, но ТОЛЬКО экземпляры для определения аутгруппы. Прототип выступает в качестве ведущего при первичной оценке объекта, экземпляры – при углубленной ориентировке. Привлечение экземпляра автоматизировано, а прототип выполняет ориентировочную ф-цию.
8.СОЦИАЛЬНАЯ СХЕМА: ПОНЯТИЕ, ВНУТР.ОРГАНИЗАЦИЯ… Схема – когнитивная структура, в кот представл. обобщенные знания о понятиях или объектах, их характер-ках и отношениях между ними, а так же конкрет. примеры объектов. Схемы -ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, аттитюдов, позволяющ быстро распознать объекты при наличии огранич инфор ресурсов. Схемы обобщают прошлый опыт и созд. каркас для приобретения, интерпрет. и воспроизв новой инфо. Ряд схем могут объединяться друг с другом в семантические сети.. Обладая способностью совершать выводы и делать обобщения на будущее, в виде схем, люди получают дополнит. ресурсы оптимальн.функционирования.. Типы схем: Схемы личности –знания о личност чертах и связях между ними; о типах людей и их особенностях и целях.Ролевые – структурн. знан. о требованиях, предъявл к определенным социальным ролям.Скрипты (схемы ситуаций) - об определенных событиях(чего ожидать)Схемы свободного содержания - набор правил обработки инфо, способств. ориентироваться и принимать решения в ситуациях, не имеющ аналогов в жизненном опыте. Схемы самости - представления людей о самих себе Внутренняя организация схем, схемы рассматриваются как иерархически структурированные (от более общ категорий в вершине к более специализир внизу). Это позволяет личности двигаться от более конкретных о к более общим ур-ням Различные схемы могут связаны друг с другом, образуя межсхемные иерархии.Могут использоваться упрощенно линейные или сложные сплетения ассоциаций.. Схемы социальных событий или скрипты состоят из сценических действий, организованных во временной последовательности. 2 общих подхода орг-ии: – схематический (основ. на когнитивных моделях памяти, абстрактн.перераб-ка инфо) и экземплярный (подчеркивают роль и подчеркивают роль специфического опыта) Основ. положения 1. схемат подхода: (схемы репрезент абстрактные или обобщенные знания; активируются эксплицитными размышл-ми или столкновением с соотв инфо.; доступность определ-ся недавностью и частотой использования. схемы - независимые единицы. Активир схема направляет внимание на инфо.; влияет на принятие решений догадок). 2. Экземплярные (схемы должны содержать только информацию о типичных характеристиках (активируют все запечатленные экземпляры параллельно. Каждый экз-р активируется в той степени, в которой он сходен с воспроизводимым сигналом.Когда новый стимул должен быть категоризирован -осуществл сравнение параллельно активированных экземпляров. Когда требуются обобщения о типе стимулов то они активир и суммируются). Способ организации схем зависит от ее подхода, содержания Функции:
|