![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели личности как субъекта социального познания и их особенности
В когнит. подходе биология чел-ка рассматривается как «железо», а познавательная активность как программное обеспечение. Проблема сводится к тому, как сохраняется, перерабатывается и воспроизводится информация. Отсюда – доминирование рациональных теоретических моделей. 1. Модель рациональной/ последовательной личности. Человек стремится к конструированию последовательной, связанной и непротиворечивой с-мы представлений об окружающем мире и о себе. Любое нарушение такого баланса приводит к росту напряженности. К данной модели относятся теории баланса Хайдера, соответствия Ньюкомба и Танненбаума, когнитивного диссонанса Фестингера. 2. Модель человека как наивного ученого (Ф. Хайдер, С. Аш). Люди способны создавать связанные представления о ком-либо, начиная с самых разнообразных единиц инф-ции. В результате формируются последовательные сис-мы людских представлений о себе и о других. Эти сис-мы основываются на рациональных суждениях и на верификации собственных мини-теорий. Компоненты теории С. Аша. А. Возможность формирования целостного образа на основе фрагментов инф-ции о чел-ке. Б.Существует центральная черта вокруг которой организуется вся информация о чел-ке. В. Эффект первичности. 3. Модель человека как обрабатывающего данные лаборанта (Андерсон). Сопоставляя различную информацию и оценивая её с т.зр. уровня значимости по отношению к решаемой задаче чел-к выдвигает гипотезы, тщательно проверяет их и приходит к определённому выводу. 4. Модель чел-ка как когнитивного скупца(скряги) (Л. Росс и Л. Нисбетт). Провозглашается принцип экономии сил: в познании чел-к действует путем быстрого и экономичного анализа и сравнений, используя «домашние заготовки». 5. Мотивированный тактик или социальный агент (Фиске и Тейлор). Думающий чел-к, имеет в своем распоряжении различные стратегии и возможности выбора в соответствии со своими потребностями, мотивами и целями. Представленные модели отражают эволюцию исследовательских метафор, сформировавшихся в когнитивной традиции. 5. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Когнит. процесс рассматривается через призму основополагающих единиц познав. активности: категоризация, прототипы, схемы, скрипты, эвристики, стереотипы, соц. репрезентации. Категоризация. С ее помощью происходит упорядочивание и систематизация окружающего мира. Категория – группа из 2-ух и более подобных объектов. Категории организованы иерархически (мебель – стол – компьютерный стол). Прототипизация. Наличие сходных элементов различных категорий. Прототипом может служить лучший пример данной категории. Напр. воробей – прототип птиц. Позволяет выделять категории на основании сходства объектов. Схематизация. Схема – когнитивная стр-ра, в которой представлены обобщенные знания о понятиях или объектах, характеристики этих объектов; а также конкретные примеры объектов. Некоторые схемы имеют иерархическую организацию: 1. Ярлык («ботаник»). 2. Черты (заучка, умный). 3. Образцы поведения (участие в олимпиадах, конференциях). В основе схем лежит личный опыт. Эвристизация. Эвристика – неформальное руководство, кот. рассматривается людьми как полезное при принятии решений и формировании прогнозов в отношении новых объектов или будущего развития событий. Эти прогнозы носят вероятностный характер. Стереотипизация. Стереотип – определенный набор относительно устойчивых, обобщенных представлений о группе людей или об отдельном чел-ке. Стереотипы как правило имеют негативный набор характеристик (национальные, расовые различия). Соц. репрезентирование. Соц. репрезентации представляют ряд понятий, утверждений и объяснений, порождаемых в повседневной жизни. Являются эквивалентом представлений и мифов традиционных обществ. Благодаря им все странное и неизвестное становится знакомым и понятным.
|