![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационно-процессуальный подход в социальной психологии и его спецификаСтр 1 из 28Следующая ⇒
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Первые попытки формиров. представлений о соц.-познавательной активности связаны с именем В.Вундта. Для понимания сути познавательной активности чел-ка он использовал методы самонаблюд. и интроспекции. В последующем борьба за утверждение научности псих. знания привела к тому, что начал доминировать бихевиористский подход (нач. 20 в.). Начала изучаться не внутренняя познав. активность, а внешне наблюдаемые и контролируемые явл-ния. С 1960-х гг. возобновляется интерес к познав. активности. Предпосылкой к этому послужило: 1. Громоздкость и неадекв. бихевиористских объяснений языка и коммуникации. 2. Возрастание интереса к изучению вопросов манипуляции и передачи информации. Первые обзорные работы по псих. С.П. появились с начала 70-х гг. Наиболее фундаментальный труд – С. Фиске и Ш. Тейлор «Социальное познание» (1994 г.). Можно назвать 3 области, где сложились предпосылки для изучения С.П. 1. Соц. перцепция (восприятие). В работах Дж. Брунера соц. воспр. трактуется как С.П., т.к. человек не просто восприним. соц. объекты, но и интерпретирует поведение другого человека. 2. Теории атрибуции (теория корреспондирующего вывода Джонса и Дэвиса, теория ковариации Келли). С.П. в данном случае не может сводится к соц.воспр., т.к субъект восприятия рассматривается как рациональная личность, кот. нечто знает о действительности и может приписывать причины наблюдаемому поведению. 3. Теории когнитивного соответствия. Изучение логики обыденного человека познающего мир (изучение смысла «субъективной рациональности»). Компьютерная и когнитивная революция сделали возможным моделирование когнитивных процессов. Компьютер стал метафорой человеческой мыслительной активности, кот. лежит в основе С.П. Изучение процессов С.П. является важной областью в когнитивной психологии.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЕГО СПЕЦИФИКА Внедрение компьютерной метафоры в псих. исследования позволяет сосредот. на процессах переработки информации, поэтому когн. подход называют информационно-процессуальным (это явл-ся отлчительной особенностью данного подхода). В информационно-процессуальном подходе существует модель познания (модель переработки соц. инф-ции Крика и Доджа). В центре находится база данных: хранилище памяти, приобретенные правила, соц. схемы, соц. знания. Она взаимосвязана с каждой из следующих структур (они в свою очередь образуют между собой линейную связь). 1. Декодирование сигналов (внешних и внутренних) → 2. Интерпретация сигналов – каузальная атрибуция, атрибуция намерений, другие интерпретационные процессы: а) оценка преследуемых целей; б) оценка прошлого опыта исполнителя; в) самооценка; г) внешняя оценка → 3. Прояснение целей → 4. Возможная известная реакция или конструирование новой → 5. Решение о реагировании: оценка реагирования, ожидаемый результат, оценка самоэффективности, выбор реагирования → 6. Поведенческое предписание → 7. Предполагаемая оценка и возможная реакция. С инф.-процессуальной т.зр. процесс переработки информации означает приобретение, организацию и применение знаний посредством познавательных психич. процессов.
|