Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели, характеризующие компоненты трудового потенциала предприятия, учреждения, организации
Функционирование трудового потенциала в Украине происходит в условиях кризисных явлений в экономике и социальных противоречий в обществе. Они повлияли на снижение рождаемости и увеличение смертности, сокращение продолжительности жизни, общее постарение и уменьшение численности населения страны, породили проблемы безработицы, распространения нелегальной трудовой деятельности, снижения национального интеллектуального и образовательного потенциала. С целью преодоления этих негативных явлений разработаны «Основные направления развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года», которые одобрены Указом Президента Украины. Эти Основные направления предусматривают осуществление комплекса мер, сгруппированных по основным сферам развития трудового потенциала Украины. В сфере улучшения естественной базы функционирования трудового потенциала предусматривается обеспечение расширенного воспроизводства населения и увеличение продолжительности его активного трудового периода путем: обеспечения благоприятных условий для всестороннего развития семьи и ее членов, наиболее полной реализации семьей своих функций, поощрение семей, особенно молодых, иметь детей; улучшения состояния здоровья населения и снижения его смертности, особенно в трудоспособном возрасте; создания условий для обеспечения общедоступной, своевременной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения, введения системы общеобязательного государственного медицинского страхования; расширения возможностей общедоступного полноценного отдыха и оздоровления населения; улучшения условий труда женщин путем высвобождения их из производств с тяжелыми и вредными условиями труда, предоставления возможности для работы на условиях гибкого режима труда; развития рынка жилья, обеспечения функционирования семьи на всех этапах ее жизнедеятельности за счет создания развитой социальной инфраструктуры, государственных и негосударственных служб социальной помощи; создания системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения путем их социальной реабилитации, психологической, медицинской поддержки, расширения сети приютов. В сфере развития образовательной базы намечено всестороннее развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей личности, обеспечение рынка труда высококвалифицированной рабочей силой путем: обеспечения доступного и бесплатного полного среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях и предоставления возможностей получения качественных знаний в системе негосударственных учебных заведений; содействия профессиональному самоопределению и эффективной адаптации молодежи к условиям рыночной экономики; формирования рынка образовательных услуг; усиления ориентации системы профессионально-технического, высшего и последипломного образования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с требованиями прежде всего региональных рынков труда; создания условий для обеспечения доступности профессионально-технического и высшего образования для всех слоев населения путем подготовки работников и специалистов по государственным заказам; формирования системы непрерывного обучения путем введения ступенчатой подготовки, обеспечения реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров, создания условий для самообразования; усовершенствования нормативно-правовой базы для профессионального обучения персонала на предприятиях в соответствии с их планами социального развития, предоставления этим предприятиям государственной поддержки; интеграции профессионально-технического, высшего и последипломного образования Украины в международную образовательную систему. В сфере занятости предполагается создание материально-технических и социально-экономических предпосылок для продуктивной занятости населения. Главным в создании таких предпосылок является осуществление государственного регулирования рынка труда с целью постоянного расширения сферы приложения труда и обеспечения надежной социальной защиты работающего и неработающего населения путем: оценки общей потребности в рабочих местах в экономике страны и формирования рынка профессий; определения и обеспечения поддержки региональных и отраслевых приоритетов, стимулирующих процесс создания новых, дополнительных и сохранения имеющихся высокопроизводительных рабочих мест; создания рабочих мест на базе широкого развития малого и среднего бизнеса, самозанятости при условии формирования действенного инвестиционного и финансового механизма; максимальной легализации нерегламентированной занятости за счет создания малых предприятий аналогичного профиля деятельности при условии принятия необходимых экономических, организационных и законодательных мер; внедрения механизма стимулирования создания рабочих мест для отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, военнослужащих, уволенных с военной службы, и др.); осуществления мер по перераспределению занятого населения между государственным и негосударственным секторами экономики в связи с изменением форм собственности предприятий и введением механизма их банкротства; снижения уровня и продолжительности безработицы путем реализации мер активной политики занятости, в частности через общественные работы; реформирования системы социальной зашиты безработных через введение системы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы; повышения территориальной мобильности населения с целью перераспределения рабочей силы между трудонедостаточными и трудоизбыточными регионами; создания правовых и социально-экономических основ регулирования внешних трудовых миграций граждан Украины, а также контролирования влияния иммиграционных процессов на национальный и региональные рынки труда. В сфере регулирования социально-трудовых отношений основной упор делается на обеспечение защиты прав и гарантий путем: усиления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; разработки правовых норм регулирования социально-трудовых отношений в альтернативных секторах экономики; приведения законодательства по вопросам социально-трудовых отношений в соответствие с нормами международного права. Определен также комплекс мер в сфере политики доходов, в частности, усиление воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций заработной платы, а также в сфере охраны труда, прежде всего снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, уменьшение факторов вредного влияния на организм работающих и сокращение количества рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда. Основным направлением государственной политики развития трудового потенциала на региональном уровне является создание условий для его развития через сбалансированное функционирование хозяйственного комплекса региона с учетом его природно-ресурсного, научно-технического, производственного потенциала и экологического состояния окружающей среды.
|