Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.Д. АЛЬПЕРОВИЧ 2 страница






Видовая и максимальная продолжительность жизни. Возраст, к которому жизнеспособность ослабевает настолько, что смерть ста­новится неизбежной, колеблется в некоторых пределах вокруг ве­личины называемой видовой или биологической продолжительно­стью жизни, т.е. характерной для человека как одного из видов живых существ. Видовой продолжительности противостоит инди­видуальная продолжительность жизни, которая может и превзойти видовую и " не дотянуть" до видовой. Дискуссионной остается дли­на в годах видов продолжительности жизни. В разные времена и по настоящее время, рассматривая видовую продолжительность жиз­ни, ученые /французы Жорж Луи Бюффон и Пьер Жан Флуранс, англичанин Роджер Бэкон и его соотечественница Джустин Гласе/ обсуждали гипотетическую идею о влиянии периода роста на про­должительность жизни. Рассматривая продолжительность жизни и роста животных, они выводили коэффициенты зависимости между этими периодами и предлагали использовать полученные коэффи­циенты для вычисления видовой продолжительности жизни чело­века. В итоге утверждалось, что человек может жить 100, 180, 300 и больше лет. И.И.Мечников, не отрицая сам метод исчисления, лишь высказывал сомнение в качестве расчетов.

Принципиально неверно перенесение закономерностей жи­вотного мира на понимание проблем человеческого долголетия, де­терминируемого, прежде всего, социальными факторами. Если ис­пользовать распространенную аллегорию с брошенным шаром или горящей свечой для выражения продолжительности человеческой жизни, то длина пути шара зависит от силы трения, а время горе-

ния свечи от силы ветра. Длину человеческой жизни в большей сте­пени определяют социальные трения и ветры истории.

Более реалистичной величина видовой продолжительности жизни получена в расчетах, построенных на методике Б.Ц.Урлани-са, принявшего в качестве ориентира продолжительность жизни в наиболее передовых и благополучных странах. По этим статисти­чески доказательным расчетам видовая продолжительность жизни человека должна составлять 85-90 лет.

Видовая продолжительность должна служить реальным ори­ентиром для увеличения средней продолжительности жизни. Раз­ница между этими величинами представляет собой резерв, который вполне может быть освоен за счет улучшения условий и образа жиз­ни. Академик Д.Ф. Чеботарев, выдающийся современный геронто­лог, определяя задачи геронтологии, писал: " Тактические задачи -борьба с преждевременным старением и хотя бы частичное освое­ние тех резервов, которые безусловно есть у человека и которые определяются неиспользованным периодом между современной средней и видовой продолжительностью жизни..., сохранение прак­тического здоровья во весь период так называемого третьего воз­раста. Стратегические задачи - продление активного долголетия сверх сроков видовой, биологической длительности жизни че­ловека".

Что же касается максимальной продолжительности жизни /до 120 лет/, то это такое же уникальное явление, как и двухметро­вый рост. Указания на возраст старше 120 лет не имеют докумен­тальных подтверждений, весьма сомнительны и скорее всего плод, как говорят демографы, " старческого кокетства".

Демографическая особенность России - значительное пре­вышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорциональность наиболее показательна для старшей когорты страны.

Из 148 млн населения женщин - 79 млн или 53% общей чис­ленности. Но среди самих женщин всё меньше молодых и всё боль­ше пожилых и старых. Так, старше трудоспособного возраста - 28%, а младше - 21%. В этом соотношении мы усматриваем одну из при­чин сокращения рождаемости, а вместе с тем и численности населе­ния и отсюда можно прогнозировать еще большее уменьшение этих величин в будущем времени.

Сообщество пенсионеров на три четверти состоит из пенси­онерок. Ко времени выхода женщин на пенсию (55 лет) на 1000 муж­чин того же возраста приходится 1252 женщины, а ко времени вы-

хода на пенсию мужчин (60 лет) это соотношение увеличивается до 1393. Но самая тягостная картина среди тех, кому 70 и более лет, где соотношение мужчин и женщин 1 к 3. Наличие вдов среди тех, кому за 70 объяснимо военными потерями, тогда как повышенная смертность пятидесяти- шестидесятилетних мужчин в основном свя­зана с неправильным образом жизни. Вдов среди женщин старше 60 лет вдвое больше, чем замужних. А из десяти женщин 70 лет и старше - 7 вдов и одна вообще никогда не была замужем.

Среди семидесятилетних и старше женщин больше всего без­детных: 134 на 1000. У их сорокалетних " дочек" бездетных почти вдвое меньше, а вот, что касается высшего образования, то у стар­ших женщин их только 60 на 1000, тогда как у " дочек" - 200 женщин из 1000 имеют высшее образование. На каждую тысячу семидесяти­летних и старше женщин - 300 имеют начальное образование и столько же вообще не могут назвать, какое у них образование. У " дочек" такие ответы дали 14 человек из 1000. (Данные рассчитаны по Стат. сборнику " Россия в цифрах" М., 1996.) Невысокие уровни образования и квалификации обусловили небольшой размер пен­сии пожилых женщин.

Итак, если попытаться дать обобщенный портрет российс­кого пожилого человека, то чаще всего это женщина в возрасте за 60 лет, с небольшой пенсией, вдова.

 

Глава II. ГЕНЕЗИС ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Характеристика геронтологического знания. Проанализиру­ем гипотезы и идеи, существовавшие в разное время, по поводу ме­ханизмов старения и усилий, направленных на отдаление времени старости, а также закономерности эволюции представлений и сме­ны одних идей другими, продиктованные общим развитием науки. Вместе с тем проследим преемственность в развитии теории старе­ния /геронтологии/.

Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с имена­ми основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки. В прочем, и Гиппократ, и Авицен­на своими философскими трудами занимают достойное место в ис­тории философии.

Человек со времени возникновения цивилизации, на протя­жении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - " повернуть реку времени вспять" Он постоянно искал средства для осуществления этой мечты. Но толь­ко в XX веке /большей частью во второй его половине/ эти поиски приобрели характер конкретных экспериментальных воздействий и их результаты стали практически использоваться. По сути дела, геронтология - ровесница культуры, она одинаково самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук.

Важнейшей характеристикой геронтологии является её ком­плексность, развивающаяся на основе междисциплинарных иссле­дований. Во все времена наука о старении вбирала в себя новые знания, создаваемые учеными самых различных отраслей: медици­ны и физиологии, философии и биологии, психологии и социоло­гии, демографии и этнографии, истории и правоведения. В XX веке геронтология обогатилась достижениями новых, более молодых и тонких наук: биохимии, биофизики, психоаналитики, психофизио­логии.

Этапы развития геронтологического знания. Методы и тех­нологии. С древних времен (Цицерон и Авиценна) развитие герон­тологии шло под влиянием медицины и философии. Первыми зна­чительными трактами, посвященными этой теме следует назвать: " Катон старший о старости" Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и " Медицинский канон" или " Поэма о медицине" Абу Али Ибн Сина /Авиценна/ (980-1037 гг.). Названные произведения раз­делены веками, но их объединяет то, что это первые фундаменталь-

ные, специально посвященные проблемам старения труды. /Прав­да, еще до того был Аристотель с " крошечным сочинением" (выра­жение Ф.Бэкона) " О долгой и короткой жизни'/. И что еще важнее, оба мыслителя писали о старости как об определенном этапе жиз­ни, способном быть таким же полноценным, творчески плодотвор­ным, как и предыдущие. Медицинские рекомендации Авиценны в течение многих веков служили руководством для врачей и кое чем полезны и поныне.

Средневековая наука сделала крутой вираж в сторону мис­тики и алхимии, этим влияниям подверглись и геронтологические знания. Авиценна порицал веру в астрологические предсказания здоровья и болезней. Тогда как оригинальный философ, оксфордс­кий выпускник и преподаватель, борец с невежеством и проповед­ник светского образования Роджер Бэкон уверял, что с помощью " сокровенных средств и магии можно человеческое тело освобо­дить от всех неправильностей и продлить жизнь на многие столе­тия" (" Opus majus" /" Большой труд" /).

Действительный статус науки геронтология приобретает в XVIII веке. Её успехи вселяли уверенность в том, что " должно на­ступить время, когда смерть будет только следствием либо необык­новенных случайностей, либо все более и более медленного разру­шения жизненных сил". Так заявлял в работе о прогрессе челове­ческого разума французский ученый Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794). Примечательно, что Кондорсе был не врачом, а социологом. Но еще задолго до Кондорсе Френсис Бэкон (1561-1626), которого называют отцом научной геронтологии, в фундаментальном тру­де, посвященном классификации наук (" Великое восстановление наук") писал о новой науке, которая еще только должна быть со­здана, её делом станет учение о продлении жизни. Там же Ф.Бэкон высказывает свои советы и рекомендации социально-гигиеничес­кого характера, способствующие, по его мнению, продлению жиз­ни. Философ утверждал, что работы по продлению жизни должны идти тремя путями: замедление процесса изнашивания, надежное поддержание существования и обновление того, что уже начало стареть. То есть можно утверждать, что медицина никогда не обла­дала " монополией" на решение проблем долголетия, ими всегда в неменьшей мере интересовались философы.

Вклад российской науки в создание геронтологии обозна­чен выдающимися трудами научных школ С.П. Боткина, И.И. Меч­никова, И.П. Павлова.

Ученый и клиницист С.П.Боткин (1832-1889) выдвинул идею

о разграничении старости на физиологическую и патологическую или преждевременную, когда человек не доживает до видового пре­дела. Он утверждал, что патологические старость и смертность в России - результат условий жизни, что в России не принимается " со­ответствующих предупредительных мер, указанных наукой, и польза которых доказана опытом многочисленных городов и стран".

На рубеже веков более других проблемами геронтологии занимался И.И.Мечников /он же дал название этой науке/. Ученый посвятил этим проблемам две работы: " Этюды о природе челове­ка" и " Этюды оптимизма", где первым предпринял научный ана­лиз старости и смерти, и изложил созданную им собственную тео­рию об ортобиозе - оптимистическом понимании жизни и смерти. Сама логика исследования привела великого биолога к философс­ким проблемам геронтологии, к пониманию социальной сущности человека вообще, и проблемы долголетия в частности. Он писал: " Недостаточно заниматься одним только выдумыванием способов лечения; нужно взяться за изучение общего вопроса о судьбе чело­веческой: почему человек неуклонно стареет и в конце концов умирает, когда в нем еще так велико желание жить" /" Этюды оптимизма" /.

Неоценимо значение работ школы И.П.Павлова (1849-1936) в развитии исследований возрастных изменений, создавшей совре­менные представления о высшей нервной деятельности, об адапта­ционных возможностях организма. В трудах И.П.Павлова, как и в трудах его учителя И.М.Сеченова, одно из центральных положе­ний заключается в том, что формирование сложнейших актов пси­хической (по тогдашней терминологии - " душевной") деятельнос­ти ведущее место принадлежит, как писал Сеченов в работе " Эле­менты мысли", условиям существования.

И.П.Павлов, изучая высшую нервную деятельность живот­ных, основной целью своей работы ставил вскрытие закономерно­стей психической деятельности человека, но он не считал возмож­ным перенесение закономерностей высшей нервной деятельности, открытые при изучении собаки, на человека. Он указывал, что осо­бенности высшей нервной деятельности человека " поражающе резко выделяют его из ряда животных". И условия существования чело­века и особенности его высшей нервной деятельности делают бес­смысленными и некорректными расчеты видовой (предельной) про­должительности жизни по животному типу. /О характере таких рас­четов мы писали в предыдущей главе./

Основатели отечественной геронтологии сформировались

как ученые в прошлом веке. Тогда же ими были выдвинуты идеи, которые стали фундаментальными в строящемся здании геронто­логии, что особенно важно для данного исследования, вплотную приблизились к пониманию социальных проблем геронтологии. Кроме названных ученых в этом ряду: А.А.Богомолец, А.В.Нагор­ный, А.Н. и С.А. Северцевы, И.Р.Тарханов, И.И.Шмальгаузен. Дальнейшая разработка этих идей привела к образованию теории, созданию её экспериментальной базы, практическому использова­нию и возникновению новой отрасли науки - социальной геронто­логии. Но это произошло уже в XX столетии.

Говоря о развитии геронтологии в XX веке, следует хотя бы назвать предпосылки, созданные учеными смежных дисциплин ми­рового сообщества и Наукой в целом, которые способствовали об­ретению геронтологией статуса науки. Этому способствовали пред­посылки, созданные учеными смежных отраслей. Стремительное приобретение биологией приоритетных позиций в науке, исполь­зование ею достижений химии и физики и как результат: создание двух новых наук - биохимии и биофизики. Вместе с этим открытие пенициллина, витаминов, гормонов, применение методов антисеп­тики Луи Пастера значительно продвинуло медицину. Большое влияние на сохранение здоровья и увеличение сроков жизни оказа­ло рождение новой науки - диетологии. Значительным успехом было открытие того, что работу всех внутренних органов регулирует осо­бый участок головного мозга - гипоталамус, который определяет такие процессы, как сон и бодрствование, эмоциональные проявле­ния и артериальное давление, терморегуляцию и обмен веществ, ассимиляцию и диссимиляцию.

В советское время возникли новые научные школы герон­тологии Д.Ф.Чеботарева, З.Г. Френкеля, В.В. Фролькиса, которые добились значительных успехов в развитии биологического и ме­дицинского направлений, тогда как социальный аспект старения ограничивался разработкой форм организации медико-социальной помощи пожилым и старикам и составлением гериатрических про­грамм обучения медицинских работников. Однако, именно эти уче­ные заложили основы социальной геронтологии.

Характерным, качественным моментом развития геронто­логии в XX в. является действие двух равновеликих тенденций: диф­ференциация и интеграция научного знания. С одной стороны, ге­ронтология включает в свой теоретический и практический инст­рументарий результаты и методы других наук, с другой - расщепля­ется на отдельные отрасли знания. С 30-х годов в геронтологии

выделились самостоятельные исследовательские проблемы: герон­тология человека, геронтология животных, геронтология растений, обособились молекулярная, биологическая, экологическая и эво­люционная геронтологии. Несколько позже произошла дифферен­циация исследований процессов старения на теоретические и при­кладные, а самой науки - на теоретическую и прикладную.

С 50-х годов начинается резкий рост числа людей пожилого возраста в развитых странах, а вместе с тем и проблем, связанных с их обеспечением, что заставило общество обратить внимание на положение престарелых граждан, их нужды и социальную защищен­ность. Исследователи многих стран утверждают, что здоровье на­селения только на 8-10% зависит от здравоохранения и на 60-65% оно определяется образом жизни, питанием, условиями внешней среды. Можно сомневаться в точности процентных соотношений, но то, что самые весомые факторы - это образ жизни и среда обита­ния, то есть совокупность социальных факторов, - безусловно. Сле­довательно, развитие геронтологии лишь по пути решения меди­цинских проблем выглядит тупиковым вариантом.

Примечательно, что в России социально-геронтологические идеи и гипотезы намного опередили вхождение в научный обиход самого названия этой области знания. В работах А.А. Богомольца о продолжительности жизни медицинские проблемы рассматрива­ются наряду с социальными. Богомолец давал аргументированные рекомендации о правилах поведения и общения пожилых людей и с пожилыми людьми. Малоизвестно, что Д.И. Менделеев занимался проблемами старения, долголетия и смерти. В начале века была опубликована интереснейшая во всех отношениях работа ученого " Заветные мысли" (М., 1995), где говорилось о необходимости изу­чения проблем, связанных с продолжительностью жизни и рассмат­ривался социальный аспект геронтологии. В частности, Менделеев писал, что " с увеличением процента бодрых стариков человечество должно будет улучшиться, потому что такие старики, умудренные опытом жизни, благотворно будут влиять на молодежь, каким бы самомнением она ни заразилась".

Если в США и других западных странах сторонниками са­мостоятельности социальной геронтологии были социологи и пси­хологи, то в России этим занимались гигиенисты, что, в общем-то, и неудивительно. В России до последних десятилетий уровень раз­вития и социологии, и психологии был таков, что немногочислен­ным специалистам этих отраслей едва хватало сил, чтобы сопро­тивляться полному вымиранию той и другой науки. Но и в это вре-

мя были опубликованы серьезные исследовательские работы: М.Д.Александровой " Проблемы социальной и психологической геронтологии"; Б.Г.Ананьева " Человек как предмет познания"; А.В. Дмитриева " Социальные проблемы людей пожилого возраста"; Ю.К.Дупленко " Старение: очерки развития проблемы"; Т.В. Кар-саевской и А.Т.Шаталова " Философские аспекты геронтологии"; В.Д. Шапиро " Человек на пенсии"; труды Д.Ф.Чеботарева, а также А.А.Дыскина, Н.Н.Сачук, М.Э.Елютиной, Е.В.Якимовой. Среди зарубежных авторов наиболее известны работы С. де Бовуар и Л.Би-не (Франция), А.Комфорт (Великобритания), Тиббитс (США).

Решение практических, а затем и теоретических вопросов положения стариков в обществе вызвало появление новой отрасли геронтологии - социальной геронтологии. При развитии этого на­учного направления на первый план вышли разработки социоло­гических, социально-психологических, экономических, этических проблем старения. Социальная геронтология изучает человека как социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологический подходы к решению собственных проблем.

Социальная геронтология к настоящему времени перерос­ла рамки узко академических исследований, приобрела статус са­мостоятельной науки и учебной дисциплины. Её девиз: " Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам".

Глава III. СОЦИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.

Социогеронтологические теории. Социальные проблемы лю­дей пожилого возраста, их социальный статус, место в современ­ном обществе, в социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с дру­гими возрастными группами, изменение с возрастом личности - все это еще не стало предметом специальных социологических иссле­дований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии - геронтосоциологией. К сожалению, эта область со­циологии остается одной из самых, а может быть самой забытой и заброшенной и в нашей, и в зарубежной социологической литера­туре. Практически отсутствуют синтетические исследования, учи­тывающие имеющиеся достижения в различных разделах геронто­логии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Ясно, что при нынешней демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации большой части спектра социального знания.

Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном меж­дутеоретическими и эмпирическими исследованиями. Асимметрич­ной по отношению к геронтосологии выступает социология моло­дежи. В обоих случаях важнейшей проблемой является дуалисти­ческий подход, но с разными векторами, для группы преклонного возраста - переход от самостоятельности к зависимости.

Нейл Смелзер в книге " Социология", представляющей курс лекций по этой дисциплине, приводит коэффициенты зависи­мости пожилых (65 лет и выше) и молодых (до 18 лет). Причем пер­вый коэффициент имеет явную тенденцию к повышению, а второй напротив - к снижению. Времена меняются, увеличивается уровень комфорта, но потребность стариков в посторонней помощи не толь­ко не исчезает, но и имеет тенденцию к росту.

И для стариков, и для молодежи важнейшими становятся возможности адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Ге-, ронтогруппа есть специфическая социально-демографиская груп­па, со своими психологическими особенностями, с тягой к ретро-культуре, с глубокой внутренней дифференциацией, с определен­ным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долго­жители), территориальные (горожане, сельчане) по общественно-

му положению. Классификация социальных проблем каждой соци­альной группы (и геронтогруппы в том числе) детерминируется её характеристикой и специфическими особенностями.

Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: ин­дивида, малой группы, и группы социальной структуры.

На первом уровне ведутся исследования эволюции личнос­ти с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личност­ную характеристику пожилого человека, рассматриваются его по­ведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликт­ных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), ана­лизируются изменения потребностей, интересов и ценностных ори­ентации.

На втором уровне исследуется место, роль и функции пожи­лого человека в производственном коллективе, в сообществе сосе­дей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье.

Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-зна­ковые события в жизни общества, проводит анализ государствен­ной политики по отношению к пенсионерам.

Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформаль­ный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершенно­летие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрас­тные нормы.

Неформальные возрастные нормы определены не так чет­ко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку имено­вать " старой девой", у мужчин наступает возраст " старого хо­лостяка", позже наступает возраст " старика" и " старухи". Суще­ствует как бы " социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Соци­альные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их прини­мать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы.


Как и другие социально-демографические группы (напри­мер: молодежь, женщины, горожане), группа " третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциа­цию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в об­ществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформирован­ной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре.

Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат аме­риканским социологам.

Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимо­действия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще назы­вают " теорией освобождения", потому что старение якобы " осво­бождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязатель­ствами обществу.

Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: " эйджеизм" (от английского " age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одни­ми возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мне­нию автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, " эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди мо­лодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они про­являют личностное отвращение и неприязнь к старению, болез­ням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, " бесполезности" и " смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер, - где всегда ценились мастерство, сила, мо­лодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии.

Польский социолог Хелена Издебская собрала высказыва­ния двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к де­душкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили непри­язнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответ­ственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно занимать­ся государство, общество, а не близкие родственники. Многие зая­вили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо-

вания дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (из книги К.Висьневска-Рошковска " Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989) В России практически нет исследования такого рода. Распро­страненная среди студентов Ростовского университета анкета, по­казала иной подход в отношениях к пожилым людям и собствен­ным дедушкам и бабушкам.

Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18-20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались сле­дующим образом:

1. Есть ли у Вас кто-то из пожилых (родственник, знакомый), кого Вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство (80%) ответили отрицательно.

2. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство (60%) ответили, что находят, 20% считают, что " в принципе находят", еще 20% ответили - " не всегда".

3. При общении со старым человеком Вы, прежде всего, отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают чер­ты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: " То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как зас­луживающего уважения - не всегда". В части ответов (25%) были признания, что первым фиксируется смешное.

4. Считаете ли Вы, что старики это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой уста­новкой.

5. Готовы ли Вы оказать помощь постороннему пожилому челове­ку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную - только 20%.

6. У Вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли Вы их со своими дру­зьями или стараетесь этого не делать? Почти 90% ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: " Да, знакомлю, бабушка член семьи и не познакомить ее с моими друзьями - зна­чит нанести ей оскорбление"; " Конечно знакомлю. У меня дос­тойные друзья и достойные дедушка и бабушка".

7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений? Старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос: " и те, и другие".

8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков?

а) прислушиваетесь;

б) " пропускаете мимо ушей";

в) просите оставить вас в покое.

Ответы на этот вопрос распределились примерно равно меж­ду всеми тремя вариантами.

Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характер­ной чертой массового сознания в России.

Теория активности выступает как альтернативная к преды­дущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраня­ют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячес­ки сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исклю­чить их из общества.

Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожи­лом возрасте приоритет остается за активностью, в старости воз­никает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.

Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер (" Социология") выводит специальные коэффициенты за­висимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем ус­тановление хронологических границ не имеет смысла, так как вступ­ление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал