Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В.Д. АЛЬПЕРОВИЧ 2 страница
Видовая и максимальная продолжительность жизни. Возраст, к которому жизнеспособность ослабевает настолько, что смерть становится неизбежной, колеблется в некоторых пределах вокруг величины называемой видовой или биологической продолжительностью жизни, т.е. характерной для человека как одного из видов живых существ. Видовой продолжительности противостоит индивидуальная продолжительность жизни, которая может и превзойти видовую и " не дотянуть" до видовой. Дискуссионной остается длина в годах видов продолжительности жизни. В разные времена и по настоящее время, рассматривая видовую продолжительность жизни, ученые /французы Жорж Луи Бюффон и Пьер Жан Флуранс, англичанин Роджер Бэкон и его соотечественница Джустин Гласе/ обсуждали гипотетическую идею о влиянии периода роста на продолжительность жизни. Рассматривая продолжительность жизни и роста животных, они выводили коэффициенты зависимости между этими периодами и предлагали использовать полученные коэффициенты для вычисления видовой продолжительности жизни человека. В итоге утверждалось, что человек может жить 100, 180, 300 и больше лет. И.И.Мечников, не отрицая сам метод исчисления, лишь высказывал сомнение в качестве расчетов. Принципиально неверно перенесение закономерностей животного мира на понимание проблем человеческого долголетия, детерминируемого, прежде всего, социальными факторами. Если использовать распространенную аллегорию с брошенным шаром или горящей свечой для выражения продолжительности человеческой жизни, то длина пути шара зависит от силы трения, а время горе- ния свечи от силы ветра. Длину человеческой жизни в большей степени определяют социальные трения и ветры истории. Более реалистичной величина видовой продолжительности жизни получена в расчетах, построенных на методике Б.Ц.Урлани-са, принявшего в качестве ориентира продолжительность жизни в наиболее передовых и благополучных странах. По этим статистически доказательным расчетам видовая продолжительность жизни человека должна составлять 85-90 лет. Видовая продолжительность должна служить реальным ориентиром для увеличения средней продолжительности жизни. Разница между этими величинами представляет собой резерв, который вполне может быть освоен за счет улучшения условий и образа жизни. Академик Д.Ф. Чеботарев, выдающийся современный геронтолог, определяя задачи геронтологии, писал: " Тактические задачи -борьба с преждевременным старением и хотя бы частичное освоение тех резервов, которые безусловно есть у человека и которые определяются неиспользованным периодом между современной средней и видовой продолжительностью жизни..., сохранение практического здоровья во весь период так называемого третьего возраста. Стратегические задачи - продление активного долголетия сверх сроков видовой, биологической длительности жизни человека". Что же касается максимальной продолжительности жизни /до 120 лет/, то это такое же уникальное явление, как и двухметровый рост. Указания на возраст старше 120 лет не имеют документальных подтверждений, весьма сомнительны и скорее всего плод, как говорят демографы, " старческого кокетства". Демографическая особенность России - значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорциональность наиболее показательна для старшей когорты страны. Из 148 млн населения женщин - 79 млн или 53% общей численности. Но среди самих женщин всё меньше молодых и всё больше пожилых и старых. Так, старше трудоспособного возраста - 28%, а младше - 21%. В этом соотношении мы усматриваем одну из причин сокращения рождаемости, а вместе с тем и численности населения и отсюда можно прогнозировать еще большее уменьшение этих величин в будущем времени. Сообщество пенсионеров на три четверти состоит из пенсионерок. Ко времени выхода женщин на пенсию (55 лет) на 1000 мужчин того же возраста приходится 1252 женщины, а ко времени вы- хода на пенсию мужчин (60 лет) это соотношение увеличивается до 1393. Но самая тягостная картина среди тех, кому 70 и более лет, где соотношение мужчин и женщин 1 к 3. Наличие вдов среди тех, кому за 70 объяснимо военными потерями, тогда как повышенная смертность пятидесяти- шестидесятилетних мужчин в основном связана с неправильным образом жизни. Вдов среди женщин старше 60 лет вдвое больше, чем замужних. А из десяти женщин 70 лет и старше - 7 вдов и одна вообще никогда не была замужем. Среди семидесятилетних и старше женщин больше всего бездетных: 134 на 1000. У их сорокалетних " дочек" бездетных почти вдвое меньше, а вот, что касается высшего образования, то у старших женщин их только 60 на 1000, тогда как у " дочек" - 200 женщин из 1000 имеют высшее образование. На каждую тысячу семидесятилетних и старше женщин - 300 имеют начальное образование и столько же вообще не могут назвать, какое у них образование. У " дочек" такие ответы дали 14 человек из 1000. (Данные рассчитаны по Стат. сборнику " Россия в цифрах" М., 1996.) Невысокие уровни образования и квалификации обусловили небольшой размер пенсии пожилых женщин. Итак, если попытаться дать обобщенный портрет российского пожилого человека, то чаще всего это женщина в возрасте за 60 лет, с небольшой пенсией, вдова.
Глава II. ГЕНЕЗИС ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. Характеристика геронтологического знания. Проанализируем гипотезы и идеи, существовавшие в разное время, по поводу механизмов старения и усилий, направленных на отдаление времени старости, а также закономерности эволюции представлений и смены одних идей другими, продиктованные общим развитием науки. Вместе с тем проследим преемственность в развитии теории старения /геронтологии/. Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с именами основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки. В прочем, и Гиппократ, и Авиценна своими философскими трудами занимают достойное место в истории философии. Человек со времени возникновения цивилизации, на протяжении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - " повернуть реку времени вспять" Он постоянно искал средства для осуществления этой мечты. Но только в XX веке /большей частью во второй его половине/ эти поиски приобрели характер конкретных экспериментальных воздействий и их результаты стали практически использоваться. По сути дела, геронтология - ровесница культуры, она одинаково самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук. Важнейшей характеристикой геронтологии является её комплексность, развивающаяся на основе междисциплинарных исследований. Во все времена наука о старении вбирала в себя новые знания, создаваемые учеными самых различных отраслей: медицины и физиологии, философии и биологии, психологии и социологии, демографии и этнографии, истории и правоведения. В XX веке геронтология обогатилась достижениями новых, более молодых и тонких наук: биохимии, биофизики, психоаналитики, психофизиологии. Этапы развития геронтологического знания. Методы и технологии. С древних времен (Цицерон и Авиценна) развитие геронтологии шло под влиянием медицины и философии. Первыми значительными трактами, посвященными этой теме следует назвать: " Катон старший о старости" Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и " Медицинский канон" или " Поэма о медицине" Абу Али Ибн Сина /Авиценна/ (980-1037 гг.). Названные произведения разделены веками, но их объединяет то, что это первые фундаменталь- ные, специально посвященные проблемам старения труды. /Правда, еще до того был Аристотель с " крошечным сочинением" (выражение Ф.Бэкона) " О долгой и короткой жизни'/. И что еще важнее, оба мыслителя писали о старости как об определенном этапе жизни, способном быть таким же полноценным, творчески плодотворным, как и предыдущие. Медицинские рекомендации Авиценны в течение многих веков служили руководством для врачей и кое чем полезны и поныне. Средневековая наука сделала крутой вираж в сторону мистики и алхимии, этим влияниям подверглись и геронтологические знания. Авиценна порицал веру в астрологические предсказания здоровья и болезней. Тогда как оригинальный философ, оксфордский выпускник и преподаватель, борец с невежеством и проповедник светского образования Роджер Бэкон уверял, что с помощью " сокровенных средств и магии можно человеческое тело освободить от всех неправильностей и продлить жизнь на многие столетия" (" Opus majus" /" Большой труд" /). Действительный статус науки геронтология приобретает в XVIII веке. Её успехи вселяли уверенность в том, что " должно наступить время, когда смерть будет только следствием либо необыкновенных случайностей, либо все более и более медленного разрушения жизненных сил". Так заявлял в работе о прогрессе человеческого разума французский ученый Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794). Примечательно, что Кондорсе был не врачом, а социологом. Но еще задолго до Кондорсе Френсис Бэкон (1561-1626), которого называют отцом научной геронтологии, в фундаментальном труде, посвященном классификации наук (" Великое восстановление наук") писал о новой науке, которая еще только должна быть создана, её делом станет учение о продлении жизни. Там же Ф.Бэкон высказывает свои советы и рекомендации социально-гигиенического характера, способствующие, по его мнению, продлению жизни. Философ утверждал, что работы по продлению жизни должны идти тремя путями: замедление процесса изнашивания, надежное поддержание существования и обновление того, что уже начало стареть. То есть можно утверждать, что медицина никогда не обладала " монополией" на решение проблем долголетия, ими всегда в неменьшей мере интересовались философы. Вклад российской науки в создание геронтологии обозначен выдающимися трудами научных школ С.П. Боткина, И.И. Мечникова, И.П. Павлова. Ученый и клиницист С.П.Боткин (1832-1889) выдвинул идею о разграничении старости на физиологическую и патологическую или преждевременную, когда человек не доживает до видового предела. Он утверждал, что патологические старость и смертность в России - результат условий жизни, что в России не принимается " соответствующих предупредительных мер, указанных наукой, и польза которых доказана опытом многочисленных городов и стран". На рубеже веков более других проблемами геронтологии занимался И.И.Мечников /он же дал название этой науке/. Ученый посвятил этим проблемам две работы: " Этюды о природе человека" и " Этюды оптимизма", где первым предпринял научный анализ старости и смерти, и изложил созданную им собственную теорию об ортобиозе - оптимистическом понимании жизни и смерти. Сама логика исследования привела великого биолога к философским проблемам геронтологии, к пониманию социальной сущности человека вообще, и проблемы долголетия в частности. Он писал: " Недостаточно заниматься одним только выдумыванием способов лечения; нужно взяться за изучение общего вопроса о судьбе человеческой: почему человек неуклонно стареет и в конце концов умирает, когда в нем еще так велико желание жить" /" Этюды оптимизма" /. Неоценимо значение работ школы И.П.Павлова (1849-1936) в развитии исследований возрастных изменений, создавшей современные представления о высшей нервной деятельности, об адаптационных возможностях организма. В трудах И.П.Павлова, как и в трудах его учителя И.М.Сеченова, одно из центральных положений заключается в том, что формирование сложнейших актов психической (по тогдашней терминологии - " душевной") деятельности ведущее место принадлежит, как писал Сеченов в работе " Элементы мысли", условиям существования. И.П.Павлов, изучая высшую нервную деятельность животных, основной целью своей работы ставил вскрытие закономерностей психической деятельности человека, но он не считал возможным перенесение закономерностей высшей нервной деятельности, открытые при изучении собаки, на человека. Он указывал, что особенности высшей нервной деятельности человека " поражающе резко выделяют его из ряда животных". И условия существования человека и особенности его высшей нервной деятельности делают бессмысленными и некорректными расчеты видовой (предельной) продолжительности жизни по животному типу. /О характере таких расчетов мы писали в предыдущей главе./ Основатели отечественной геронтологии сформировались как ученые в прошлом веке. Тогда же ими были выдвинуты идеи, которые стали фундаментальными в строящемся здании геронтологии, что особенно важно для данного исследования, вплотную приблизились к пониманию социальных проблем геронтологии. Кроме названных ученых в этом ряду: А.А.Богомолец, А.В.Нагорный, А.Н. и С.А. Северцевы, И.Р.Тарханов, И.И.Шмальгаузен. Дальнейшая разработка этих идей привела к образованию теории, созданию её экспериментальной базы, практическому использованию и возникновению новой отрасли науки - социальной геронтологии. Но это произошло уже в XX столетии. Говоря о развитии геронтологии в XX веке, следует хотя бы назвать предпосылки, созданные учеными смежных дисциплин мирового сообщества и Наукой в целом, которые способствовали обретению геронтологией статуса науки. Этому способствовали предпосылки, созданные учеными смежных отраслей. Стремительное приобретение биологией приоритетных позиций в науке, использование ею достижений химии и физики и как результат: создание двух новых наук - биохимии и биофизики. Вместе с этим открытие пенициллина, витаминов, гормонов, применение методов антисептики Луи Пастера значительно продвинуло медицину. Большое влияние на сохранение здоровья и увеличение сроков жизни оказало рождение новой науки - диетологии. Значительным успехом было открытие того, что работу всех внутренних органов регулирует особый участок головного мозга - гипоталамус, который определяет такие процессы, как сон и бодрствование, эмоциональные проявления и артериальное давление, терморегуляцию и обмен веществ, ассимиляцию и диссимиляцию. В советское время возникли новые научные школы геронтологии Д.Ф.Чеботарева, З.Г. Френкеля, В.В. Фролькиса, которые добились значительных успехов в развитии биологического и медицинского направлений, тогда как социальный аспект старения ограничивался разработкой форм организации медико-социальной помощи пожилым и старикам и составлением гериатрических программ обучения медицинских работников. Однако, именно эти ученые заложили основы социальной геронтологии. Характерным, качественным моментом развития геронтологии в XX в. является действие двух равновеликих тенденций: дифференциация и интеграция научного знания. С одной стороны, геронтология включает в свой теоретический и практический инструментарий результаты и методы других наук, с другой - расщепляется на отдельные отрасли знания. С 30-х годов в геронтологии выделились самостоятельные исследовательские проблемы: геронтология человека, геронтология животных, геронтология растений, обособились молекулярная, биологическая, экологическая и эволюционная геронтологии. Несколько позже произошла дифференциация исследований процессов старения на теоретические и прикладные, а самой науки - на теоретическую и прикладную. С 50-х годов начинается резкий рост числа людей пожилого возраста в развитых странах, а вместе с тем и проблем, связанных с их обеспечением, что заставило общество обратить внимание на положение престарелых граждан, их нужды и социальную защищенность. Исследователи многих стран утверждают, что здоровье населения только на 8-10% зависит от здравоохранения и на 60-65% оно определяется образом жизни, питанием, условиями внешней среды. Можно сомневаться в точности процентных соотношений, но то, что самые весомые факторы - это образ жизни и среда обитания, то есть совокупность социальных факторов, - безусловно. Следовательно, развитие геронтологии лишь по пути решения медицинских проблем выглядит тупиковым вариантом. Примечательно, что в России социально-геронтологические идеи и гипотезы намного опередили вхождение в научный обиход самого названия этой области знания. В работах А.А. Богомольца о продолжительности жизни медицинские проблемы рассматриваются наряду с социальными. Богомолец давал аргументированные рекомендации о правилах поведения и общения пожилых людей и с пожилыми людьми. Малоизвестно, что Д.И. Менделеев занимался проблемами старения, долголетия и смерти. В начале века была опубликована интереснейшая во всех отношениях работа ученого " Заветные мысли" (М., 1995), где говорилось о необходимости изучения проблем, связанных с продолжительностью жизни и рассматривался социальный аспект геронтологии. В частности, Менделеев писал, что " с увеличением процента бодрых стариков человечество должно будет улучшиться, потому что такие старики, умудренные опытом жизни, благотворно будут влиять на молодежь, каким бы самомнением она ни заразилась". Если в США и других западных странах сторонниками самостоятельности социальной геронтологии были социологи и психологи, то в России этим занимались гигиенисты, что, в общем-то, и неудивительно. В России до последних десятилетий уровень развития и социологии, и психологии был таков, что немногочисленным специалистам этих отраслей едва хватало сил, чтобы сопротивляться полному вымиранию той и другой науки. Но и в это вре- мя были опубликованы серьезные исследовательские работы: М.Д.Александровой " Проблемы социальной и психологической геронтологии"; Б.Г.Ананьева " Человек как предмет познания"; А.В. Дмитриева " Социальные проблемы людей пожилого возраста"; Ю.К.Дупленко " Старение: очерки развития проблемы"; Т.В. Кар-саевской и А.Т.Шаталова " Философские аспекты геронтологии"; В.Д. Шапиро " Человек на пенсии"; труды Д.Ф.Чеботарева, а также А.А.Дыскина, Н.Н.Сачук, М.Э.Елютиной, Е.В.Якимовой. Среди зарубежных авторов наиболее известны работы С. де Бовуар и Л.Би-не (Франция), А.Комфорт (Великобритания), Тиббитс (США). Решение практических, а затем и теоретических вопросов положения стариков в обществе вызвало появление новой отрасли геронтологии - социальной геронтологии. При развитии этого научного направления на первый план вышли разработки социологических, социально-психологических, экономических, этических проблем старения. Социальная геронтология изучает человека как социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологический подходы к решению собственных проблем. Социальная геронтология к настоящему времени переросла рамки узко академических исследований, приобрела статус самостоятельной науки и учебной дисциплины. Её девиз: " Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам". Глава III. СОЦИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ. Социогеронтологические теории. Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, в социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности - все это еще не стало предметом специальных социологических исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии - геронтосоциологией. К сожалению, эта область социологии остается одной из самых, а может быть самой забытой и заброшенной и в нашей, и в зарубежной социологической литературе. Практически отсутствуют синтетические исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных разделах геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Ясно, что при нынешней демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации большой части спектра социального знания. Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном междутеоретическими и эмпирическими исследованиями. Асимметричной по отношению к геронтосологии выступает социология молодежи. В обоих случаях важнейшей проблемой является дуалистический подход, но с разными векторами, для группы преклонного возраста - переход от самостоятельности к зависимости. Нейл Смелзер в книге " Социология", представляющей курс лекций по этой дисциплине, приводит коэффициенты зависимости пожилых (65 лет и выше) и молодых (до 18 лет). Причем первый коэффициент имеет явную тенденцию к повышению, а второй напротив - к снижению. Времена меняются, увеличивается уровень комфорта, но потребность стариков в посторонней помощи не только не исчезает, но и имеет тенденцию к росту. И для стариков, и для молодежи важнейшими становятся возможности адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Ге-, ронтогруппа есть специфическая социально-демографиская группа, со своими психологическими особенностями, с тягой к ретро-культуре, с глубокой внутренней дифференциацией, с определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане) по общественно- му положению. Классификация социальных проблем каждой социальной группы (и геронтогруппы в том числе) детерминируется её характеристикой и специфическими особенностями. Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: индивида, малой группы, и группы социальной структуры. На первом уровне ведутся исследования эволюции личности с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личностную характеристику пожилого человека, рассматриваются его поведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликтных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), анализируются изменения потребностей, интересов и ценностных ориентации. На втором уровне исследуется место, роль и функции пожилого человека в производственном коллективе, в сообществе соседей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье. Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-знаковые события в жизни общества, проводит анализ государственной политики по отношению к пенсионерам. Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформальный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершеннолетие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрастные нормы. Неформальные возрастные нормы определены не так четко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку именовать " старой девой", у мужчин наступает возраст " старого холостяка", позже наступает возраст " старика" и " старухи". Существует как бы " социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Социальные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их принимать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы. Как и другие социально-демографические группы (например: молодежь, женщины, горожане), группа " третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциацию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в обществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре. Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам. Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют " теорией освобождения", потому что старение якобы " освобождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязательствами обществу. Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: " эйджеизм" (от английского " age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одними возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мнению автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, " эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, " бесполезности" и " смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер, - где всегда ценились мастерство, сила, молодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии. Польский социолог Хелена Издебская собрала высказывания двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к дедушкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо- вания дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (из книги К.Висьневска-Рошковска " Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989) В России практически нет исследования такого рода. Распространенная среди студентов Ростовского университета анкета, показала иной подход в отношениях к пожилым людям и собственным дедушкам и бабушкам. Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18-20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались следующим образом: 1. Есть ли у Вас кто-то из пожилых (родственник, знакомый), кого Вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство (80%) ответили отрицательно. 2. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство (60%) ответили, что находят, 20% считают, что " в принципе находят", еще 20% ответили - " не всегда". 3. При общении со старым человеком Вы, прежде всего, отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают черты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: " То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как заслуживающего уважения - не всегда". В части ответов (25%) были признания, что первым фиксируется смешное. 4. Считаете ли Вы, что старики это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой установкой. 5. Готовы ли Вы оказать помощь постороннему пожилому человеку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную - только 20%. 6. У Вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли Вы их со своими друзьями или стараетесь этого не делать? Почти 90% ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: " Да, знакомлю, бабушка член семьи и не познакомить ее с моими друзьями - значит нанести ей оскорбление"; " Конечно знакомлю. У меня достойные друзья и достойные дедушка и бабушка". 7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений? Старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос: " и те, и другие". 8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков? а) прислушиваетесь; б) " пропускаете мимо ушей"; в) просите оставить вас в покое. Ответы на этот вопрос распределились примерно равно между всеми тремя вариантами. Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характерной чертой массового сознания в России. Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества. Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости возникает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий. Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер (" Социология") выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.
|