![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В.Д. АЛЬПЕРОВИЧ 6 страница
Рухнувшие или несбывшиеся надежды вызывают самый серьезный, самый длительный и самый разрушительный стресс. " Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок", " Зачем я жил? " Понять и принять эти положения должны не столько пожилые, сколько те молодые, которые со временем тоже состарятся. Что ответить на эти вопросы, не кому-нибудь, а самому себе? Есть ответ или нет его, у каждого человека он - свой. Но, как минимум, два аргумента являются общими для многих. 1. Жизнь кончается не тогда, когда человек умирает, а значительно раньше, если он перестает радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний. В пятидесятилетнем возрасте великий писатель, состоятельный помещик, отец многодетного семейства Лев Толстой мучительно искал ответ на вопрос о своем назначении на земле. Эти поиски длились не день-два, а несколько лет, и с той же интенсивностью продолжались до конца жизни. Он писал в " Исповеди": " Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь нельзя жить. А ответа нет". В.Жданов, биограф Л.Толстого, так описывает душевное состояние Льва Николаевича: " Наступили страшные годы. То, что и раньше временами посещало Толстого, приводило его в безнадежное уныние, но потом быстро рассеивалось, превратилось теперь в непрерывный мучительный крик". Сам Толстой пишет, в это же время, в письме одному из друзей: " Сплю духовно и не могу проснуться. Нездоровится, уныние. Отчаяние в своих силах. Что мне суждено судьбой, не знаю, но доживать жизнь без уважения к ней - мучительно. Думать даже - и к тому нет энергии. Или совсем худо или сон перед хорошим периодом работы". Он угадал, это был " сон перед хорошей работой". Если отвлечься от авторитета великой личности, то можно заключить, что это типичный фрустрационный стресс, вызвавший не только глубокую депрессию, но и расстроивший завидно крепкое здоровье. Преодоление этого состояния дало возможность прожить писателю еще три десятка лет, познать новые радости жизни, любить и быть любимым, трудиться и страдать. Все это во многом благодаря обретению новой цели, того, что было названо " толстовством". Создание своего собственного учения суждено только гениям, но каждый человек волен искать и находить новые цели жизни в любом возрасте и в пожилом, в том числе. Возможно возражение: " Толстому было 50 лет, когда он писал " Исповедь" и мучился смыслом жизни. Но что делать, если вопрос о смысле жизни мучит семидесятилетнего? В 70 лет Лев Толстой изучил древнееврейский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике. И опять же, не обязательно изучать древние или современные языки, можно заняться вышиванием, вырезанием, выжиганием, садоводством, цветоводством, фотографией, шитьем, кулинарией. Есть сотни других дел и ремесел. Не все способны найти применение своим силам и способностям, свое место на новом этапе жизни. Тогда возникает настроение подавленности. Следующий этап - депрессия. Подавленное настроение, и депрессия могут быть вызваны различными причинами и иметь различную степень выражения. Они могут иметь различную степень выражения - от нежелания следить за своей внешностью до мысли о самоубийстве при затянувшейся депрессии. От нежелания бриться до желания чиркнуть себя бритвой по венам -огромная дистанция. И все же небритые щеки и нечищенные ботинки - это верный признак утраты интереса к жизни. Пожилые мужчины более, чем втрое склонны к самоубийству, по сравнению с молодыми мужчинами, и во столько же раз - по сравнению со своими сверстницами. Причем, такая статистика во всех республиках СНГ, но наибольшим числом самоубийств отличается Россия. Александр Солженицин в одном из интервью отмечал рост самоубийств в России, при этом значительное число семейных самоубийств прослеживается среди пожилых людей. Для состояния депрессии характерно уныние, пессимизм, разочарование в себе и близких; легко возникающая раздражительность; плаксивость; нерешительность; быстрая утомляемость; снижение аппетита или, напротив, тяга к обжорству; мысли о суициде, попытки его осуществления и сам суицид. 2. Считать удачи и успехи и постараться не вспоминать обиды и промахи и удары судьбы. Если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. Именно люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем предназначении, они не могут не вспомнить того, чем можно гордиться, о своих победах, хотя бы над самим собой. Как говорили древние римляне: " Высшая власть - это повелевать собой". Такие люди обязательно сделали в этой жизни немало доброго и хорошего для других. Известно, вялые, безвольные, злые и подлые люди долго не живут. Следует воспользоваться опытом друга детства - Робинзона Крузо: " Порою на меня нападало отчаяние, я испытывал смертельную тоску. Чтобы побороть эти горькие чувства, я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моем бедственном положении есть все же немало хорошего. Я разделил страницу пополам и написал слева " худо", а справа " хорошо". Оказалось, что на каждое " худо" есть свое " хорошо", как говорится " нет худа без добра". Робинзон был уверен, что эти размышления оказали ему большую поддержку. " Я увидел, что мне не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение". Психолог бы сказал, что таким приемом путешественник " выработал защитную тактику" и в дальнейшем, всякий раз, когда действительность повергала его в отчаянье, перед его мысленным взором при сознательных усилиях должна была вставать эта расчерченная на двое страница, имеющая защитный характер, покуда она не достигла значения фиксации и не выступила противовесом возможных фрустраций. По Селье, продолжительность жизни зависит, с одной стороны, от того количества адаптационной энергии (нечто вроде " жизненной силы"), которое человек получил по наследству, с другой, - от того, как он расходовал ее в различных жизненных ситуациях, вызывающих стресс. Концепция имеет, как минимум, два довольно уязвимых места. Во-первых, связь между наследственностью и долгожительством не раз подвергалась весьма аргументиро- ванной критике. Одним из первых критиков этой связки был И.И.Мечников. Во-вторых, если поверить в эту концепцию, то следует поверить и в бессмертие, при условии полного сохранения так называемой адаптационной энергии. Но сам автор убежден, что без стрессов жизнь невозможна. Известный отечественный геронтолог В.В.Фролькис описывает эксперимент, поставленный на трех группах животных /крысах/. Одних поместили в условия, где ничто не нарушало их покоя -ни звуковые, ни световые раздражители, ни столкновения у кормушки. На крыс второй группы время от времени воздействовали всеми видами раздражителей. Для третьей группы стрессовые ситуации создавали постоянно: они следовали одна за другой, подопытных не оставляли в покое. Продолжительность жизни второй группы /с кратковременными стрессами/ оказалась больше, чем у первой и у второй групп животных. У постоянного покоя более сильное губительное воздействие, чем у постоянного раздражителя. В.В.Фролькис полагает, что наша жизнь - не просто постоянная трата полученного при рождении наследства, " жизненного заряда", но пополнение его фондов в процессе жизнедеятельности. " Мягкий" стресс мобилизует наши жизненные силы, но часто повторяемые стрессы, регулярная перегрузка организма ускоряет процесс старения. Естественно, что молодые люди легче адаптируются к нестандартным ситуациям и вызываемыми ими стрессами в отличие от пожилых. Перегрузки, с которыми молодость справляется, не истощая силы организма, не по силам старикам. Еще одна особенность проявления и влияния стресса: он чаще случается у женщин, чем у мужчин, но женщины легче справляются с ним и быстрее адаптируются к его воздействию. Некоторые специалисты полагают, что секрет такой выносливости " слабого пола" в том, что женщины умеют разряжать свои эмоции слезами, а то и истериками. В слезе, утверждают они, не только избыток ионов натрия, калия и других солей, но и избыток адреналина. Адреналин, как известно, вызывает сужение большинства сосудов, усиливает сокращения сердца, изменяет частоту сердцебиения, повышает артериальное давление. Следовательно, женщины, давая волю эмоциям, на инстинктивном уровне оберегают себя от серьезных неприятностей, провоцируемых стрессом. Замечено, что женщины более разборчиво, чем мужчины, относятся к приему лекарств, которые, независимо от их прямого назначения, могут спровоцировать стресс; речь идет прежде всего и в основном о лекарствах, принимаемых без назначения врача. Но, при всем при том, сами женщины зачастую выступают как бы " вирусоносителями" стресса. Стресс также заразен, как и грипп. Если у одного из членов семьи стресс, то он может передать его всей семье. Особенно опасны в этом отношении люди, постоянно работающие с большим числом людей: продавщицы, водители транспорта, учительницы и другие. Повелители хорошего настроения и одно из самых сильных лекарств от стресса - шутка, юмор. Люди, лишенные чувства юмора, гораздо чаще и сильнее страдают от стрессов, чем те, кто всегда готов посмеяться над собой, своими неприятностями, недомоганиями, морщинами. В своей книге " Смех - дело серьезное" философ Джон Мо-рилл дает такое объяснение этому явлению: " Человек, обладающий чувством юмора, в стрессовой ситуации отнюдь не чувствует себя спокойнее, просто он гибко подходит к ее разрешению". Другой известный философ и писатель Артур Кестлер, не считавший смех серьезным делом, писал: " Единственной функцией смеха является просто снятие напряжения". Датский ученый Карл Родаль утверждал: " Трехминутный смех заменяет пятнадцатиминутную гимнастику". Пожилые люди должны тщательно избегать мрачных людей, мрачных кинофильмов, мрачных романов. Для сохранения здоровья и бодрости куда полезней кинокомедии, анекдоты, юмористы и веселые собеседники. Превосходство продолжительности женской жизни над мужской объясняют не только тем, что они чаще плачут, но и тем, что они чаще, чем мужчины, смеются. Великий французский писатель Стендаль оставил чудесное наставление: " смех убивает старость" ГЛАВА V. ЗДОРОВЬЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Гериатрия. Практически в нашей стране нет ни гериатри-ческих поликлиник, ни врачей этой специальности. Так, в Ростовской области, согласно официальной статистики, - почти 16 тысяч врачей более двух десятков специальностей. Гериатров в этом перечне - нет. Ростовский медуниверситет не ведет подготовку гери-атров. Хотя не требует доказательства абсолютная истина - лечение пожилых людей, как и детей, имеет свою серьезную специфику. Гериатр и педиатр - сходные профессии, пациенты и того, и другого требуют учета их возрастных особенностей. К особенностям стареющего организма, требующего необходимой корректировки, относятся гетерохронность, гетеротопность и гетерокинетичность. Гетерохронность - означает различия во времени наступления времени старения различных органов и тканей. Гетеротопность - выраженность процесса - неодинаковая для разных органов и для разных структур одного и того же органа. Гетерокинетичность - различная скорость развития возрастных изменений организма. Старость - не болезнь, физиологи утверждают, что смерть от истинной старости встречается не чаще, чем одна на 100 тысяч. Но болезни случающиеся в старости протекают на фоне названных особенностей. Геронтолог И.В. Давыдовский писал: " Старость не является болезнью в современном понимании этого слова. Старость, как правило болезненна... Эта болезненность естественна в том смысле, что она отражает естественные, сущностью старения обусловленные недуги старости". (" Геронтология"). Протекание заболеваний в этом возрасте имеет замедленный и замаскированный характер, с пониженным порогом чувствительности, уменьшением резервные возможностей организма и повышением вероятности инфекционной восприимчивости. Влияние традиционного мышления на ошибки в диагностике. " Синдром Плюшкина". Физиологические особенности стареющего организма значительно усложняют диагностику. И отсюда две ошибки в подходе к лечению пожилых людей: с одной стороны, -стремление списать все заболевания на преклонный возраст, с другой - абсолютное игнорирование возрастной специфики. Об ошибке первого типа. В начале века врач и этнограф Г.И.Попов создал интереснейшую книгу " Русская народно-бытовая медицина". Об этой книге нельзя сказать " написал": она вобрала в себя мудрость и поверия русской деревни " из первых рук". " Среди естественных причин болезней (признаваемых в народе - В.А.), - замечает Попов, - есть еще одна - старость. Народ не мог не заметить, что с наступлением старости настает, так сказать, законное время болезней, Он (народ - В.А.) не в состоянии отделить чисто старческих заболеваний от других, которыми старики страдают в такой же мере, как и люди других возрастов: по мнению народа, все болезни стариков зависят от старости, почему во многих случаях и лечение их считается совершенно излишним. Этот термин " умереть от старости", как известно, перешел и в церковные метрики". Но дело в том, что медицинские учреждения, а вслед за ними ЗАГСы, и поныне делают такую же запись для умерших старше 80 лет. Таким образом, создается психологическая установка и для врачей, и для самих пожилых больных, что лечение людей такого возраста, как писал Попов, " считается совершенно излишним". Конечно, ряд патологий чаще встречается у пожилых людей, чем у людей среднего возраста (например, онкологические и кардиологические), но они не являются абсолютной принадлежностью старшего возраста, тогда как ряд психических заболеваний встречаются исключительно у стариков (болезни Альцгеймера, Паркинсона). Значительное увеличение старшей демографической группы отмечен еще более значительным ростом психических заболеваний в этом возрастном контингенте. Отечественная и зарубежная статистика свидетельствуют, что от 10 до 25% всех лиц старше 60-65 лет страдают психическими нарушениями различной тяжести. Психические отклонения у пожилых различны по силе, происхождению, причинам и протеканию. Здесь кроется вторая ошибка в отношении здоровья стариков. Психические расстройства, так же как и другие заболевания в этом возрасте, наступают незаметно, медленно. Создается обманчивое впечатление, что у человека с возрастом до предела портится характер, на поверхность выступают самые неприятные черты: сварливость, скандальность, скаредность, подозрительность и т.п. Классический пример - гоголевский Плюшкин. Из поколения в поколение Плюшкин воспринимается как эталон жадности. На самом же деле, если сопоставить текст поэмы " Мертвые души" и перечень синдромов сенильного и пресенильного (старческого и предстар-ческого) психозов, то станет ясно, что мы имеем описание тяжко больного несчастного старика. Казалось бы, какое отношение имеют социологи, социогеронтологи к познанию психических расстройств? Но, как пишет Т.Шибутани, известный теоретик инте-ракционизма, давно установлено А.Адлером, К.Хорни, Э.Фроммом и др., душевные расстройства есть результат нарушений в межлич- ностных отношениях. Именно поэтому профессиональные геронтологи-клиницисты стремятся прежде всего как можно более подробно исследовать старого человека как личность. Для этого в клинической практике используется многомерный диагноз. Врачи полагают, что важно не только выявить и идентифицировать заболевания, произвести измерение функциональных возможностей пожилого человека, но и выяснить перигноз, то есть оценить окружение и среду этого человека, составляющих условия его жизни. В практику внедряются специальные методы исследования, например, тестирование самостоятельности или степени зависимости, выявление объективных и субъективных потребностей индивида. При обследовании больного старого человека нельзя ориентироваться только на биологические параметры и потому необходимы психосоциальные методы исследования, оценку качества жизни и жизненной удовлетворенности. Следует учитывать, что старость есть последний этап онтогенеза, обусловленный всеми " отпечатками", оставленными предыдущими этапами развития. Соотношение социального поведения и здоровья может явиться темой отдельного исследования. В Британии издается социологический журнал с аналогичным названием, мы же предлагаем лишь абрис этой темы. Социальные характеристики человека оказывают решающее воздействие на его здоровье, хотя это и не отрицает того факта, что люди - биологические существа. Американские кардиологи М.Фридман и Р.Розенман предложили распределить всех людей по манере их поведения на два типа: А и В. По их мнению люди поведенческого типа А значительно больше предрасположены к атеросклерозу и ишемической болезни сердца, чем люди типа В. Различные фобии: канцерофобия, кардиофобия способны страх перед болезнью превратить в саму болезнь. Специальный медицинский термин " ят-рогения" обозначает болезненные состояния, вызванные неосторожными высказываниями медперсонала или кого-то из родственников больного. Пожилые люди чаще других страдают ятрогениями. Они же подвержены значительному риску, так называемым, болезням цивилизации (склероз кровеносных сосудов и коронарная болезнь, ожирение, сахарный диабет, гипертония и др.). Витаукт. Но велики и приспособительные возможности человеческого организма. В соответствии с адаптационно-регулятор-ной теорией, выдвинутой известным ученым-геронтологом В.В.Фролькисом, в ходе эволюции наряду со старением возник и процесс витаукта, стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его приспособительные возможности. Витаукт -не просто восстановление повреждений, возникающих в процессе старения, это механизм поддержания надежности организма, его способности к восстановлению, к компенсации возникших нарушений. Познание особенностей регуляторных связей процессов старения и витаукта определяют во многом стратегию и тактику продления жизни - замедления темпа старения, активизации процессов витаукта. Исследователи многих стран утверждают, что здоровье населения только на 8-10 процентов зависит от здравоохранения, тогда как от социальных факторов (образа жизни, условий внешней среды и т.п.) на 65-70 процентов. Современное движение медицинского знания от представления о человеке как совокупности больных и здоровых органов и систем к пониманию целостной личности со своей анатомофизио-логической структурой, характерологическими чертами и манерой поведения - важнейшее условие решения проблемы увеличения продолжительности жизни. ГЛАВА VI. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА. Типология взаимоотношений пожилых супругов. Семья -культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства. Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья -продукт длительной эволюции при сохранении национальных традиций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном институте возможно только через познание её исторических особен- ностей и того общества, в котором она развивалась. С другой стороны, постичь русский национальный характер вне понимания истории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории семьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России. Рассмотрим историю российской семьи за последние 100-150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному. Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обычаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большинство населения. В какой-то степени исключение составляла российская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на Западную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индивидуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися одной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской семьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме. Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний русских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почитали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно" (" Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравнительно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах. Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к авторитарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только возрастная характеристика определяет тип семьи. Последний складывается под влиянием ряда признаков: территориального (город или село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологических особенностей супругов, семейного стажа и других привходящих обстоятельств. Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья. Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что среди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнимание к проблемам здоровья. В целом же в представлении о мужественности всегда присутствует мотив " антиженственности". С возрастом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность мужских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим теорию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное поведение. Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям. Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья. К типу " сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже " не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными. Второй тип, " партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на паритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве. Третий тип, " влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: " Таким супругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же дорога, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" (" Письма незнакомке"). И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что " долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" (" Этюды оптимизма"). И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых. Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология интегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих. Проблемы сексуального поведения, как и другие поведенческие проблемы, находятся в исследовательском поле философии и социологии. Достаточно напомнить, что сам термин сексология ввел в научный оборот русский философ Василий Розанов. В наше время самое яркое научное рассмотрение сексологических проблем можно найти в работах известного философа Игоря Кона. Однако, в недавнем прошлом такие проблемы были " выкорчеваны из философского поля". Ни в " Философской энциклопедии", ни в " Философском энциклопедическом словаре" нет статей, посвященных этой проблеме. Как, впрочем, нет соответствующей статьи в новом словаре: " Энциклопедический социологический словарь". В сознании огромного числа людей, особенно старшего поколения, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологические установки. И то и другое по своей сути антисексуально: все телесное для них - низменное, греховное, не соответствующее мораль-
|