Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практические функции социологии
Настоятельная потребность в решительном повороте общественной науки к практике делает необходимым развитие тех звеньев научной социологической деятельности, от которых в первую очередь зависит внедрение результатов науки в общественную жизнь — прикладных социологических исследований. В естественных (технических) науках прикладные исследования и разработки заняли прочное место, как необходимое средство реализации результатов фундаментальных исследований. Сложились и соответствующие научно-исследовательские организации и учебные заведения: институты и вузы прикладного профиля; проектно-конструкторские и технологические организации. Ни у кого не вызывает сомнений, что для более или менее значительного совершенствования техники и технологии производства нужны не только соответствующие теоретические разработки, но и прикладные исследования, причем в довольно большом объеме. Вопросы внедрения результатов естественных наук в материальное производство отнимали у общества много времени: разрабатывались организационные формы и экономические методы соединения науки с производством; во имя их решения совершенствовались хозяйственный механизм, методы материального и морального стимулирования; осуществлялся ряд других крупных мероприятий по внедрению в практику достижений науки и техники. Такого же, если не большего, внимания заслуживает и внедрение результатов общественных наук в социальную практику. Надо признать, что общественные науки пока не содержат в своем составе более или менее развитых прикладных звеньев, какие имеются в фундаментальных естественных науках. Например, математика, будучи не менее абстрактной наукой, чем философия или социология, включает в себя множество своих приложений; созданы даже факультеты прикладной математики. Естественные науки имеют такое важное звено, обеспечивающее их выход к производственной практике, как технические и технологические науки. В обществознании, к сожалению, еще не оформилась окончательно система «фундаментальные исследования — внедрение и освоение научных результатов», слабо обеспечено исследовательскими организациями прикладное звено названного цикла, особенно такими, которые смогли бы фундаментальные положения общественной науки доводить до практически применяемого уровня. Если в необходимости предварительной разработки технологических средств в тех или иных научно-исследовательских или конструкторских организациях никто не сомневается, то социальным нововведениям не всегда предшествуют прикладные исследования и тем более — проектные или опытные разработки. Нет и четко организованной системы внедрения выводов фундаментальных общественных наук в практику, специально созданных для этого социальных механизмов, которые еще предстоит организовать или усовершенствовать (наподобие хозяйственного механизма). Надо определить обязанности «поставщиков» новых идей в этой области, а также работников, которые доводили бы их до практически реализуемой формы, до готовности для принятия практикой. Практическая реализация выводов социологической науки во многом зависит от се потребителей. К сожалению, они не оказывают достаточного влияния на результативность социологических исследований. Многие практически важные разработки не встречают понимания и поддержки органов общественного управления, руководителей министерств и предприятий. Не организованы «приемные пункты» результатов социологических исследований, не производится их «инвентаризация», отбор нужных и пригодных для внедрения идей; не расставлены консультанты по их отбору и реализации, которые одновременно могли бы наблюдать за необходимостью соблюдения выводов общественных наук при проведении тех или иных практических мероприятий. К противоречиям и трудностям во взаимодействии фундаментальных социологических исследований и практики, обусловленных социально-экономическими причинами, необходимо добавить отсутствие достаточного теоретического обоснования выхода фундаментальной науки к социальной практике. Среди исследователей широко распространен взгляд, отождествляющий этот выход с редукцией теории к ее эмпирическим значениям, операционализацией или эмпирической интерпретацией теоретических, фундаментальных положений. Создается ложное представление, будто редукция теории к эмпирии и есть переход от теории к практике. В результате теоретически оправдываются эмпиризм в практике, деятельность по методу «проб и ошибок». Подмена эмпирическим этапом познавательной деятельности действительной практики ограничивает возможность исследования практических функций фундаментальной науки вне самой науки, замыкает их на эмпирической экспериментальной деятельности внутри науки. В вопросе о связи фундаментальной науки с социальной практикой необходимо решительно отказаться от еще непреодоленной на Западе парадигмы позитивизма, укладывающей его решение в узкий диапазон отношения теоретического и эмпирического уровней познания. Требуется разработка методологии и теории перевода фундаментальной теории в ее практически приложимую форму, что позволит рассматривать фундаментальные методологические принципы как инструмент не только теории, но и практики. Континуум теории, прикладной разработки и практики — таков наиболее эффективный способ соединения теории с практикой. Он дает возможность теоретические исследования доводить до необходимого уровня конкретизации, и практического использования и тем самым лучшим образом реализовать возрастание практических функций фундаментальной науки. На этом пути не возникает необходимости фундаментальные научные принципы и методологию научного познания ограничивать (в их движении к практике) особой методологией, относящейся только к практике, — праксиологией, теорией «праксиса». На место прагматической методологии и позитивистского пренебрежения к фундаментальной теории необходимо поставить концепцию превращения теоретической идеи в практическую без низведения ее до уровня эмпирии и эмпирической деятельности, обосновать большую практическую эффективность высокой теории по сравнению с эмпирическим знанием. В этом смысле должны быть осмыслены и современные призывы к обновлению экономического, социального, экологического и подигического мышления и соответствующих форм общественной практики. Необходимость в серьезном отношении к проблеме развития прикладных исследований обостряется в связи с тем, что под прикладными социологическими исследованиями часто понимают эмпирические исследования или исследования в отраслевых науках, т. е. парадигма теоретического и эмпирического и здесь оказывается господствующей формой трактовки взаимодействия социальной теории и общественной практики. Этим во многом объясняется все еще встречающееся пренебрежительное отношение к прикладным звеньям общественных наук, в том числе и к прикладной социологии. Прикладные исследования — необходимая функция общественной науки. Вопрос лишь в том, что на разных этапах истории эта функция нашей социальной науки «работала» по-разному. На одном этапе приходилось в первую очередь заниматься изучением и освоением нового материала, новых фактов, обращать больше внимания на теоретическое осмысление накопленных фактов, опыта истории с тем, чтобы развить дальше теорию. На другом — решалась задача применения новой теории, ее претворения в жизнь, воплощения в прикладную форму и практику. Образцом приложения общей социальной теории к решению конкретных вопросов развития общества может служить работа В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». Ряд важных приемов применения социологического метода к вопросам социологии труда содержится в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда». Можно уверенно сказать, что социальная наука имеет богатый исторический опыт проведения прикладных исследований. Вместе с тем нельзя не отметить, что в последнее время мы во многих отношениях потеряли интерес к прикладным исследованиям в общественных науках, в том числе и в социологии. В этой области за последние 30 лет (началом современных социологических исследований считаются 60-е годы) не было достигнуто удовлетворительных результатов. Конкретные социологические исследования ограничивались преимущественно рамками наиболее простого познавательного цикла: от живого созерцания — к абстрактным определениям и от них — к эмпирическим действиям (рекомендациям). Этому соответствовало преобладание эмпирических методов, чаще всего анкетных опросов. Не было подготовлено и проведено ни одного социального эксперимента. Нет ни одной разработанной собственно социальной программы (например, программы по развитию социальных связей между городом и деревней или умственным и физическим трудом в той или иной сфере общественной жизни), В области так называемых конкретных социологических исследований с самого начала не ставилась и не решалась задача приложения фундаментальных положений общественной науки, ее выводов к практике сегодняшнего дня. Эти исследования по существу не были прикладными, ибо речь шла чаще всего не о приложении фундаментальной теории, а о создании специальных социологических теорий «среднего» уровня и о выходе к практике через эти теории, а вовсе не через реализацию фундаментальных принципов, перевода этих принципов на язык реальной практики. Мы исходим из того, что прикладная социология является главным инструментом, призванным обеспечить решительный поворот социологической науки к практике. Что же касается эмпирических социологических исследований, то они выступают лишь одним из средств, помогающих изучать объект, к которому прилагаются фундаментальные положения социологии. Методологический анализ при проведении прикладных социальных исследований в наших очерках представлен в следующем виде: а) сначала рассматривается применение принципов фундаментальных общественных наук в прикладных социальных исследованиях; б) затем определяются назначение и особенности прикладных исследований, в частности выявляются те модификации, которые претерпевают фундаментальные научные принципы в их прикладных формах; в) далее анализируются методологические проблемы эмпирического этапа социального исследования с тем, чтобы конкретизировать исходные методологические принципы применительно к особенностям экспериментального изучения социальных явлений.
|