Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности прикладной социологии






Место прикладной социологии в системе обществоведения еще не совсем осознано и не определено. Чаще всего ее отождествляют с проведением эмпирических или конкретных социологических иссле­дований: полагают, что прикладная социология — это наука, изучаю­щая конкретные общественные процессы, системы, институты, соци­альные структуры, организации и их компоненты[7]. При таком подходе прикладная социология выглядит как совокупность или отраслевых социологии, или проводимых в их рамках эмпирических социологи­ческих исследований, ставящих задачу эмпирического обоснования научного вывода, и лишь на заключительной стадии — разработку практических рекомендаций, преследующих внешние по отношению к социологии цели[8].

Но эмпирические социологические исследования практические за­дачи самостоятельно не решают. Они чаще всего проводятся для того, чтобы на основе собранного фактического материала делать теорети­ческие обобщения. В подобной роли они выступают, скорее, средством теоретического познания социальной реальности, способом выявления эмпирических законов, т. е. служат для того, чтобы получить теоре­тические результаты, а не реализовать фундаментальные принципы науки на практике. И это вполне понятно, ибо и в настоящее время не отпала необходимость на основе эмпирических исследований делать первые абстрактные определения изучаемых объектов, особенно тех, познание которых только начинается. В рамках такой постановки вопроса можно оправдать суждения о том, что эмпирические иссле­дования не нуждаются в сильной теории «у входа» в изучаемую область. Однако эмпирические исследования могут и должны исполь­зоваться в прикладном исследовании как один из способов или средств, необходимых для применения теории к решению практичес­ких вопросов.

Для выхода теории к практике обычно требуется эмпирическое исследование, сбор необходимых сведений о том или ином явлении или объекте, к которому применяется теория. Наряду с этим эмпири­ческие социологические исследования могут использоваться и для поисков путей приложения социальной теории к практике. Они сходны с экспериментальными исследованиями в естественных науках. В математике, например, под прикладным «понимается любое исследова­ние, применяющее математику, предмет которого лежит за се преде­лами»[9]. Прикладные математики, таким образом, — это люди, «зани­мающиеся приложением математических методов к решению задач, возникающих не в недрах самой математики, а в реальной жизни».[10] Прикладные и фундаментальные исследования считаются звеньями одной и той же науки, т.е. прикладные исследования не выделяются в особую науку, хотя они могут проводиться специализированными для этих целей научными учреждениями и категориями научных ра­ботников. Исследования, связанные с приложениями определенной науки к решению практических задач, обычно относят к той же самой науке. Так, «специальной дисциплины " прикладная математика" не существует». В данном случае «более правильно говорить не о науке, а об определенном аспекте математики, возникающем при ее при­ложениях»[11].

Обращает на себя внимание тот факт, что представители приклад­ных исследований в естественных науках сознательно опираются на выводы фундаментальной науки, которые реализуются в конкретных практических сферах. Органическая связь прикладных исследований с фундаментальной наукой признается само собой разумеющейся, пред­ставляется в виде своеобразного моста с двусторонним движением. Указанные виды исследований объявляются, по существу, различными аспектами науки, сохраняющей важнейшие черты своего единства, если даже она выходит из теории и обращается к практике. Однако некоторые теоретики нередко рассматривают «прикладника» как уче­ного, который не способен работать предельно строго, разменивается на частности в ущерб общему. Такие защитники «чистой науки» не­редко остаются равнодушными к очевидному достоинству прикладни­ка — умению с достаточной для практических целей точностью ре­шать такие актуальные задачи, которые они сами строгими методами решить не могут.[12] Не случайно прикладники подчас сами стремятся создать теорию, а потом ее как собственное творение практически применять, хотя и не всем удается сочетать качества теоретика и прикладника в одном лице. Так появляется желание выдать прикладное за теоретическое. Например, применение математики в экономике — экономико-математические методы, по мнению отдельных авторов, «не могут относиться как прикладная дисциплина к теории планиро­вания, политической экономии или экономике промышленности. Эко­номико-математические методы — органическая составная часть ме­тодологии экономической науки»[13].

Действительно, нельзя устанавливать однозначное разделение между экономистами-теоретиками и экономистами-математиками: эко­номистам дать политическую экономию, качественный анализ, теорию, а математикам или экономистам-математикам — количественные рас­четы, выраженные в математических символах экономических кате­горий и соотношений, которые в качественном отношении уже сфор­мулированы. Верно и то, что применение математических методов в экономической науке позволяет получить новые выводы в самой эко­номической науке, пересмотрев ряд ее важнейших положений, углу­бить проникновение политической экономии в предмет исследования и т. д. Но в то же время объявлять приложения математики к экономике и результаты этого приложения политико-экономической теорией, на­правлением ее развития было бы неправомерно.

Естествознание, кроме собственных прикладных звеньев, в каче­стве дальнейшего своего продолжения в сферу практики имеет систему технических наук и инженерную деятельность. Технические науки в значительной мере являются приложением фундаментального естест­вознания к решению определенных инженерных задач. Знание законов природы, открываемых фундаментальной наукой, здесь воплощается в создаваемых технических устройствах и технологических процессах, которые составляют элементы производственной практики,

Опыт взаимодействия естественных наук с производственной практикой должен быть учтен при определении предметной области и функций прикладной социологии. Она, в отличие от теоретической социологии, решающей задачу получения знания, занимается вопро­сами применения этого знания к социальной практике, т.е. выполняет практические функции социологии. С этой точки зрения прикладные функции социологии неотделимы от нее самой, а прикладная социо­логия составляет функциональное назначение как общей социологии, так и ее отраслей, т.е. выполняет их практические задачи. Прикладные исследования в указанном смысле не образуют самостоятельной науки, принципиально отличной от тех общественных наук, в рамках которых они проводятся. Они остаются их составной частью, одним из их средств и орудий, хотя и могут стать предметом деятельности специ­ализированных работников и институтов, составлять особое разветвле­ние научной и педагогической работы.

Необходимо особо подчеркнуть, что общая социология тоже со­держит в себе практическую функцию. Она представлена прикладными социологическими исследованиями, которые, отличаясь от других подобных исследований (так же, как и общенаучный подход отличается от частнонаучного подхода), вместе с тем составляют необходимое звено общей социологии. Их особенность состоит лишь в том, что здесь решаются крупные проблемы общественной практики, как это было, например, с применением общих положений социальной рево­люции к условиям России. В связи с этим надо преодолеть мнение, что якобы в рамках общей социологической теории невозможно про­водить прикладные исследования.

Конечно, не обязательно каждому представителю общей или от­раслевой социологии заниматься прикладными исследованиями. В со­циологии, как и в других науках, требуется специализация, в одном случае речь идет о деятельности по развитию теории, в другом — о прикладных исследованиях. Однако без последних не может успешно развиваться и общая социология.

Прикладная социология больше, чем аналогичные отрасли есте­ствознания, нуждается в повышении престижа фундаментальных прин­ципов, Здесь из-за ее отождествления с конкретно-социологическими, или эмпирическими, исследованиями иногда забывают то, что подле­жит освоению, — принципы самой фундаментальной социологической науки. Во всяком случае для эмпирических, или конкретно-социоло­гических, изысканий обычно считаются достаточными эмпирические законы и правила, устанавливаемые так называемыми специальными (средними) социологическими теориями (например, закон определяю­щей роли коллектива по отношению к отдельному его члену; детер­минация отношения к труду содержанием человеческой деятельности и др.). Обычно подчеркивается необходимость вычленения особенного и частного из контекста общего и целого, т.е. в самой постановке вопроса снимается необходимость приложения законов общего, цело­го; и, следовательно, прикладные исследования под видом эмпиричес­ких лишаются своего главного содержания и основной функции, хотя и называются прикладными. В связи с этим особенно необходимо для социологической науки органическое соединение прикладных иссле­дований с фундаментальными. Следует подчеркнуть, что именно фун­даментальные научные принципы должны доводиться до готового к практическому применению уровня.

После выявления отличительных черт прикладных социологичес­ких исследований, их своеобразия по сравнению с фундаментальными, с одной стороны, и эмпирическими (конкретно-социологическими) ис­следованиями — с другой, важно установить их основные методологические особенности. Необходимо, в частности, сформулировать глав­ные проблемы в этой области, чтобы методологически обеспечить проведение прикладных исследовательских работ и добиться эффек­тивных в практическом отношении результатов.

Прикладные функции как принадлежность и составная часть самой социологии, не образующая сама по себе отдельной науки, вместе с тем могут и должны быть предметом специального исследо­вания в логико-методологическом и методическом отношении, нужда­ются в разработке особой отрасли методологии социального познания и практики.

Этой отрасли присущ свой предмет исследования. Им, прежде всего, является изучение общих принципов применения фундаменталь­ных положений социологии к решению вопросов, связанных с прак­тической деятельностью. В рамках самой науки для перехода к при­кладным задачам результаты теоретических исследований необходимо превращать в практически реализуемую форму, доводить до уровня, пригодного для практического применения. Для этого нужны соответ­ствующие методологические приемы и способы, посредством которых теоретические положения могли бы быть достаточно конкретизирова­ны и переведены на язык реальной практики. Основную проблему здесь составляет методологическое обоснование способов приложения фундаментальных научных принципов к области конкретного и мето­дов дальнейшей реализации полученных на этой основе прикладных результатов в практических действиях. Необходимо, следовательно, решить вопрос о том: а) как довести общие положения социологии до практически приложимой формы, придать им значение прикладного результата; б) как прикладные разработки согласовать, с одной сторо­ны, с фундаментальными принципами (чтобы, например, методика составлялась на базе фундаментальньк положений науки и не проти­воречила им), с другой — с реальной практикой, т. е. как превратить их в нормы и правила практической деятельности.

Решение первой задачи осуществляется в пределах самой науки: здесь речь идет, в конечном счете, о переводе теоретических, фунда­ментальных положений социологии на конкретный язык управленчес­ких решений, программ и планов социального развития, социальных нормативов и т. д. Логика этого перевода не укладывается в рамки перевода от теоретического к эмпирическому уровню знания, она должна быть логикой прикладного, а не эмпирического исследования. Ее разработка, особенно в методологическом аспекте, — дело прикладной социологии. «Для соединения теории с практикой следует формировать и развивать теорию прикладных исследований, а не про­сто эмпирических как таковых, независимо от их ориентации, т. е. делать предметом анализа функцию знания, а не его уровень».[14]

Эта задача еще не решена. Предстоит вьывить логическую струк­туру прикладного социологического исследования, ее отличие от структуры эмпирического исследовательского процесса. Перевод тео­рии на язык практических разработок в качестве проблемы и соответ­ственно предмета прикладной социологии характеризуется специфи­ческими методологическими особенностями. Если теория не доводится до уровня практической применимости, то она не приобретает логи­ческого завершения в прикладном исследовании.

В круг методологических проблем, составляющих предмет при­кладной социологии, необходимо включить также вопросы разработки исследовательских методик и процедур. Это прежде всего проблема превращения фундаментальных методологических принципов в те или иные прикладные формы, приспособленные для решения частных ме­тодологических задач, возникающих в процессе прикладного исследо­вания. В этой области в общем и целом возникают те же вопросы, которые были поставлены при анализе перехода от фундаментального к прикладному. В частности, иногда метод той или иной социальной науки полностью сводится к общесоциологическому методу. Так, ос­тается нерешенным вопрос об особенном методе политической эконо­мии, о том, в каком обличье, в каких модифицированных формах используется общая социологическая теория при анализе специфики производственных отношений общества, или что является типичным в совокупности общих и особенных требований диалектики примени­тельно к познанию экономических форм общества.

Конкретные методы социальных исследований обычно складыва­ются внутри предметной области той или иной науки и служат ее инструментами. Из общих моментов разных наук вырастают общена­учные методы. Они хотя и являются предметом философского изуче­ния (когда речь идет о связи различных методов, о принципах их применения), не могут быть полностью отнесены к предметной облас­ти философской методологии. В своем большинстве такого рода на­учные методы составляют принадлежность соответствующих наук и развиваются в их рамках. Но вместе с тем они могут стать объектом изучения со стороны традиционных философских наук, например ло­гики.

Особенности и способы использования ряда общенаучных и спе­цифических научных методов в социологических исследованиях, т. е. определенные варианты общенаучных методов присущие только со­циальным исследованиям, должны быть обязательным предметом ана­лиза. Подобно тому, как понятие «социологическое исследование» служит общим именем определенных исследований в области обще­ственных наук, так и категория «методы социологического исследова­ния» может рассматриваться как общее название используемых в при­кладных социальных исследованиях методов, т. е. не как особые ме­тоды наряду с методами, применяемыми в экономических, юридичес­ких, социально-психологических и других подобных исследованиях, а как общие для этих исследований методы или как их общие свойства.

Несомненно, модифицированные формы фундаментальных мето­дологических принципов, а также специально-научные и общенаучные методы необходимы. Но все же основным методологическим требо­ванием в этой области остается их подчиненность исходным методо­логическим основаниям. Это важно подчеркнуть, ибо в настоящее время главной опасностью для методологии прикладных социологи­ческих исследований является абсолютизация частных методов, про­цедурных инструментов. Нередко, особенно в зарубежной эмпиричес­кой социологии, вместо фундаментальной методологии предлагаются обычные методические приемы и процедуры. Так, функции общей методологии, с которыми связывается представление о системе и ее целостности, сводятся лишь к указанию на узость или широту выбран­ной для исследования проблемы. Ни о каком ее приложении к данному вопросу обычно не говорится, ибо отрицается сколько-нибудь значи­мая роль фундаментальной социологической теории в эмпирическом исследовании. Не может быть отнесено к серьезным, собственно ме­тодологическим проблемам социологии и выяснение содержания ис­пользуемых терминов и понятий, которое западные авторы превраща­ют чуть ли ни в центральную проблему методологии.[15]

К методологическим проблемам те же западные авторы относят объяснение техники исследования, выбор процедур исследования и другие подобные чисто методические приемы, которые вроде бы долж­ны характеризовать лишь процесс работы социолога, а не отношение научных принципов к изучаемой социальной действительности. Ме­тодология, отождествленная с правилами и процедурами, теряет свои специфические функции методологии и, по существу, превращается в совокупность процедур и приемов, в технику исследования, т. е. ме­тодика становится методологией. В таком виде она не годится для использования при проведении прикладного социологического иссле­дования.

Сказанное, однако, не означает, что функции общей методологии не должны реализовываться в методиках и процедурах прикладного социологического исследования. Научное понимание значимости ме­тодологии предполагает серьезный анализ ее связи с прикладными методическими приемами. Их самостоятельность и подчиненность не только требованиям фундаментальной науки, но и своим собственным, особым функциям и правилам не должны ставиться под сомнение. Наоборот, их специфические особенности должны всемерно учиты­ваться при исследовании конкретных социальных явлений.

Другую важную предметную особенность прикладной социологии образуют вопросы превращения прикладных разработок в формы и средства непосредственной практической социальной деятельности. Речь идет о непосредственном обслуживании социологией практики путем разработки ее методов и внедрения прикладных результатов в социальную жизнь. В определенной мере можно провести аналогию с технологическими науками; как теоретическое естествознание в них находит свое продолжение, так и фундаментальная социология должна быть дополнена системой прикладных наук, обеспечивающих ее не­посредственный выход к общественной практике. К таким наукам могут быть отнесены социальное прогнозирование, социальное проектирова­ние и программирование, социальное управление и планирование и т. п. Их теоретические предпосылки заложены в фундаментальной социологии, в ее теориях и методологии. В качестве же прикладных наук они имеют дело с разработкой методов практической социальной деятельности, призваны ее сопровождать и обслуживать, в частности прогнозировать результаты наличной деятельности и будущих соци­альных действий, разрабатывать проекты возможных социальных ре­зультатов и программы их достижения, планы социального развития и т. д. Они, в известном смысле, образуют «праксиологию», но не как особую общую науку о практике, а как прикладное звено обществен­ных наук.

Поскольку практика предстает формой объективного обществен­ного процесса, постольку социальное научное познание, будучи ее отражением, составляет науку и о практике. С этой точки зрения не может быть двух наук о социальной практике. Вместе с тем научная социальная теория и ее методология в приложении к практике выгля­дят иначе, чем в форме инструментов познавательной деятельности. Вопрос, следовательно, сводится к тому, чтобы исследовать практи­ческие формы теории, т.е. формы, в которых она выступает в роли руководства к действию, а также метода самой практики.

Знание методов социальной практики нужно, прежде всего, для «социальной инженерной деятельности», «социальной технологии» в широком ее смысле. Вопрос ставится не о заимствовании методов «социальной инженерии», принципов «инструментализма», «праксиса» или «социальной кибернетики», а о разработке средств и инструментов прикладной социологии. Прикладник-социолог — это не только ис­следователь, работающий в «академическом стиле» в заводских соци­ологических лабораториях.[16] Это «строитель» социального мира, уча­ствующий в разработке и реализации новых социальных проектов, в изменении существующих и внедрении новых общественных отноше­ний. Это специалист по социальным нововведениям, разрабатывающий социальные программы, планы, контролирующий их выполнение.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдье П. Оппозиция современной социологии. // Социс. 1996. № 5.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Давидюк Г.П. Введение в прикладную социологию. Минск, 1979.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл. VI. // Полн. собр. соч. Т. 18.

5. Маркс К. Послесловие ко второму изданию «Капитала». // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

6. Монсон II. Современная западная социология. СПб., 1992.

7. Социология. / Под ред. Г.В. Осипова и др. М., 1995.

8. Фундаментальные и прикладные социальные исследования: методологичес­кие проблемы взаимодействия. / Под ред. В.Я. Ельмеева и В.Г. Овсянникова. Л., 1988.

9. Энгельс Ф, Людвиг Фейербах к конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал