Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Список основной и дополнительной литературы. 4. Радугин А.А. Социология: курс лекций
Основная литература
1. Волков Ю.Г. Социология. – М., 2011. – 432с.
2. Гидденс Э. Социология. – М., 2005.
3. Кравченко А.И. Социология. М: Академия, 2012
4. Радугин А.А. Социология: курс лекций. М., 2011.
5. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 2011.
6.2. Дополнительная литература
1. Смелзер Н. Социология. М., 2010
2.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СП-Б., 2010
3.Казаринова Н., Филатова О., Хренов А. Социология. М., 2011
7. Контроль и оценка результатов обучения
7.1 Виды контроля (текущий, рубежный) промежуточная аттестация:
1. Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий.
2.Планируется два рубежных контроля в форме коллоквиума и тестирования.
3. Промежуточная аттестация в форме устного экзамена.
4. Контроль СРС в форме устных и письменных заданий.
Текущий контроль – 20%
Контроль СРС - 20%
Рубежный контроль:
коллоквиум - - 10%
тестирование - 10%
Текущий и рубежные контроли не менее 60%
Итоговый контроль не менее - 30%
7.2 Формы контроля - текущий контроль, контроль СРС, рубежный контроль, итоговый контроль.
8. Политика курса:
Требования учебной дисциплины
Дисциплина «Социология» является обязательной. Объем учебной нагрузки составляет 2 кредита, из них 15 часов - лекций, 15 часов - семинарские занятия.
Требования дисциплины: обязательное посещение аудиторных занятий, активное участие в обсуждении вопросов, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям по учебно-методическому пособию и основной литературе, участие во всех видах контроля (текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль).
Рассмотрен на заседании методической секции кафедры,
от «___» __________2012__ г., протокол № ____
Плекса
1. силлабус (программа учебной дисциплины для обучающихся в условиях кредитной технологии обучения);
2. глоссарий по дисциплине и общие методические рекомендации по работе с понятийным аппаратом дисциплины;
3. конспект лекций по темам учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса;
4. список обязательной и дополнительной литературы и источников к курсу и теме;
5. вопросы и/или задания для контроля теоретических знаний, позволяющие обучающимся самостоятельно определить уровень усвоения учебного материала, методические указания по организации самоконтроля и самопроверки;
6. задания для самостоятельной работы обучающегося с указанием трудоемкости и методические рекомендации по их выполнению;
7. планы проведения семинарских (практических) и/или лабораторных занятий и методические рекомендации по подготовке к ним;
8. материалы для текущего, рубежного и итогового контроля и методические рекомендации по их выполнению;
9. иллюстративный материал по учебной дисциплине, позволяющий лучше воспринять и понять учебный материал, и методические рекомендации по работе с ним;
10. хрестоматия или приложения, представляющие собой сборник дополнительных материалов, необходимых для изучения дисциплины;
11. рекомендации по выполнению курсовых работ (если таковые предусмотрены учебным планом);
12. программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины).
|
Глоссарий по дисциплине и общие методические рекомендации по работе с понятийным аппаратом дисциплины
- Социология - наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем
- Макросоциология - область социологического знания, изучающая крупные социальные объекты и процессы, общество как социальные системы
- Микросоциология - область социологического знания, изучающая социальные действия, взаимодействия, социальное поведение индивидов и групп
- Парадигма – (греч. paradeigma — образец, пример) — система мировоззренческих, методологических, нормативно-ценностных установок, предписывающих теоретическому сознанию решать научные проблемы строго определенным образом.
- Познавательная функция социологии - научное изучение и объяснение социальных явлений, процессов на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития общества
6. Прогностическая функция социологии - выявление социальных прогнозов, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем, определение возможной траектории развития социальных процессов.
- Социальные факты - Способы мышления и деятельности, определяемые нормами и правилами, находящимися вне индивидов, наделенные принудительной силой по отношению к конкретному человеку
- Мировоззренческая функция социологии – реализация в социологической теории и практике определенных общественных идеалов
- Социальная статика - анатомический анализ структуры общества на конкретный момент; понимание условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.
- Метод понимания - метод изучения субъективного значения социальных действий
- Идеальный тип(М.Вебер) – методологическое средство социологического (или исторического) исследования, представляющее собой теоретическую конструкцию
- Конфликтология - направление, изучающее социальные конфликты и социальную динамику общества
- Производственные отношения - отношения, складывающиеся в процессе производства между работниками и владельцами средств производства (К.Маркс)
- Производительные силы - силы, которые производят новые ценности, новые материальные и духовные блага, люди, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, и сами эти средства производства
- Функция – наблюдаемые следствия, которые обеспечивают саморегуляцию системы (Р. Мертон)
- Явная функция – осознаваемые участниками формальные, ожидаемые социальные действия.
- Класс – большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода (В.И. Ленин)
- Социальная общность - совокупность людей, объединенных на основе сходства жизненных условий, единства культурных ценностей и норм, самоидентификации
- Социальная группа - совокупность взаимодействующих людей, воспринимаемая другими как некое сообщество
- Глобализация- процесс, который создает транснациональные социальные связи и пространства, обесценивает локальные культуры и способствует возникновению третьих культур; сформировавшаяся взаимозависимость мирового сообщества
- Урбанизация – переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.
- Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации деятельности людей в целях удовлетворения конкретных потребностей на основе определенной системы статусов, ролей, ценностей и норм.
- Институционализация - процесс, когда некая общественная потребность осознается и для её реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
- Сегментация институтов - процесс умножения числа институтов, вызванный разделением труда, и специализацией их функций.
- Организация - способ упорядочивания и регулирования действий индивидов и групп для эффективного выполнения общей задачи; группа людей, ориентированная на достижение фиксированной цели, реализация которой требует совместных действий.
- Формальная организация – официально установленная структура статусов, программа деятельности и совокупности правил и норм, предписанных данной социальной организации.
- Неформальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий в результате межличностного и внутригруппового общения
- Формализация норм - закрепление элементов организации в единых образцах, и связанную с ней стандартизацию поведения.
- Социальная роль - модель поведения, соответствующая предписаниям, требованиям, ожиданиям в соответствии с занимаемым статусом.
- Статус– позиция индивида в социальной структуре, определяемая по различным признакам.
- Нормы– правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми.
- Стратификация – иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени.
- Культурно-нормативная стратификационная система– дифференциация, построенная на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа
- Культурно-символическая стратификационная система– дифференциация, возникающая на основании различий в доступе к социально значимой информации и способностей и возможностей быть носителем сакрального знания
- Сословия - группы людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству
- Личность — относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития
- С татусный набор - совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей.
- Социальная роль - это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе
- Идентификация - процесс отождествления индивида со значимой общностью; принятие индивидом определенной социальной роли и вхождения его в определенную социальную группу
- Социализация – процесс освоения индивидом норм, ценностей, стандартов поведения окружающего его общества.
- Агенты социализации - люди и учреждения, связанные с социализацией личности и ответственные за результаты
- Установка - социальная характеристика личности, которая выражает ее готовность к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели.
- Ценностная ориентация - совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека.
- Нормативная личность – личность, черты которой лучше всего выражают данную культуру, идеал личности данной культуры.
- Диспозиция – предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.
- Ресоциализация – процесс, когда индивид заново осваивает содержание социализации
- Аномия - состояние отсутствия значимых норм в обществе, процесс социальной дезорганизации, дезориентации, отсутствие регуляции, когда ценности, социальные связи неустойчивы и противоречивы.
- Маргинальность - пограничная социальная ситуация, в которой могут оказаться социальные субъекты, не сумевшие или не желающие идентифицировать себя с конкретной группой.
- Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.
- Референтная группа - любая реальная или условная малая группа, которая является эталоном для подражания (к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать).
- Социология образования – отрасль социологической науки, рассматривающая образование как социальный институт и процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому.
- Образовани е – совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний.
- Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.
- Институт образования - система объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.
- Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
- Интернализация – превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Коммерциализация образования – расширение платной основы обучения.
57. Экономическая социология – междисциплинарная социологическая дисциплина, изучающая экономическое действие как форму социального действия, систему экономических отношений, социально-экономическую структуру общества, социальную мотивацию и социальное поведение индивидов в экономической сфере общества.
58. Экономическое действие, по определению М. Вебера, - осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей
59. Хозяйственная культура – совокупность профессиональных знаний, навыков, норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей
60. Характер труда – социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, обусловленный целями общественного производства и господствующими отношениями в социально-экономической системе.
61. Труд – единство целесообразной деятельности, предметов и средств труда, процесс создания материальных благ и духовных ценностей.
62. Содержание труда – совокупность функций, обусловленных средствами и предметом труда, организацией производства и мастерством работника.
63. Условия труда – совокупность социально-экономических, технико-организационных, социально-психологических, природных факторов, влияющих на работоспособность человека и эффективность производства, уровень жизни и развитие личности работника.
64. Экономический институт – совокупность социальных норм, санкционирующих экономические действия
65. Собственность – совокупность норм, регулирующих имущественные отношения.
66. Класс – это группа людей, имеющая общие возможности относительно социального продвижения (М. Вебер).
67. Средний класс – часть населения, владеющие незначительным размером богатства, главный источник существования, которых, составляет доход
68. Бедность – отсутствие достаточных ресурсов для поддержания существования.
69. Относительная бедность – невозможность поддерживать некий стандарт жизни общества (субъективное определение, социальная форма бедности).
70. Экономическая организация – объединение людей, совместно реализующих общую хозяйственную цель и действующих на основе общих правил и принципов
71. Община – вид организации с присущей ей простым разделением труда, общностью имущества, ориентацией на межличностные неформализованные связи
72. Корпорация – сложноорганизованное экономическое учреждение с развитым разделением труда, с ориентацией на формальные профессиональные отношения
73. Ассоциация – добровольное объединение индивидов для реализации определенной специализированной хозяйственной функции.
74. Предпринимательство – осуществление организационной инновации с целью извлечения прибыли.
75. Порог бедности (прожиточный минимум) – сумма денег, установленная в качестве минимального дохода.
76. Рыночный обмен – способ установления социальных связей, в которых экономический расчет сочетается с борьбой за социальное признание.
77. Занятость – вовлечение нетрудоустроенной части населения в хозяйственную деятельность.
- Семья - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами родства-супружества и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи
- Гендер - совокупность социальных и культурных характеристик поведения, ролей и норм, приписываемых мужскому и женскому полу в каждом конкретном обществе в определенное историческое время
- Культура - специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.
- Сигнификативная функция культуры - приписывание значений и ценностей определенным явлениям, процессам, событиям, людям.
82. Институционализированные нормы - закрепляемые в обществе нормы и образцы поведения, способные удовлетворять основные потребности, ожидания и предписания общества
83. Материальная культура - совокупность материальных, физических объектов, созданных творчеством человека
84. Духовная культура - совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством людей: ценностей, норм, идей, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций, символов
- Массоваякультура – культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей
- Субкультура - нормы, ценности и стандарты поведения, предпочитаемые людьми и их группами, которые следуют нормам и образцам поведения, не разделяемым в качестве таковых большинством населения страны.
- Контркультура - система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.
- Культурная ассимиляция – полное или частичное поглощение культуры одного народа другой культурой, чаще всего путем её завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя
- Аккомодация – вынужденное приспособительное освоение языка другой культуры
- Культурный отбор – избирательное и добровольное освоение ценностей другой культуры.
- Культурный шок – стрессовое воздействие иной культуры на человека и ли общество; разрушение устоявшихся социальных условий в результате столкновения с другой культуры
- Коммуникация – это передача и обмен информацией в обществе посредством знаков, символов и образов.
- Массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания определенного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
- Символ – знак, указывающий на что-либо и понятный представителям одной культуры
- Стереотип – упрощенное, ценностно-ориентированное представление индивида о других
- Социальный миф – статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить факты и события, структурировать видение коллективного прошлого, настоящего, будущего
- Миф – проекция коллективного бессознательного на реальные явления, перенос архетипов на социальные объекты
- Массовая культура – форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики.
- Ксенофобия – проявление страха и ненависти ко всему чуждому для образа жизни определенного общества.
- Язык – система социальной коммуникации, обеспечивающая передачу и хранение социального опыта.
- Идеология – определенная система знаний и представлений о мире, обществе и роли человека в нем.
- Средства массовой информации (масс-медиа) – организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять массовое тиражирование и быструю передачу больших объёмов информации
- Программа социологического исследования - изложение теоретико-методологических предпосылок исследования в соответствии с его основными целями; научный документ, содержащий теоретическое обоснование приемов изучения социальной проблемы
- Социологическое исследование - система методологических, методических и организационно-технических процедур имеющая единую цель – получение достоверных данных об изучаемом явлении
- Цель – планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность.
- Задачи – конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения проблемы.
- Гипотеза – форма предположения об изучаемом объекте, его структуре, взаимосвязях с другими объектами
- Операционализация - процесс перевода общих понятий в единичные индикаторы
- Репрезентативность - Свойство выборки отражать характеристики изучаемой совокупности
- Точечное, разовое исследование – получение в сжатые сроки информации о событии, опрос общественного мнения по различным вопросам социального развития
- Описательное исследование – обобщение характеристик изучаемого объекта и получение описания явления, его структурных свойств.
- Аналитическое исследование – выявление причинно-следственных связей явления
- Повторное исследование – изучение объекта через разные интервалы времени в определенных условиях
- Лонгитюдное исследование – длительное изучение объекта исследования до достижения им определенной стадии
- Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов исследования.
- Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования
- Социометрический опрос - метод изучения межличностных отношений в малой группе
- Интервью – сбор информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику
- Наблюдение - сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий.
- Анализ документов – извлечение из документальных источников информации при изучении явлений для решения определенных исследовательских задач
- Контент-анализ - Количественно-качественный анализ документов, основанный на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой
- Формализация - совокупность процедур формирования доступа к социологической информации, ее фиксации и измерения
- Редактирование информации – проверка и формализация информации
- Кодирование информации - перевод на язык формализованной обработки данных.
- Статистический анализ – выявление некоторых скрытых статистических закономерностей, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными, позволяющие сделать выводы и обобщения
- Случайная выборка – отбор на основе статистической случайности (R: день рождения и т.д.).
- Систематическая выборка – процедура отбора каждого N-го элемента из списка элементов изучаемой совокупности с использованием определенного «шага», т.е. через определенное количество номеров.
- Квотная выборка – отбор людей с конкретным набором характеристик, осуществляемый квотами от каждой группы населения с заданными пропорциями.
- Гнездовая или кластерная выборка – отбор кластеров, групп или гнезд более мелких единиц (отбор небольшого числа населенных пунктов, районов, жилых кварталов и т.п.).
- Стратифицированная (районированная) выборка – тип выборки, где отбору единиц измерения предшествует процедура расслоения исходной совокупности на качественно однородные слои, страты.
Методические рекомендации по работе с глоссарием и понятиями:
1. при составлении глоссария выделяйте только базовые понятия, раскрывающие основное содержание темы по каким-либо общим и специфическим признакам. Например, в теме «Общество как система» - это будут понятия, раскрывающие сущность общества как социальной целостной системы, структурные свойства, закономерности её функционирования и развития: социальная системы, социальная структура, социальный процесс и т.п.
2. внимательно прочтите определение понятия несколько раз;
3. если в определении встретились неизвестные или малопонятные термины, обратитесь к словарю – толковому, энциклопедическому, которые помогут ликвидировать затруднения или к учебным пособиям (обязательно запишите источник с указанием страниц);
4. при работе с понятием вначале попытайтесь четко усвоить его содержание, прояснить сущность, а затем выделите его отличительные признаки.
5. обратите внимание на лаконичность определений, выражающих смысловую суть понятия
6. главное средство формирования понятий – основные тексты учебников, где ключевые научные положения выделены крупным или жирным шрифтом
7. можно понятийный аппарат темы можно представить в форме кроссворда
3.Конспект лекций по темам учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса
Тема 1. Социология как наука (объект, предмет и структура).
Цель: понимание специфики социологического знания, представление о её объекте и предмете, структуре, рассмотрение функций социологии и их взаимосвязи с научным познанием реальности.
Перечень вопросов:
1.Социология как наука, её функции.
2. Объект и предмет социологии.
3. Структура и уровни социологического знания
Основные понятия.
Объект, предмет, структура и функции социологии. Макро и микросоциология. Теоретическая и прикладная социология. Законы, категории, методология, парадигмы социологии. Понятие социального факта. Иерархия задач социологии. Теоретико-познавательная, организационно-техническая (прикладная), управленческая, прогностическая и другие функции социологии.
|