Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №5. Социальные группы и общности.
1. Социальные группы и их роль в общественной жизни 2. Типология социальных групп. Первичные и вторичные группы. 3. Сфера коллективного поведения. Коллективное поведение по Г. Блумеру Цель: раскрыть роль социальных групп в общественной жизни, рассмотреть их типологию, влияние на поведение людей. Основные понятия. Социальная группа, первичная группа, малая группа, вторичная группа, референтная группа, трудовой коллектив, семья. Аутгруппа, ингруппа, толпа, групповая динамика, коллективное сознание. Масса. Коллективное поведение. Тезисы 1 .Социальные группы и их роль в общественной жизни Социальная группа – это совокупность индивидов взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Э. Гидденс: Понятие социальной группы следует отличать от двух других близких понятий — агрегата и социальной категории. Социальная группа — это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведения, не требующихся от не-членов. Группы могут быть разного размера, от интимных, таких, как семья, до больших коллективов, таких, как спортивные клубы. Агрегат (социальная совокупность) есть набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом. Пассажиры в аэропорту, зрители в кино, студенты, ожидающие в очереди записи на курс обучения — все это примеры агрегатов. Признаки групп: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура. Виды групп. Аутгруппы обычно воспринимаются как стереотипы. Социальный стереотип – это разделяемый образ другой группы или категории людей. Референтны е группы. Означают реальную или условную социальную сущность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Другой тип малых групп, имеющих важное значение для поведения личности, это т.н. референтные группы. Термин был введен американским исследователем Г. Хайменом. Каждый индивид обязательно имеет для себя одну или несколько референтных групп, идеалы и ценности которых он принимает. Они служат для него своеобразным эталоном, образцом для сравнения и оценки собственного поведения. Референтная группа может состоять из вполне конкретных людей, мнением и оценкой которых человек особенно дорожит. К такой группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных группах, а лишь узкий круг «значимых других». Таким образом, понятие референтной группы позволяет уточнить сложный механизм взаимосвязи личности с социальной группой. Традиционный подход, подчеркивающий определяющую роль социальных норм и ценностей социальной системы для объяснения поведения личности, не всегда оказывается действенным. Учет воздействия на поведение индивида референтной группы позволяет объяснить возможные отклонения в его поведении от требований нормативной системы той группы, в которой он находится. Референтная группа выступает эталоном, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Неформальные группы, представляющие собой одну из разновидностей малых групп, часто возникают стихийно, особенно внутри больших формальных организаций. Как явствует из самого названия, для неформальных групп свойственны дружеские, интимные, доверительные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, мироощущению. Первичные и вторичные группы. Американский социолог Чарлз Хортон Кули (1864-1929) использовал термин первичная группа для обозначения небольшой ассоциации людей, связанных узами эмоциональной природы. Под первичными группами понимаются группы, в которых каждый член группы видит другого, как личность и индивидуальность (семья, дружеская компания). Во вторичных группах социальные контакты носят безличный характер. Личностные контакты не обязательны, но все функциональны (мастер и рабочий, студент и преподаватель). Мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе. Если иметь в виду роль первичных групп в жизни общества в целом, то здесь можно отметить две их важнейшие функции. Во-первых, уникальное значение в социализации индивида и, во-вторых, как важнейшее средство социального контроля. Целиком, разделяя нормы и ценности первичных групп, индивид вместе с тем очень чутко реагирует на мнения, оценки и восприятия людей из своего ближайшего окружения относительно его собственного поведения. Эти люди становятся для него «значимыми другими», по которым он сверяет свою повседневную деятельность и одновременно подпадает под неформальный социальный контроль со стороны первичной группы. Согласно взглядам Ч. Кули, противоположностью первичной группы являются вторичные группы, в которых отсутствуют близкие интимные и доверительные отношения. Во вторичных группах, к числу которых он относил большие социальные группы, организации и институты, преобладают формально-ролевые, официальные отношения. Вторичная группа представляет собой некоторое число людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер. Индивиды во вторичных группах не имеют близких связей друг с другом, и обычно собираются вместе со специфическими практическими целями. Комитеты и клубы — хорошие примеры вторичных групп. Малые группы – это элементарная частица общества. В ней общественные отношения выступают в форме непосредственных, личных контактов. Малые группы могут быть как первичными, так и вторичными. Противоположностью малых групп являются большие группы, такие как социальные слои, классы, организации, предприятия, территориальные поселения (город, деревня), национально-этнические группы, государства, объединения государств. На формирование группы оказывает влияние, во-первых, ее размер, или численность. Минимальная численность - два человека, или диада (например, семья из 2 человек, мать и дочь, сын и отец), дает возможность совместных действий и решений простейших проблем. В первичной группе индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях. Это явление психологи называют «репрезентацией сознания», подчеркивая тем самым, что индивид раскрывает в личностном общении свои самые сокровенные мысли и желания. Общение и жизнедеятельность в первичных группах позволяют снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которыми страдает современный человек от чрезмерных социально-психологических перегрузок на работе. Малые группы являются относительно самостоятельными субъектами общественных отношений. С одной стороны они отражают в себе те общественные отношения, в которые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой – на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений. Сфера коллективного поведения. Коллективное поведение по Г. Блумеру Общество основывается на постоянной активности социальных субъектов и их совместных действиях, проявляющихся в разных формах коллективного поведения, таких как толпы, сборища, панические настроения, мании, танцевальные помешательства, панические, настроения, мании, стихийные массовые движения, массовое поведение, общественное мнение, пропаганда, увлечения, социальные движения, революции, реформы. По Блумеру, основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, формируемые значимыми символами, которые разделяются группой индивидов: «подавляющее большинство случаев коллективного поведения людей объясняется их общими экспектациями и пониманием» - замечает социолог. Когда же происходит разрушение значимых символов, возникают спонтанные интеракции - митинговые страсти, паника по поводу обмена денежных знаков, страсти толпы болельщиков и т.д. Спонтанное коллективное поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных значимых символов, регулирующих устоявшиеся постоянно текущие социальные активности. Тогда возникает определенная форма социального взаимодействия, которая получила название круговая реакция. Возбуждение одного индивида передается к другому, приобретая круговую форму, при этом они имеют тенденцию интенсифицироваться и таким образом возникает социальное беспокойство. Оно встречается в трудовых конфликтах, политических протестах; может быть ограничено небольшой людей, но может и охватывать огромные регионы: 1) люди чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют ясных целей, что ведет к беспорядочному поведению; 2) возникают страхи, повышенная агрессивность, распространяются слухи и преувеличения; 3) наблюдается раздражительность и повышенная внушаемость поведение лишается обычной последовательности и устойчивости, что способствует откликам на различные новые символы и значения, стимулы и идеи. Социальное беспокойство, с одной стороны, свидетельствует о распаде устоявшихся значений, крушении привычного жизненного устройства, а с другой - о потенции к восприятию новых символов и значений. При отсутствии устойчивых связей и ожиданий и при односторонних взаимодействиях в группах возникают группы называемые квазигрупп ы. Они могут превращаться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будут возрастать степень социального контроля между ее членами. Для этого необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Именно контроль за деятельностью коллектива определяет его как социальную группу, т.к. деятельность людей в данном случае скоординирована. Солидарность необходима в группе. Только при ее наличии члены группы могут говорить «МЫ», формируются устойчивые связи в группе и границы социального контроля. Чем выше уровень контроля, тем быстрее квазигруппа превращается в социальную группу. Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: - спонтанность образования; - неустойчивость взаимодействия; - отсутствие разнообразия во взаимосвязях (это либо прием, либо передача информации); - кратковременность совместных действий. Квазигруппы либо быстро распадаются, либо превращаются в группы. Виды квазигрупп: 1) Аудитори я – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющей информацией и доводящих ее до этой общности). 2) Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Его социальная структура: лидер и все остальные. Характеристики толпы: внушаемость (люди в толпе с большой вероятностью принимают чувства и действия большинства); анонимность (члены толпы не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов); - спонтанность (поведение людей в толпе зависит исключительно от эмоций); - неуязвимость (поскольку люди в толпе анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, например, футбольные фанаты после матча). Виды толпы подразделяются в зависимости от способа их формирования и поведения: а) случайная толпа; б) обусловленная толпа (театр, стадион); в) экспрессивная толпа (танцы, религиозные собрания); г) действующая толпа (весь комплекс действия толпы) наиболее деструктивна по отношению к обществу. Социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между ее членами. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, аргументами. Вывод: Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества самых различных групп. Каждый человек социален постольку, поскольку он является участником различных социальных групп и выполняет в них различные функции. Группа - это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентации, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируется особое чувство сопричастности, данной группе «мы - группа». Занятие №6: Личность в системе социального взаимодействия (социализация личности). Цель: дать представление о закономерностях социального поведения и деятельности индивидов, раскрыть влияние социальных факторов на формирование и развитие личности. 1. Понятие, структура, типы и теории личности. 2 Социализация личности Основные понятия: Личность, индивид, человек. Социологическая трактовка личности. Теория «зеркального Я» Ч.Кули Д. Мида. Концепции личности. Структура личности: ценности, нормы, потребности, мотивы, интересы, статусы, роли, поведение. Социализация: понятие, виды, этапы, факторы, институты. Понятия «ресоциализация», «десоциализация», «глобализация». Этапы и институты социализация. Первичная и вторичная социализация. Факторы социализации: социальная среда, формальные и неформальные институты, объективные и субъективные. ТЕЗИСЫ 1.Понятие, структура, типы и теории личности. Личность – одно из главных понятий в социологии. Он подчеркивает неприродную, социальную сущность человека и обозначает совокупность социальных качеств и социальной сути человека. Что же такое социальные качества личности? Это совокупность социальных свойств и черт личности, взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. Структура личности – это соотношение определенных сфер индивида, формируемые и проявляемые в деятельности – потребностно-мотивационной, статусно-ролевой, ценностно-нормативной. Виды потребностей: 1) витальные, органические потребности живого организма; 2)социальные; 3)духовные (творческие, познавательные, моральные). Важной социальной характеристикой личности являются ее интересы. Они выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности личности, подталкивающего личность к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, целями, представлениями. Статус – позиция индивида в социальной структуре, определяемая по различным признакам (профессиональном, демографическом и т.д.). У каждого индивида свой статусный набор. Роберт Мертон ввел в социологию специальное понятие - « статусный набор », применяемое для обозначения всей совокупности статусов данного индивида. Статусный набор представляет собой всю совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей. Типы статусов (Т. Парсонс): 1) главный – определяющий стиль, образ жизни, выделяемый индивидом в качестве основного статуса в жизни; 2) основной – выделяемый у индивида окружающими в качестве основного. Различаются как: личный – достигаемый индивидом в малой группе; предписанный – данный от рождения; достигаемый – приобретаемый благодаря личным усилиям и удаче; смешанный – статус, где смешаны черты достигаемых и предписанных статусов; 3)неосновной – эпизодически выполняемый статус. Роль – модель поведения, ориентированная на статус; система предписаний, зависимая от статуса. В структуре роли различают (Кули, Мид) – ожидаемое поведение и исполнение. При несоответствии статусно-ролевых предписаний возникает ролевой конфликт. Причины – недостаточная ролевая подготовка или несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Виды – межролевой или внутриролевой конфликты. Cоциальная ценность – объект, способный удовлетворить общественную/ индивидуальную потребность; значимые социальные цели и идеи. Формируются на основании потребностей и интересов. Виды – социальные, духовные, материальные, политические и т.д. Ценности являются основаниями социальных оценок. Способ закрепления ценностей – нормы. Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми. Сколько видов деятельности, столько и видов норм. Теории личности. Поведенческая концепция личности рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Дж. Хоманс, Б. Скиннер), где человек есть реактивное существо, подвергающийся воздействиям внешней среды. Концепция З. Фрейда: рассматривает личностный конфликт как борьбу внутренних потребностей человека и возможности их осуществления в социально приемлемой форме. Модель согласования инстинкта и воли определяет тип личности. Личность – система потребностей, общество - система контроля. В структуре личности выделял бессознательной слой – ОНО, ИД (инстинкты, желания), Сознание-Я и Сверх-Я (нормы общества), Супер-Эго. Идентификация происходит не с «выгодным», а с любимым, что и порождает агрессию по отношению к чужим. Зигмунд Фрейд в своих работах выдвигает теорию, что ребенок становится автономным существом в том случае, если ему удается научиться удерживать в равновесии требования окружения и мощные влечения подсознания. Наша способность к самосознанию развивается мучительно, путем подавления бессознательных порывов. Диспозиционная теория личности – У.Томас, Ф. Знанецкий, В.А. Ядов. Диспозиция – предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях. Согласно Дж. Г. Миду, ребенок начинает осознавать себя как обособленное существо, наблюдая, как другие ведут себя по отношению к нему. Позднее, участвуя в играх и постигая правила игры, ребенок приходит к пониманию “обобщенного другого” — общих ценностей и культурных норм. В драматургической модели, используемой Гоффманом, социальная жизнь рассматривается как пьеса, исполняемая актерами на сцене или на многих сценах, поскольку то, как мы действуем, определяется ролью, исполняемой в настоящее время. Люди чрезвычайно восприимчивы к тому, как их видят другие, многочисленными способами стараются управлять впечатлением, которое хотят произвести на других, и добиться желаемых реакций. Хотя иногда это делается сознательно, но обычно мы управляем впечатлением, которое стараемся произвести на других, неосознанно. Практически любой оденется и будет вести себя на деловой встрече иначе, чем на футбольном матче, на который он пришел отдохнуть с друзьями. Типы личности: Кардинер: базовая личность – тип, отвечающий базовым условиям развития общества; модальный – типичный, личность, обладающую общими для данного общества чертами; нормативный – эталон, идеал общества. Теоретический тип – направлен на познание реальности; эстетический – абсолютизирующий единичное с его индивидуальными особенностями; экономический – стремится с наименьшими затратами достичь наибольшего результата; политический – стремящийся к власти, господству и влиянию; социальный – смысл жизни для него в общении; религиозный – каждое явление соотносит с общим смыслом жизни и мира. Р. Дарендорф – «человек трудящийся» в традиционном обществе; «потребитель» современного массового общества, «универсальный» - способный к разным видам деятельности, «советский» - зависимый от государства. 2. Социализация личности. Социализация – процесс освоения индивидом норм, ценностей, стандартов поведения окружающего его общества. Весьма существенным началом, посредством которого осуществляется социализация личности, является ее идентификация. Идентичность - это такое социальное качество, которое является результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального, взаимодействующего с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации - процесса отождествления личностью самой себя с определенной этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. группой. Важное значение в социологии придается факторам и агентам социализации. Агентами социализации являются люди, обучающие других нормам: няни, учителя и т.д. Агенты социализации — это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах основным агентом социализации ребенка является семья. Кроме того, агентами социализации являются группы сверстников, школа и средства массовой информации. Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста. В некоторых культурах, особенно в небольших традиционных обществах, группы сверстников формализуются по возрастной градации. Каждое поколение имеет определенные права и обязанности, они меняются по мере взросления. Отношения со сверстниками часто сохраняют значение на протяжении всей жизни человека. Особенно это характерно для поселений с невысокой мобильностью, где индивиды могут быть членами одной неформальной группы или иметь одну и ту же группу друзей практически всю жизнь. Даже когда это не так, отношения со сверстниками, по-видимому, оказывают значительное влияние и после периодов детства и отрочества. Неформальные группы людей одного возраста на работе, да и в других ситуациях, обычно оказываются очень важными при формировании позиций и привычек индивида. Группы сверстников часто формируются в школе, и система распределения по классам в зависимости от возраста усиливает их влияние. Формальное школьное образование ослабляет влияние, которым обладают семья и группа сверстников в процессе социализации. Давать образование — значит сознательно обучать навыкам и ценностям. Помимо этого, школа воспитывает и менее заметным путем, формируя установки и нормы посредством “скрытой программы”. В качестве важнейших факторов социализации выделяются: 1) биологические (в частности, биологическая наследственность индивида); 2) психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей формирующейся личности и т.п.); 3) социальные (экономические, политические, в частности, государственное устройство, культурные). Виды социализации – 1) первичная (осуществляется в детстве, в малой группе); 2)вторичная (в зрелые годы, когда индивид в состоянии самостоятельно оценивать содержание социализации). Ресоциализация – процесс, когда индивид заново осваивает содержание социализации. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Одна из таких ситуаций — пребывание в карцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение таких критических ситуаций дает нам возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях. Ресоциализация начинается в тот момент, когда индивид начинает моделировать в себе новые черты поведения, моделируемые на основе персоны. Десоциализация – процесс утраты индивидом социальных навыков и норм поведения. Ж. Пиаже пришел к выводу, что человек проходит несколько стадий когнитивного развития, т. е. обучения думать о себе самом и своем окружении. На каждой стадии приобретаются новые навыки, которые, в свою очередь, зависят от успешного завершения предыдущей стадии. Первая стадия — сенсомоторная — длится от рождения до двух лет. Примерно до четырех месяцев младенец не способен отделять себя от своего окружения. Например, ребенок не понимает, что стенки его кроватки трясутся от того, что он трясет их сам. Младенец не отличает предметов от людей и совершенно не подозревает, что что-либо может существовать вне поля его зрения. Как свидетельствуют работы, рассмотренные нами ранее, дети постепенно учатся отличать людей от предметов, обнаруживая, что и те и другие существуют независимо от непосредственного их восприятия самими детьми. Пиаже называет эту стадию сенсомоторной, потому что младенцы учатся в основном посредством прикосновения к предметам, манипуляций с ними и физического освоения своего окружения. Основным достижением этой стадии является понимание ребенком того, что окружающий мир имеет различающиеся и стабильные свойства. Следующая фаза, названная дооперациональной стадией, — одна из тех, которым Пиаже посвятил большинство своих исследований. Эта стадия продолжается с двух-до семилетнего возраста, когда дети овладевают языком и приобретают способность использовать слова для представления объектов и образов в символическом виде. Например, четырехлетний ребенок может, раскинув руки, передать идею “самолета”. Пиаже называет эту стадию дооперациональной, потому что дети пока не способны использовать свои развивающиеся умственные способности систематически. На этой стадии дети эгоцентричны. То, как Пиаже использует это понятие, обращено не к эгоизму, а скорее к стремлению ребенка интерпретировать мир исключительно в терминах своей собственной позиции. Он не понимает, к примеру, что другие видят предметы в иной перспективе, отличающейся от его собственной. Держа перед собой книгу, ребенок может спросить о картинке в ней, не представляя, что человек, сидящий напротив, может видеть только обратную сторону книги. На дооперациональной стадии дети не способны поддерживать друг с другом связный разговор. В эгоцентрической речи то, что говорит каждый ребенок, в большей или меньшей степени не зависит от того, что сказал предыдущий. Дети говорят вместе, но не один другому в том смысле, как у взрослых. На этой фазе развития дети еще не понимают общих категорий мышления, таких, как случайность, скорость, вес или число. Наблюдая, как переливают жидкость из высокого и узкого сосуда в низкий и широкий, ребенок не понимает, что объем воды остался тот же. Ему кажется, что воды стало меньше, потому что уровень стал ниже. Третья стадия, период конкретных операций, длится от семи до одиннадцати лет. Дети в этой фазе овладевают абстрактными логическими понятиями. Они способны без особых затруднений воспринимать такую идею, как случайность. Ребенок в этом возрасте понимает ошибочность представления о том, что широкий сосуд содержит меньше воды, чем узкий, несмотря на то, что уровни воды различны. Он способен производить математические операции умножения, деления и вычитания. На этой стадии дети менее эгоцентричны. Если на дооперациональной стадии девочку спросить: “Сколько у тебя сестер? ”, она сможет правильно ответить “одна”. Но если спросить “Сколько сестер у твоей сестры? ”, она, скорее всего, ответит “Нисколько”, потому что не может воспринимать себя с точки зрения своей сестры. На стадии конкретных операций ребенок способен с легкостью отвечать на такие вопросы правильно. Период с одиннадцати до пятнадцати лет — это, по определению Пиаже, период формальных операций. В подростковом возрасте ребенок приобретает способность понимать чрезвычайно абстрактные и гипотетичные идеи. Столкнувшись с проблемой, дети на этой стадии способны перебрать все возможные пути решения и оценить их теоретически, чтобы получить ответ. На стадии формальных операций подросток способен понимать и задачи “с подвохом”. На вопрос “Какое существо собака и пудель одновременно? ” он может и не дать правильный ответ (“пудель”), но поймет, почему этот ответ правильный, и оценит юмор. Согласно Пиаже, первые три стадии развития являются универсальными, однако не все взрослые достигают стадии формальных операций. Развитие формально-операционального мышления частично зависит от уровня образования. Взрослые, не имеющие достаточного уровня образования, как правило, продолжают мыслить в более конкретных понятиях и сохраняют значительную долю эгоцентризма. Вывод: Личность – социальная сущность человека, совокупность всех его социальных качеств, проявляющихся в социальном опыте (психологические характеристики, значимые для общества). Личность это субъект и продукт социальных отношений, социализации. В процессе социализации люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, т.е., приобретают свое социальное «Я».
|