Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От автора. Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИСтр 1 из 3Следующая ⇒
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ Рецензенты: декан факультета педагогического образования ЧелГУ А.Г, Ушакова, доцент, зав, кафедрой режиссуры театрализованных представлений и празднеств Тюменского государственного института культуры и искусств © Челябинская государственная академия культуры и искусств,, 2000 © Шилов Н.П., 2000
Издательство Татьяны Лурье Лицензия ЛР № 065673 от 13.02 1998 г ISBN 5-S985I-028-1
От автора Эта книга адресована студентам академии культуры и искусств. Тем, кто выбрал самую жизнерадостную на свете профессию: режиссер праздника. Одной из составляющих любого торжества или гуляния является театрализованное зрелище. Чтобы оно по-настоящему увлекло зрителей, надо придумать умный и веселый сценарий. Дать универсальные рецепты, как это осуществить, - дело неблагодарное и бесполезное. Можно лишь поделиться наблюдениями, которые возникают в процессе собственных опытов. Для начала несколько оговорок. Первая. Автор намеренно ограничился описанием работы над сценариями клубных театрализованных представлений, т.е. таких, которые связаны со сценической площадкой и предполагают относительно устойчивое деление праздничной аудитории на зрителей и исполнителей. Вторая. Терминология, используемая в тексте, - традиционна. Ее источники: эстетика, лингвистика, литературоведение, режиссура. Многие специфические понятия (театрализация, реальный герой и т.д.), истолкованные и оговоренные в книгах Д: М. Генкина, А. А. Коновича, А. С. Чечетина, М.И.Маршака, используются в их привычном значении. Третья. Постоянное обращение к высказываниям русских и зарубежных писателей совсем не говорит о том, что автор пытается запрячь в одну телегу " коня и трепетную лань". Дело в другом. Опыт мастеров слова для сценаристов весьма важен, и не воспользоваться им - неразумно. ЗАМЫСЕЛ СЦЕНАРИЯ Сценарий ~ (итал. " шенарио" от лат. " шена") - предметно-изобразительная и композиционная основа театрализованного представления, в которой с прямой речью персонажей свободно взаимодействует описательно-повествовательная речь. Прямая речь имеет форму монолога или диалога. Монолог - (греч. " моно" - один и " логос" - слово) -- речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей. В праздничной драматургии - речь конферансье или ведущего, обращенная к артистам или участникам торжества. Диалог (греч. " диалогос" - разговор, беседа) - форма устной речи, разговор двух или нескольких персонажей в театрализованном представлении, а также ведущего с участниками праздничного действия. Описательно-повествовательная речь в сценарии выступает в форме ремарки. Ремарка (фр. " ремарк" - замечание, пояснение) - указание автора в тексте сценария на поступки героев, их жесты, мимику, обстановку действия. Описание предполагаемого поведения участников праздника, условий игр, конкурсов и т.д. Краткая ремарка, находящаяся внутри прямой речи, заключается в скобки, более подробная выделяется графически. Первой и, может, главной особенностью сценария театрализованного представления является его документальная основа. Сердцевина праздника - реальное событие. Юбилей города или учреждения, окончание школы, поступление в институт, творческий отчет художественного коллектива и т.д. Местный факт постоянно присутствует и в традиционных гуляниях, связанных с народным календарем. Кроме того, документ в различных ипостасях является структурным элементом праздничной драматургии. Аудио- и видеозаписи, кинофрагменты, выступления реальных героев, различные церемониальные действия - строительный материал сценариста. Вторая особенность сценария - его синтетический, собирательный характер. Здесь встречаются все виды искусств (музыка, литература, театр, кино, живопись, архитектура) и различного рода документалистика. Варьирование сочетании того и другого породило видовое разнообразие театрализованных представлений. Концерт (итал. " концерте" состязание) - публичное исполнение произведений малых форм самых разных искусств. Театрализованный концерт - это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно-смысловые блоки. Художественно-смысловой блок - это поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим. Театрализованный тематический вечер - это документально-художественное представление, посвященное реальным героям и реальным событиям, построенное при помощи монтажа. Сценарий театрализованного тематического вечера состоит из выступлений реальных героев, текстов ведущего, концертных номеров, элементов театрализации (" зримое стихотворение", " зримая песня", " зримый документ", слайд-фильмы и кинофрагменты) и описания церемониальных действий. Конкурсно-игровая программа - это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков. Театрализованное представление-спектакль - представление, аналогичное театральному зрелищу. Оно имеет единый сюжет, вымышленных персонажей и диалогическую форму. Однако нередко эти признаки разрушаются. Например, представление может быть полисюжетным. Каждый эпизод в этом случае относительно самостоятелен, и в нем действует свой круг героев. Сценарий театрализованного представления-спектакля создается драматургическим путем и наиболее близок по своей сути пьесе. Беспримесно все эти разновидности клубных театрализованных представлений почти не существуют. Происходит постоянное их взаимопроникновение и взаимообогащение. Отметим, что какой бы сценарий не предстояло написать, работа над ним начинается с формирования замысла. " Замысел сценария - это внутреннее представление о будущей драматургической разработке праздничного действия. Процесс его формирования условно можно разделить на три этапа.
|